Встреча с однокашниками-авиаторами на шашлыках — событие редкое. Летний сезон — горячая пора, выходные нужно согласовывать, кто-то готовится к тренажеру, у кого-то медкомиссия (ВЛЭК), у других семейные дела. Эту встречу мы планировали с июня. Естественно, разговор зашел о работе и судьбе отечественного авиапрома, который обещает поставить Аэрофлоту 40 самолетов к 2030 году. Интересно, что Аэрофлот уже отказывался от Ту-204, хотя некоторые лайнеры даже успели покрасить в его цвета.

Ту-204/214 успешно эксплуатировались в российских авиакомпаниях. Особенно ярко проявил себя во «ВладАвиа», выполнявшей беспосадочные рейсы Владивосток – Санкт-Петербург. Самолет также летал у зарубежных перевозчиков: кубинской Cubana, северокорейской Air Koryo, египетской Cairo Aviation и китайской Air China Cargo.
Признаюсь, я раньше не интересовался Ту-204, так как в медиа доминировали Boeing и Airbus. Однако этот самолет оказался очень интересным, с целым спектром модификаций.
Семейство самолетов Ту-204/214
Разработчики создали множество версий этого лайнера:
Ту-204С (грузовой вариант),
Ту-204-120 (с британскими двигателями RB-211-535E4),
Ту-204-300 (укороченный, с увеличенной дальностью),
Ту-204СМ (модернизированная версия Ту-204-100),
Ту-214 (изначально Ту-204-200, производился в Казани),
Ту-214СР (ретранслятор),
Ту-214ПУ (воздушный пункт управления),
Ту-214СУС (узел связи),
Ту-214ОН (для программы «Открытое небо»).
Технические особенности и упущенные возможности
Основные пассажирские модификации — это Ту-204-100 (до 210 пассажиров, дальность 4600 км) и Ту-214 с увеличенной взлетной массой и коммерческой загрузкой. Для экспорта был создан Ту-204-120 с западной авионикой и двигателями Rolls-Royce.
Изучая Ту-204, я был поражен его продвинутостью даже по современным меркам. На нем установлена электродистанционная система управления (fly-by-wire), как на Airbus A320, с защитой от превышения углов крена и тангажа. Есть система, предотвращающая касание хвостом ВПП (чего нет на A320, но есть на SSJ-100). При отказе двигателя автоматически отклоняется руль направления для компенсации разворачивающего момента — на Boeing 737 это платная опция, а на Ту-204 и SSJ-100 входит в базовую комплектацию.
Больше всего удивило, что крыло и оперение мало подвержены обледенению и не требуют противообледенительной системы.
Несмотря на то, что производство началось в 1989 году, Ту-204 был технологичным и опережал многих конкурентов. Однако в погоне за быстрой прибылью авиакомпании часто предпочитали подержанные Boeing.

Проблемы и зависимость от импорта
К сожалению, Ту-204 имеет и недостатки. Выяснилось, что в нем используются западные комплектующие: инерциальная система, метеолокатор и система предупреждения о близости земли (EGPWS) производства американской Honeywell. Надеюсь, эти компоненты смогут заменить отечественными аналогами.
Ключевой вопрос: кто будет летать? Проблема подготовки бортинженеров
Отдельная сложность — экипаж. На Ту-214, помимо двух пилотов, требуется бортинженер. Это увеличивает расходы на зарплату и, главное, создает кадровую проблему. Где брать этих специалистов?
В СССР бортинженеров для гражданской авиации готовил Киевский институт инженеров ГА (КИИГА). Туда поступали те, кто не прошел по здоровью в летный факультет. Выпускники начинали карьеру сразу на Ту-134, минуя работу на более мелких самолетах. Другой путь — отучиться в техническом училище, поработать техником на перроне (например, на Ан-24), а через несколько лет претендовать на должность бортмеханика. Но для перехода на лайнер в любом случае требовалось высшее образование.
Сегодня ситуация иная. Можно отучиться на бортмеханика вертолета Ми-8 в Омском лётно-техническом колледже, но опытные командиры часто предпочитают специалистов, прошедших путь от техника, так как они лучше знают материальную часть.
Для Ту-214 нужен именно бортинженер с высшим образованием. На его подготовку уйдет минимум 5 лет, плюс переподготовка на тип и изучение английского языка. Причем английский, скорее всего, придется сдавать по стандартам для пилотов, так как отдельных курсов для бортинженеров, вероятно, создавать не станут.
По моему мнению, Аэрофлот будет настаивать на двухчленном экипаже для Ту-214 (без бортинженера). Сроки поставок, вероятно, сдвинутся, но в нашей стране на сроки редко обращают внимание.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Про Ту-204/214, и как стать бортинженером.