4 октября 1992 года грузовой лайнер Boeing 747 авиакомпании El Al, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Тель-Авив с промежуточной посадкой в Амстердаме, потерпел катастрофу, унеся десятки жизней и оставив после себя множество вопросов.

Грузовой Boeing 747, аналогичный потерпевшему крушение
Роковой взлет и внезапная катастрофа
Самолет, управляемый опытным экипажем под командованием 59-летнего капитана Фукса, был загружен почти до предела — его взлетный вес составлял 95% от максимально допустимого. На борту, помимо трех членов экипажа, находился один пассажир. Через шесть минут после взлета из аэропорта Схипхол, на высоте около 2000 метров, на борту раздался звук, похожий на взрыв. Пилоты сообщили диспетчерам о выходе из строя двух правых двигателей, даже не подозревая, что те полностью оторвались от крыла.
– El Al 1862, Mayday! Mayday! Mayday! Вышли из строя двигатели №3 и № 4. Нам необходимо срочно вернуться на аэродром вылета Схипхол!
Экипаж предпринял отчаянную попытку вернуться в аэропорт, но отрыв двигателей привел к катастрофическим повреждениям. Была перебита гидравлическая система, и самолет, потеряв управление, вошел в резкий правый крен. Последнее сообщение с борта было трагичным: «Падаем, 1862, падаем, падаем, повторяю, падаем!». Не долетев около 13 километров до взлетно-посадочной полосы, лайнер под углом 70 градусов врезался в 11-этажный жилой комплекс «Груневен», вызвав мощный взрыв и пожар.

Схематичное изображение полета Boeing 747 с поврежденным крылом
Жертвы и долгосрочные последствия
Трагедия унесла жизни всех четырех человек на борту и 39 жителей здания. Еще 26 человек получили ранения. Из-за большого числа нелегальных мигрантов, проживавших в комплексе, первоначальные оценки числа жертв были завышены. В последующие годы многие выжившие начали страдать от необъяснимых хронических заболеваний, включая проблемы с дыханием, бессонницу и нарушения работы желудочно-кишечного тракта, что породило подозрения о наличии на борту опасных веществ.

Реконструкция момента столкновения с жилым комплексом
Расследование и скрытый груз
Расследование выявило цепь технических неисправностей. Причиной катастрофы стала усталость металла в предохранительном элементе (виброгасителе) крепления правого внутреннего двигателя №3. Во время взлета он разрушился, двигатель оторвался и, отлетев назад, сорвал с крыла двигатель №4, серьезно повредив конструкции и гидравлику.
Особый интерес вызвал груз на борту. Появление на месте катастрофы людей в защитных костюмах и последующие проблемы со здоровьем у выживших породили слухи о перевозке опасных материалов. Спустя шесть лет Израиль официально признал, что на борту находился диметил-метилфосфонат — химическое вещество, которое может использоваться как в мирных целях (например, для производства антипиренов), так и в качестве прекурсора для нервно-паралитических веществ.

Работа спасателей и следователей на месте падения самолета
Выводы и изменения в авиации
Катастрофа рейса 1862 стала горьким уроком для мировой авиации. Расследование показало, что подобные инциденты с креплениями двигателей случались и ранее. В результате были ужесточены процедуры технического обслуживания: частота проверок критических узлов крепления двигателей была увеличена в пять раз. Также были пересмотрены инструкции для пилотов и диспетчеров на случай подобных аварий, чтобы минимизировать риски для людей на земле.

Последствия катастрофы для жилого комплекса
Эта трагедия остается одним из самых известных и загадочных происшествий в истории гражданской авиации, в котором переплелись техническая неисправность, человеческий героизм экипажа и тень секретного груза.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram
https://t.me/rumayday/
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Подозрительный груз и отрыв двигателей.