Реактивный гидросамолёт-истребитель Convair F2Y Sea Dart

Первые атомные бомбы были очень тяжелыми, стратегическим бомбардировщикам, несущим их, требовались очень длинные аэродромы, и противник мог легко уничтожить их первым ударом. В связи с этим американцы запустили проект по созданию независимой от аэродромов стратегической авиации — планирующий бомбардировщик Martin P6M Seamaster и планирующий истребитель его прикрытия Convair F2Y Seadart. О последнем мы сегодня и поговорим подробно.

Несмотря на то, что этот проект был настолько масштабным, что были разработаны и испытаны даже системы дозаправки гидросамолетов с подводных танкеров, в том числе с подводных позиций, сверхзвуковых самолетов на авианесущих кораблях, отношение людей к их использованию было скептическим. Все палубные самолеты этой эпохи были дозвуковыми. Проблема заключалась в большой дальности и скорости сверхзвуковых самолетов при взлете и посадке. Надводные боевые самолеты должны были решить многие из этих задач.

Sea Dart начался как участие Convair в конкурсе сверхзвуковых перехватчиков ВМС США в 1948 году. Команда Эрнеста Стаута из Лаборатории гидродинамики Convair предложила добавить водные лыжи к перехватчику F-102 Delta Dagger.

F-102 Дельта Кинжал

в конце 1951 года проект Convair был одобрен, и были размещены заказы на строительство двух прототипов. Еще до полета первого прототипа была заказана серия из 12 самолетов. Никакого вооружения самолет не имел, но в дальнейшем планировалось оснастить четырьмя 20-мм пушками Colt Mk12 и неуправляемыми ракетами со складывающимся хвостовым оперением. Четыре из этого заказа были переименованы в служебные испытательные машины, и еще восемь серийных самолетов были быстро заказаны.

прототип был оснащен треугольным крылом, водонепроницаемым корпусом и гидролыжами для взлета и посадки. В покое или на малой скорости самолет удерживался над водой за счет водоизмещающего корпуса, а задние кромки крыльев соприкасались с водой. Во время взлетного планирования, когда скорость достигла 16 км/ч, гидролыжа упала и корпус поднялся над водой, а после взлета подтянулся к корпусу. Двигатели должны были представлять собой сдвоенные турбореактивные двигатели Westinghouse XJ46-WE-02 с воздухозаборниками высоко над крыльями для предотвращения попадания воды. На прототип устанавливались различные конфигурации лыж. Первый самолет был оснащен одной лыжей (это оказалась наиболее удачная конструкция), а второй прототип - двумя лыжами.

Prototype 2

Официальный первый полет состоялся 9 апреля 1953 года. Слабая мощность двигателя замедляла истребитель, а катание на водных лыжах также оказалось менее успешным, чем ожидалось. Несмотря на систему амортизации, при взлете и посадке возникали сильные вибрации.

Морские дартс в полете

Второй самолет с двигателем J46 также показал себя неудовлетворительно. Лишь при неглубоких погружениях она немного превышала скорость звука. Катастрофа произошла во время испытаний 4 ноября 1954 года. Прототип с бортовым номером 135762 был разобран над заливом Сан-Диего. Летчик-испытатель Чарльз Ричберг умер. Причиной стало превышение конструктивной нагрузки самолета.

Вторая катастрофа Sea Dart. 4 ноября 1954 г

Еще до окончания цикла испытаний флот потерял интерес к самолетам столь необычной конструкции, в частности были решены проблемы с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов с авианосцев. Появились альтернативные методы запуска: термоядерные бомбы стали весить менее 2,5 тонн, а ракеты «Поларис» можно было запускать из подводных позиций. Заказы на массовое производство были отменены, а программы сокращены.

Интересно, что в 1950-х годах ВМС США рассматривали возможность создания подводного авианосца, способного нести три таких самолета. Однако ни одно из них так и не было реализовано.

История (Наука) Авиация Техника Видео Длинный гидросамолет Военная история Военная техника YouTube 2

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Реактивный гидросамолёт-истребитель Convair F2Y Sea Dart.