От японского призрака до секс-символа: как образ Хассяку-сама породил культ леди Димитреску

Автор текста: Руслан Аманжолов

С момента выхода Resident Evil Village прошло уже четыре года, и игра оставила яркий след как в индустрии, так и в сердцах фанатов. Хотя с точки зрения нарратива в рамках серии она может показаться не самой сильной, её популярность неоспорима. И во многом эта популярность была обеспечена одним запоминающимся персонажем.

Леди Димитреску стала настоящей иконой игры и двигателем её маркетинга. Ажиотаж вокруг неё начался ещё с анонса, когда интернет наводнил фан-арт. Тогда же игровые издания начали раскрывать источники вдохновения создателей.

Как рассказал в интервью IGN арт-директор игры Томонори Такано, на образ высокой вампирши повлияли три ключевых источника: жестокая графиня Елизавета Батори, Мортиша Аддамс в исполнении Анжелики Хьюстон и японская городская легенда о Хассяку-сама. Часто в статьях основной акцент делали на Батори, списывая остальное на общий стиль. Однако именно японский фольклорный прообраз во многом объясняет тот уникальный баланс между ужасом и сексуальностью, который покорил фанатов, и является частью долгой эволюции образа в японской медиакультуре.

Елизавета Батори

Мортиша Аддамс, сыгранная Анжеликой Хьюстон

Хассяку-сама

Часть 1. Рождение интернет-легенды: женщина в белом из 80-х

Хатисяку-сама, или «восьмифутовая женщина», впервые появилась на японской имиджборде 2Chan в 2008 году. Анонимный пользователь рассказал историю из детства, якобы произошедшую в 70-х или 80-х. Будучи подростком, он гостил у бабушки с дедушкой в деревне и столкнулся с невероятно высокой женщиной в белом платье и широкополой шляпе. Существо не говорило, а лишь издавало странный смех, похожий на «по-по-по». Испуганные родственники позвали священника, который объяснил, что это Хассяку-сама — дух, который раз в 10-15 лет выбирает себе мальчика-жертву. Герою велели запереться в комнате, насыпать соль по углам и молиться до утра.

Ночь прошла в ужасе: за стенами слышался тот самый смех и стук, а голос, похожий на бабушкин, уговаривал выйти. Мальчик не поддался. Утром его спешно вывозили из деревни на машине в окружении других автомобилей для отвлечения внимания. Нарушив запрет смотреть по сторонам, он увидел за окном несущуюся белую фигуру и снова услышал «по-по-по». Ему чудом удалось спастись, но в деревню он больше не возвращался. Позже он узнал, что статуя Дзидзо, сдерживавшая духа в той местности, была разбита.

Эта интернет-страшилка быстро стала вирусной, обрастая новыми деталями, и заняла почётное место среди других японских городских легенд, таких как Ханако из туалета или Кутисакэ-онна. Её образ начал активно использоваться в аниме, манге и играх.

Часть 2. Исторические корни: призраки из «весёлых кварталов»

Корни образа уходят гораздо глубже. Исследователи А.В. Власкин и Ю.А. Чернышёва в книге «Тоси Дэнсэцу» упоминают возможную связь с легендой о Белой Принцессе Сираки XVI века, но более явные параллели прослеживаются в искусстве эпохи Эдо.

Оригинальное изображение Така-онна Ториямы

Художник Торияма Сэкиэн (1712-1788) в своей серии зарисовок демонов-ёкаев изобразил Така-онна — высокую черноволосую женщину в белом, которая любила подсматривать в окна борделей «весёлых кварталов» за интимными сценами. Хотя сам Торияма не оставил описания, фольклористы позже интерпретировали этот образ как дух похотливой или, наоборот, одинокой женщины, лишённой при жизни любви.

Така-онна в исполнении Сигэру Мидзуки

Вольная интерпретация поведения Така-онна

У Хассяку-сама были и другие «родственницы» из того же фольклорного цикла. Кера-кера-онна — гигантская женщина, чей жуткий безостановочный смех (возможно, тот самый «по-по-по») сводил с ума мужчин. Сукима-онна — дух, который следил за людьми из любой щели, сводя их с ума своим пристальным взглядом.

Кера-кера-онна на оригинальном изображении Ториямы

Сукима-онна

Таким образом, образ Хассяку-сама вобрал в себя черты этих старинных ёкаев. Как отмечают исследователи, современная легенда о ней — это метафора инициации, перехода из юности во взрослую жизнь, часто с сексуальным подтекстом, который присутствовал в её прообразах.

Часть 3. Эволюция в поп-культуре и путь к Димитреску

«По-по-по?»

Смешение ужасающего и привлекательного — давняя традиция в японской культуре. Образ Хассяку-сама, ставший популярным в медиа с 60-х годов, используется по-разному: от пугающего антагониста до харизматичного персонажа.

Otherside Picnic

В аниме и манге Otherside Picnic она — опасный противник. В игре Fatal Frame: Maiden of Black Water — призрак, незримо преследующий героев.

Fatal Frame Maiden of Black Water

В романтической манге Even If You Slit My Mouth Хассяку предстаёт как подруга главной героини-ёкая, имеющая слабость к юношам. Её вариации появляются в Ghostwire: Tokyo, Shin Hayarigami 3, вселенной Touhou и даже в хентае.

Even If You Slit My Mouth

Touhou

Совсем недавно вышла игра-симулятор побега Hachishaku, где сексуальный аспект выведен на первый план, а в Zenless Zone Zero появилась NPC, очень похожая на неё. Набирает популярность и манга, где Хассяку борется со своим чрезмерно сексуализированным медиа-образом.

Относительно безобидная манга-версия

Hachishaku

Zenless Zone Zero

Именно на этом богатом фоне и появилась леди Димитреску. Сравним: рост более двух метров — есть. Белая одежда и широкая шляпа — есть. Мистическая, пугающая природа — есть. Навязчивое преследование героя — есть. Явного интимного подтекста в игре может и не быть, но аудитория, знакомая с истоками образа, легко его прочла. Фетиш на высоких, властных женщин с выдающимися формами сделал своё дело.

Таким образом, Димитреску — это блестящее западное переосмысление образа Хассяку-сама, обогащённое другими влияниями. Разработчики Resident Evil Village, безусловно, понимали потенциал такого дизайна. Ожидали ли они, что персонаж станет секс-символом и объектом для тонн модов? Возможно, не в таких масштабах, но поле для подобной реакции они подготовили идеально.

Феномен популярности леди Димитреску коренится в удачном синтезе ужаса и привлекательности, унаследованном от её японского прообраза. Она стала свежим взглядом на старый архетип, что и объясняет как восторг, так и споры вокруг неё. Её образ — это мост между восточным фольклором и западным игровым дизайном, оказавшийся невероятно resonant для самой широкой аудитории.

Источники

  1. Тоси Дэнсэцу. Городские легенды современной Японии / Антон Власкин, Юлия Чернышёва. – М.: Вече, 2022, ISBN 978-4484-3336-8

  2. https://kako.5ch.net/test/read.cgi/occult/1217949163/908n-916 - оригинальная легенда Хассяку-сама;

  3. https://news.careerconnection.jp/entame/15301/

  4. https://www.ign.com/articles/resident-evil-village-capcom-interview-lady-dimitrescu-tall-vampire

  5. https://www.kowabana.net/2017/09/06/hasshaku-sama/

  6. https://yokai.com/takaonna/?srsltid=AfmBOopr5S3O28e_jTbN3fa4seJuv_gy2V5hrsfPLnaDdAzPhNEQpJAS

  7. 村上健司編著『妖怪事典』

  8. Личные знания из кучи справочников по японской нечисти и культуре, все перечислять нет смысла.

Написано специально для CatGeek и читателей Pikabu.

🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.

  • ВК↩ – наша Родина.

  • Ютуб↩ – пробуем делать видео.

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: «Высокая женщина в белом с формами — это круто»: как популярность и сексуализация Димитреску пошли от ее прообраза — Хассяку-сама.