Как советские инженеры заставили танк летать: история летающих танков

В период Второй мировой войны острая необходимость в быстрой переброске бронетехники на большие расстояния подтолкнула инженеров к созданию невероятных проектов. Одной из самых смелых идей стало создание летающего танка — машины, способной преодолевать сотни километров по воздуху, приземляться и сразу вступать в бой. Советским конструкторам удалось не только разработать, но и испытать подобную машину, что стало настоящим технологическим прорывом для своего времени.

История летающих танков — это история о том, как военная необходимость рождает самые смелые инженерные решения. Осенью 1942 года на подмосковном аэродроме произошло невероятное событие: в небо поднялся и совершил полёт лёгкий танк Т-60. Для наблюдателей это зрелище казалось фантастическим, однако за ним стояли годы экспериментов и международный опыт.

Проблема логистики и рождение идеи

Танкер-перевозчик. /Фото: kolesa.ru

К началу 1940-х годов танки стали главной ударной силой сухопутных войск, однако их мобильность за пределами поля боя была серьёзно ограничена. Перевозка тяжёлой техники по железной дороге или на специальных трейлерах была медленной и уязвимой для авиации противника. Существовавшая на тот момент транспортная авиация не могла перевозить многотонные танки. Именно тогда у военных стратегов и конструкторов возникла идея: а что, если танк сможет летать самостоятельно? Такая машина могла бы быстро перебрасываться в тыл противника, приземляться на неподготовленные площадки и с ходу вступать в бой. Интересно, что первоначальная концепция принадлежала не советским, а американским инженерам.

Американские корни: проект Кристи

Летающий танк Кристи. / Фото: 24.hu

Пионером в создании летающего танка стал американский конструктор Джордж Уолтер Кристи, представивший свой проект ещё в 1932 году. Его машина, выполненная из лёгких алюминиевых сплавов, должна была весить около 4 тонн и не имела башни. По замыслу Кристи, танк должен был подниматься в воздух с помощью съёмной бипланной коробки крыльев и хвостового оперения, используя для полёта авиационный винт, приводимый в движение танковым двигателем.

Летающий танк Кристи. / Фото: alterathistory.com

Несмотря на амбициозность проекта, включавшего установку 75-мм пушки и двигателя мощностью 750 л.с., он так и не был реализован. Технологии 1930-х годов не позволяли создать надёжную трансмиссию, которая могла бы одновременно работать и на гусеницы, и на воздушный винт. Проект был свёрнут, но сама идея не пропала — она попала в СССР, где ею заинтересовались советские инженеры, консультировавшиеся у Кристи.

Советские эксперименты: от Смарко до Антонова

Обратите внимание: Могут ли пилоты летать на разных самолетах одновременно.

МАС-1, летающий танк Смарко. /Фото: newsgomel.by

В СССР идею летающего танка первым попытался воплотить инженер Михаил Смарко. В качестве основы он взял хорошо зарекомендовавший себя скоростной танк БТ-7. Его проект, известный как МАС-1, отличался складными крыльями, убирающимся хвостовым оперением и воздушным винтом в носовой части. Однако и этот проект остался на стадии модели, столкнувшись с непреодолимыми на тот момент техническими сложностями.

МАС-1, летающий танк Смарко. /Фото: newsgomel.by

Настоящий прорыв произошёл в 1941 году в ОКБ под руководством знаменитого авиаконструктора Олега Антонова. Инженеры подошли к проблеме с другой стороны: они решили не создавать танк с функциями самолёта, а объединить готовый серийный танк с планером. Так родился проект А-40, более известный как «Крылья танка».

Летающий танк А-40. / Фото: Profile.ru

За основу был взят лёгкий танк Т-60. Чтобы не перегружать конструкцию, огромные бипланные крылья и хвостовое оперение изготовили из дерева. Общая масса комплекса составила около 7,5 тонн. Антонов отказался от идеи оснащать танк собственным авиадвигателем. Вместо этого А-40 должен был буксироваться в воздух тяжёлым бомбардировщиком ТБ-3, как обычный планер. После отцепки на нужном участке танк-планер мог планировать к месту посадки.

Летающий танк А-40. /Фото: dzen.ru

Гениальность решения заключалась в простоте: после приземления экипаж танка мог одним движением рукоятки сбросить деревянные крылья и хвост, превратившись из планера в полноценную боевую машину, готовую к атаке.

Испытания и судьба проекта

Бомбардировщик ТБ-3 / Фото: Profile.ru

Лётные испытания А-40 состоялись в начале сентября 1942 года на аэродроме в Жуковском. В роли пилота-танкиста выступил лётчик-испытатель Сергей Анохин. Бомбардировщик ТБ-3 с огромным трудом оторвал от земли неповоротливый планер-танк. Из-за колоссального аэродинамического сопротивления двигатели буксировщика начали перегреваться. Чтобы не рисковать экипажем самолёта, Анохин принял решение отцепить трос и совершить аварийную посадку.

Летающий танк А-40. / Фото: Profile.ru

Танк-планер успешно спланировал и приземлился на ближайшем аэродроме Быково. Появление с неба полноценного танка, управляемого изнутри, вызвало настоящий шок у персонала аэродрома, не предупреждённого об испытаниях. К счастью, по странному объекту не открыли огонь, а пилота задержали до выяснения обстоятельств. Несмотря на успешное доказательство самой возможности полёта танка, проект А-40 был закрыт. Основной причиной стала нехватка мощных самолётов-буксировщиков, которые были нужны фронту для других задач. Тем не менее, эксперимент Антонова вошёл в историю как один из самых смелых и оригинальных инженерных проектов Второй мировой войны, наглядно показавший, что для настоящих инноваций нет невозможного.

Эксперимент с авиационным самолётом, длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Как советские инженеры заставили танк летать.