Изготовление и применение тримминга — ключевого инструмента стеклодува

На фото 1 представлен мой вариант универсального тримминга — инструмента для создания кольцевых углублений в стекле.

Что такое тримминг и зачем он нужен

Тримминг — это небольшой, но обязательный стационарный инструмент, который всегда должен быть под рукой на рабочем столе стеклодува. Его основное назначение — формирование локализованных круглых канавок на размягченной стеклянной трубке. Классическая конструкция, как показано на рис. 2, представляет собой пластину с выемками, закрепленную на деревянной подставке.

Рис. 2. Стандартный учебный вариант тримминга.

Материалы для изготовления: от графита до дерева

Выбор материала для рабочей части инструмента критически важен, так как он напрямую контактирует с раскаленным стеклом. Наилучшие характеристики у терморасширенного графита. Далее, по убыванию эффективности, идут латунь и медь (их необходимо полировать и смазывать воском), а затем текстолит и плотная древесина (их предварительно обжигают в пламени). Интересно, что многие сложные научные приборы прошлого были созданы мастерами, использовавшими именно обугленные деревянные инструменты.

Рабочая пластина обычно имеет ряд канавок разного диаметра. Иногда тримминг делают в виде вращающегося латунного диска с прорезями. Для деревянных деталей подходит плотная древесина: дуб, клен, ясень, груша или береза.

Практика: создание тримминга из подручных материалов

В качестве заготовки для рабочей части был взят кусок тонколистового текстолита от печатной платы (Фото 3).

Фото 3. Заготовка из текстолита для будущего инструмента.

Необходимые инструменты и материалы: столярные и слесарные инструменты, краска, лак, крепеж и различные мелочи.

Изготовление рабочей пластины

Работа началась с разметки будущих канавок на текстолите с помощью шила и линейки (Фото 4). Размеры выбирались исходя из стандартных диаметров стеклянных трубок.

Фото 4. Процесс разметки канавок на заготовке.

Пластину выпилили мелкозубой пилой, торцы обработали наждачной бумагой (Фото 5), а пазы прорезали ножовкой по дереву (Фото 6).

Фото 5. Выравнивание торцов текстолитовой пластины.

Фото 6. Прорезание пазов-канавок.

Поверхности, контактирующие со стеклом, должны быть идеально гладкими, чтобы избежать дефектов. Пазы были тщательно зачищены наждачной бумагой, намотанной на сверло (Фото 7). Для удобства пластину зажали струбциной.

Фото 7. Шлифовка внутренних поверхностей канавок.

В качестве тренировки под каждой канавкой вручную выгравировали цифры, обозначающие диаметр в миллиметрах. Для гравировки использовали самодельный резец из хвостовика сломанного сверла (Фото 8).

Фото 8. Инструмент для ручной гравировки.

Надписи получились слишком мелкими, поэтому их углубили круглым надфилем (Фото 9). Идеально было бы заполнить их краской для контраста, но подходящей не нашлось.

Фото 9. Выгравированные цифры, обозначающие диаметр канавок.

Создание подставки

Подставку выпилили из куска березовой доски, сделав декоративные скосы на торцах (Фото 10) и отшлифовав поверхность.

Фото 10. Заготовка для деревянной подставки.

Крепление рабочей части

Простейший вариант крепления на двух брусках (Фото 11) был отвергнут из-за непрезентабельного вида.

Фото 11. Простой, но неэстетичный способ крепления.

Было решено изготовить более изящные латунные держатели. В ход пошли детали от старого электрического самовара (Фото 12).

Рисунок 12. Латунные детали от самовара после отжига и правки.

Из латуни выпилили заготовки для креплений (Фото 13) с помощью ювелирного лобзика (Фото 14) — незаменимого инструмента для тонкой работы.

Фото 13. Заготовки для латунных креплений.

Фото 14. Работа ювелирным лобзиком — процесс требует аккуратности.

С заготовок удалили никелевое покрытие (Фото 15), отшлифовали и просверлили в них, а также в текстолитовой пластине, монтажные отверстия (Фото 17, 18). Для крепления использовали стальные винты М3 без цинкового покрытия, чтобы избежать электрохимической коррозии с латунью (Фото 16).

Фото 15. Удаление никелевого слоя с латунной детали.

Фото 16. Комплект крепежа: латунные держатели, текстолитовая пластина и стальные винты.

Фото 17. Точное сверление отверстий на станке.

Фото 18. Детали после сверления.

Выступающие части винтов были укорочены тем же ювелирным лобзиком (Фото 19).

Фото 19. Подгонка длины винтов.

В деревянной подставке просверлили два глухих отверстия для установки латунных держателей. После сборки дерево отшлифовали и покрыли темным тонированным лаком. Рабочую пластину окончательно закрепили на подставке с помощью клея на основе жидкого стекла (Фото 20).

Фото 20. Готовый собранный инструмент.

Завершающим этапом стала обработка рабочей части текстолита открытым пламенем газовой горелки для обугливания (Фото 21). Важно: эту операцию следует проводить только на открытом воздухе или при очень хорошей вентиляции.

Фото 21. Обжиг текстолитовой пластины для улучшения ее рабочих свойств.

Как работать с триммингом

Технология использования инструмента проста: стеклянную трубку нагревают в пламени горелки до красного свечения и, пока она мягкая, быстро прокатывают в нужной канавке тримминга (Фото 22). При этом с некоторым усилием формируется аккуратное кольцевое утолщение или сужение (Фото 23). Качество результата напрямую зависит от равномерности нагрева стекла.

Фото 22. Процесс формирования канавки на размягченной стеклянной трубке.

Фото 23. Результат работы на трубке диаметром 18 мм.

P.S. Автор обращается к читателям: если у кого-то сохранилась литература (книги, статьи) 1920-30-х годов о технологии производства первых радиоламп, буду благодарен за возможность с ней ознакомиться.

Бабай Мазай, декабрь 2022 г.

Обратите внимание: Как заработать в интернете легко 100-200 рублей с телефона.

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Инструменты стеклодува и работа с ними. Подрезка.