
В ночь на 2 ноября 1961 года пассажирский лайнер Ту-104Б (борт СССР-42504), принадлежавший Хабаровскому авиаотряду, выполнял заключительный этап длительного рейса из Москвы во Владивосток. На борту находилось всего 13 пассажиров, включая одного ребенка, которых обслуживали три стюардессы. Экипаж из пяти человек — командир, второй пилот, штурман, бортинженер и радист — считался опытным и квалифицированным, что было стандартом для флагмана советской гражданской авиации. Сам самолет был практически новым, выпущенным Казанским авиазаводом менее года назад, и его техническое состояние не вызывало вопросов.
Роковое снижение во Владивосток
Предстоял короткий, часовой перелет из Хабаровска во Владивосток. При подготовке к посадке экипаж получил устаревшие метеоданные, согласно которым видимость составляла 6-8 км. В реальности же погода в аэропорту Кневичи резко ухудшилась: нижняя граница облаков опустилась до 300 метров, шел умеренный дождь, а видимость упала до 1000 метров в условиях тумана. К этому добавилась неисправность глиссадного радиомаяка — ключевого прибора для точного захода на посадку.

Ту-104
В такой ситуации диспетчеры были вынуждены использовать посадочный радар, чтобы наводить самолет на полосу. Выполнив предпосадочный маневр, экипаж на высоте 400 метров увидел огни приближения, но вскоре вошел в плотный приземный туман и полностью потерял визуальный контакт с землей. Ночная темнота усугубляла ситуацию. Командир, оставшись без помощи автоматики из-за неработающего маяка, неосознанно вывел самолет ниже безопасной глиссады.
«Идем низковато» и столкновение
Второй пилот предупредил командира: «Мы летим немного низко». Бортинженер докладывал показания радиовысотомера: «50 метров... 30 метров...». Однако командир корабля продолжал снижение, пытаясь визуально отыскать взлетно-посадочную полосу. Наземные диспетчеры, наблюдавшие это на экранах радаров, почему-то не передали экипажу предупреждение о критически низкой высоте.

Кабина Ту-104
В результате, всего в 100 метрах от взлетно-посадочной полосы, самолет задел высоковольтные провода, сбил мачту антенны и вершину дерева.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Это было чудом, что лайнер не врезался в землю. Почувствовав удар, командир резко убрал тягу и посадил самолет. Почти пустой Ту-104 (пассажиров было мало, а топливо на исходе) отскочил от земли и вновь оказался в воздухе.Борьба за живучесть и вынужденная посадка
Позднее расследование показало масштаб повреждений: в левом крыле образовались три крупные пробоины, был пробит топливопровод, и горючее начало вытекать. Экипаж не знал о серьезности повреждений, но вскоре на высоте 600 метров из-за утечки отказал левый двигатель. Пилотам удалось перезапустить его на высоте 1600 метров.
Получив указание следовать на запасной военный аэродром Воздвиженка, незнакомый экипажу, командир сначала запросил возвращение в Хабаровск. Однако, когда левый двигатель снова заглох, было принято решение лететь на Воздвиженку, при этом факт столкновения с препятствиями диспетчеру не сообщили.
Авиабаза не была готова к приему поврежденного лайнера. Самолету не разрешили заход по кратчайшей траектории, заставив выполнять стандартную схему. На третьем развороте, из-за полной выработки топлива, отказал и правый двигатель. В полной тишине экипаж принял единственно верное решение: убрать шасси и совершить посадку на ровное поле прямо по курсу.

При посадке «на брюхо» в поле никто не погиб. Все на борту отделались ссадинами и ушибами. Самолет получил повреждения, не подлежащие восстановлению, и был списан.
Итоги расследования
Комиссия выявила целый комплекс причин происшествия: серьезные недостатки в организации летной работы Хабаровского авиаотряда, сбои в управлении воздушным движением и передаче метеоинформации во Владивостоке. Действия военных диспетчеров на авиабазе Воздвиженка отдельно не разбирались, что в народе окрестили позицией «это уже другой приход».
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Авиация Самолет Аэропорт Гражданская Авиация Полет Пилот ВМС США Радивосток Хабаровск Авария Ошибка Длинная Пост Нейронная Сеть Искусство 5Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Идем низковато" Как Ту-104 задел провода и сел в поле.