20 октября 1960 года, в четверг, самолет Ту-104 с бортовым номером 42452, находившийся в эксплуатации чуть более года, выполнял регулярный рейс по маршруту Москва — Хабаровск. На его борту находился 61 пассажир. После промежуточной посадки в Омске произошла плановая смена экипажа. Новый состав, включавший двух пилотов, штурмана, бортмеханика, бортрадиста и двух стюардесс, поднялся на борт. В 14:45 по московскому времени лайнер вылетел из Омска, взяв курс на Иркутск.

Самолет Ту-104 — флагман советской гражданской авиации того времени
Цепь неверных решений
На момент вылета из Омска метеоусловия в Иркутске, согласно полученным данным, позволяли выполнить посадку. Однако ситуация резко изменилась после 15:00 по Москве: погода ухудшилась настолько, что перестала соответствовать установленному метеоминимуму для приема самолетов типа Ту-104. Несмотря на это, руководитель полетов аэропорта Иркутска, нарушив инструкции, продолжил прием воздушных судов. Экипаж Ту-104 дважды безуспешно пытался зайти на посадку в сложных метеоусловиях и в итоге был вынужден взять курс на запасной аэродром в поселке Усть-Орда.
Роковая неисправность и колебания командира
Около 21:00 по местному времени в Усть-Орде уже находился другой Ту-104, экипаж которого сообщил о сложной погоде: снеге, облачности 200-250 метров и видимости около 3 километров. При заходе на посадку на высоте 800 метров пилоты выпустили шасси. Почти сразу бортмеханик доложил командиру о проблеме: не горела контрольная лампа, сигнализирующая о выходе передней стойки шасси.
Обратите внимание: Уходим, командир!.
Командир принял решение уходить на второй круг, одновременно увеличив мощность двигателей. Однако, когда самолет приблизился к торцу взлетно-посадочной полосы, бортмеханик высказал предположение, что лампочка могла просто перегореть (позднее расследование подтвердило неисправность именно в системе индикации).Этот доклад внес роковую нерешительность. Командир, потеряв хладнокровие, сначала отдал команду на посадку и уменьшил тягу, но почти сразу передумал и вновь дал команду уходить на второй круг, чтобы в воздухе визуально проверить положение шасси. На высоте всего 10-15 метров над землей самолет начал выполнять левый разворот с одновременным набором высоты. Развернув лайнер примерно на 70 градусов относительно оси полосы, командир неожиданно увидел прямо по курсу приближающуюся землю. Он резко потянул штурвал «на себя» и перевел двигатели во взлетный режим, но было уже поздно.
Катастрофа и ее последствия
В 21:14 по местному времени, на высоте около 52 метров, самолет задел провода линии электропередач, проложенной по холму. Потеряв скорость, Ту-104 перешел в левый крен и ударился выпущенными шасси о склон. Проскользив по земле почти 700 метров, полностью заправленный авиалайнер загорелся и впоследствии полностью сгорел. В результате катастрофы погибли три члена экипажа: штурман, бортмеханик и бортрадист. Чудом все пассажиры остались живы, однако 15 из них получили ранения различной степени тяжести. Травмы также получили выжившие четыре члена летного экипажа.

Холмистая местность в районе Усть-Орды, ставшая роковой для экипажа
Выводы расследования: комплекс причин
Следственная комиссия назвала несколько ключевых причин трагедии. Основной была признана ошибка пилотирования: выполнение разворота над взлетно-посадочной полосой на недопустимо малой высоте. В качестве сопутствующих факторов указаны:
- Неоправдавшийся прогноз погоды, предоставленный аэропортом Иркутск.
- Неудовлетворительное руководство полетами в Иркутске, где вовремя не приняли решение о направлении всех самолетов на запасные аэродромы.
- Техническая неисправность сигнализации положения передней стойки шасси, которая стала непосредственным поводом для ухода на второй круг и последующей неразберихи в кабине.
- Недостаточная подготовка экипажа: летчики ранее не работали в аэропорту Усть-Орда и не имели твердых знаний местной инструкции по производству полетов в сложных условиях.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram
https://t.me/rumayday/
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Неуверенный командир.