Собрались мы тут с однокашниками на долгожданных шашлыках, что в нашей профессии большая редкость, собраться больше компанией больше двух человек, т.к. лето это жаркая пора, и выходные надо запрашивать, а еще у кого-то ВЛЭК, кому-то надо готовиться к тренажеру, у кого-то семейные дела, так что данное мероприятие мы планировали еще с июня. Ну и как водится зашёл разговор о делах наших скорбных, и отечественном авиапроме. Который обещает поставить Аэрофлоту аж 40 самолетов к 2030 году. Собственно Аэрофлот уже однажды отказался от Ту-204 хотя самолеты были даже покрашены в ливрею Аэрофлота
На Ту-204/214 Весьма успешно летали во многих авиакомпаниях нашей страны, особенно успешно эксплуатировался во ВладАвиа, которая выполняла прямые рейсы Владивосток - Санкт-Петербург. Так же Ту-204 есть в парке Кубинской авиакомпании Cubana, Северо Корейской Air Koryo, так же летал в Египетской Cairo Aviation, и Китайской Air China Cargo.
Я честно признаться никогда особо не интересовался Ту-204, ввиду того, что в то время в медиаполе все чаще мелькали Боинги, и Аэробусы. А самолет оказался интересным и разрабатывалось достаточно большое количество модификаций.
Ту-204С (грузовой вариант),
Ту-204-120 (с двигателями RB-211-535E4),
Ту-204-300 (укороченный вариант с повышенной дальностью),
Ту-204СМ (дальнейшее развитие Ту-204-100),
Ту-214 (ранее назывался Ту-204-200 - самолёты выпуска КАПО),
Ту-214СР (самолёт-ретранслятор),
Ту-214ПУ (пункт управления),
Ту-214СУС (специальный узел связи),
Ту-214ОН ("Открытое небо").
Основные модификации это Ту-204-100 модификация с увеличенной взлётной массой. Вмещает до 210 пассажиров. Максимальная взлётная масса Ту-204-100 составляет 103 тонны, дальность полёта с максимальной коммерческой загрузкой 4600 км.
Ту-214 (первоначальное обозначение Ту-204-200) — является модификацией Ту-204 с увеличенной до 110,75 тонны максимальной взлётной массой и увеличенной до 25,2 тонны максимальной коммерческой загрузкой. Изначально Ту-214 собирался в Ульяновске, затем производство было перенесено в Казань.
Так же для Египта, и Китая был разработан Ту-204-120 оснащённой западной авионикой и английскими двигателями Rolls-Royce RB211-535E4.
Когда я начал читать про Ту-204 я был сильно удивлен. Самолет продвинутый даже по нынешнем меркам. Например на самолете стоит электродистанционная система управления с защитой от превышения по крену и тангажу т.е. говоря проще fly-by-wire как на А320, так же стоит система обеспечивающая защиту от касания хвостом полосы, на А320 например такого нет, а вот на SSJ100 кстати есть. А например случае отказа двигателя автоматически отклоняет руль направления для парирования разворачивающего момента, на B737 такая система идет как дополнительная опция за деньги, на Ту-204 как и на SSJ100 это включено в базу.
Больше всего меня удивило, что крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены.
Не смотря на то, что Ту-204 начали производить аж 1989 году самолет оказался весьма технологичным, и опрежающий своих одноклассников. Но увы в погоне за прибылью компании предпочитали сильно подержанные Боинги.
Правда стоит признаться, что Ту-204 меня не только восхитил, но и расстроил, т.к. выяснилось, что в самолете присутствуют западные комплектующие такие как инерциальная система, метеолокатор, система раннего предупреждения близости земли (EGPWS)производства американской Honeywell. Надеюсь что эти комплектующие у нас смогут заменить.
Помимо всего прочего у Ту-204 экипаж состоит из двух пилотов и бортинженера. Что конечно повышает расходы, т.к. надо платить зарплату еще одному члену экипажа. Плюс надо немало времени потратить на подготовку одного бортинженера, да и где их брать? Не сомневаюсь что многие захотят сменить техническую робу на белую рубашку. У нас уже давно не готовят бортинженеров для гражданской авиации. В СССР в Киевском институте инженеров ГА, был отдельный факультет, куда поступали те кто по каким либо причинам не проходил на пилота. И карьера была весьма интересная, выпускники начинали карьеру сразу на Ту-134, исключив Ан-2, Ан-24, Як-40. Из КИИГА выпускались сразу на Ту-134. а кто-то попадал на Ту-154, были и такие случаи. Те же кому не повезло поступить в КИИГА, но все равно хотели в авиацию, поступали в техническое училище ГА, становились техниками например Ан-24, а через три года работы на пероне могли претендовать на должность бортмеханика того же АН-24, откуда начинался долгий путь восхождения до заветного лайнера, и да бортинженером что тогда, что сейчас можно было стать только при наличии высшего образования.
В наше время есть возможность отучиться на бортмеханика Ми-8 в Омском лётно-техническом колледже ГА, но правда бывалые командиры предпочитают бортмехаников которые начинали именно с техников. т.к. человек работавший на пероне лучше знает матчасть.
На Ту-214 в состав экипажа входит именно бортинженер, а значит надо еше получить высшее образование, и того на подготовку одного бортинженера надо минимум 5 лет, а еще переподготовка, английский... И кстати английский бортинженеру придется сдавать как пилоту, т.к. есть только курсы английского для пилотов, и я не думаю что для бортинженеров будут создавать отдельный курс.
Лично мое мнение, что Аэрофлот продавит двухчленный экипаж для Ту-214, да сроки поставок скорее всего затянутся, но когда у нас в старне обращали внимание на сроки?
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Про Ту-204/214, и как стать бортинженером.