Система развлечений и пожар в кабине пилотов

Осенью 1998 года самолет Swissair McDonnell Douglas MD-11 выполнял регулярный межконтинентальный рейс в одну из европейских стран. В какой-то момент в салоне внезапно погас свет. Пока пассажиры пытались понять, что происходит, в кабине творилось настоящее пекло...

2 сентября 1998 г. Международный аэропорт имени Джона Кеннеди. 19:45.

Экипаж MD-11 готовится к длительному перелету из Нью-Йорка (США) в Женеву (Швейцария). Этот маршрут был популярен среди ювелиров, которые использовали его в качестве курьерской службы между США и Европой. В багажное отделение самолета было загружено более 5 кг драгоценностей, а также металлическая шкатулка с бриллиантами и несколько контейнеров с золотыми часами. Общая сумма украшений составила 10 миллионов долларов США. Кроме того, на борту самолета находились 50 кг наличных денег и подписанный фотопринт Пабло Пикассо «Художник» 1963 года. Ориентировочная стоимость картины составила 1,5 миллиона долларов.

Та же линия

на борт поднялись 215 пассажиров, в том числе 23-летний гражданин России. Во время восьмичасового ночного полета самолетом будет управлять очень опытный экипаж — капитан Урс Циммерманн и второй пилот Стефан Лёв. В пассажирском салоне 14 бортпроводников. В состав экипажа также входил бортмеханик, который сидел с пассажирами. В 20:18 самолет взлетел в вечернее небо Нью-Йорка, и все на борту приготовились к длительному полету.

на 52-й минуте полета лайнер находился на высоте 10 000 метров над побережьем Новой Шотландии. После набора высоты на заданную высоту летчики приступили к проверке всех систем. Приборы в кабине не зафиксировали никаких отклонений в работе оборудования. Это означало, что все в порядке. Но это не так. Второй пилот то и дело поворачивал голову и осматривал кабину. Что-то его явно беспокоило.

Он повернулся к капитану: «Ты пахнешь?”
Осмотрев кабину, капитан ответил: «Да, запах есть. Но я не знаю, откуда это”.

В кабину пригласили стюардессу, которая подтвердила, что в кабине что-то пахло. На вопрос, есть ли запах в салоне, она ответила, что его нет. Подозрение пало на выход из строя кондиционера. Ситуация неприятная, но безопасности пассажиров не угрожает. Но через несколько минут капитан увидел дым, идущий из вентиляции. Пилоты не понимают, откуда он взялся. Приборы ничего не исправляют. Такую последовательность событий уже можно назвать аварийной, и тогда экипаж связывается с диспетчером:

Экипаж («Э»): «SWR 111 тяжелый, ПАН-ПАН-ПАН. У нас дым в салоне. Запрашиваю аварийную посадку в Бостоне”.
Диспетчер («Д»): «SWR 111, я вас понимаю. Мы предлагаем приземлиться в аэропорту Галифакса. Это ближе, чем Бостон”.
E: «Подтверждаю, посадка в Галифаксе, SWR 111”.

Вскоре дым в кабине исчез, и это ненадолго облегчило работу летчикам. Вы можете сосредоточиться на подготовке к посадке. Они надевают кислородные маски и начинают спуск.

D: «SWR 111, ваше расстояние до полосы Галифакса теперь составляет 55 километров. Сможете ли вы выполнить стандартный подход сейчас?“.
Э: "Мы слишком высоко и не сможем приземлиться с первого раза. Нам нужно больше времени и больше дистанции, КСВ 111“.
Д.: КСВ 111, я вас понимаю. Идите к воротам 130˚, продолжайте движение вниз, следуйте по круговой дорожке“.

Еще одно фото того же стола

Обычно, когда до взлетно-посадочной полосы остается около 50 километров, самолет следует на высоте 3000 метров. А здесь подкладка была намного выше. Спуск по круговой траектории был правильным, тем более что позволяла обстановка. Но пилоты столкнулись с другой проблемой. Летные баки были заполнены до краев, поэтому вес лайнера был очень большим.

Э: «SWR 111, нам нужно слить топливо. Где мы можем это сделать?“
Д.: «Ты можешь сбросить топливо над океаном. Для этого необходимо отклониться от курса на 200˚“.
E: «Принято, курс 200˚, SWR 111“.

Впоследствии это решение экипажа подвергнется критике. Осуществляя аварийные мероприятия в случае задымления по неизвестным причинам, капитан отключает подачу электроэнергии в кабине. При этом прозвучала сигнализация отключения автопилота. За спинами пилотов становится слишком жарко. Когда они осмотрелись, то увидели, как густой дым заполнил всю кабину. Экипаж едва считывает информацию с приборов, но это еще не самое страшное. Мгновение спустя они поднимают глаза и видят, что потолочная панель охвачена пламенем. Командир встает со своего места и пытается потушить огонь огнетушителем. Второй пилот старается не оглядываться и сосредотачивается на управлении самолетом и поддержании радиосвязи:

Э: «SWR 111, терпит бедствие. Самолет горит. Начинаем сливать топливо, потом сразу переходим на посадку“.

Огонь не утихает, а обстановка в салоне буквально накалена до предела. Пилоты не паникуют, но управлять лайнером становится все труднее. В течение нескольких секунд основные дисплеи гаснут один за другим, затем бортовые самописцы прекращают запись и связь с землей прерывается. Передатчики, оставшись без информации с борта, с ужасом идут по следу к самолету.

Обратите внимание: В кабине не материться!.

Пассажиры и бортпроводники ничего не знают о пожаре. Они гарантированно приземлятся в Галифаксе через несколько минут. При этом в кабине горит абсолютно все: панель крыши и панель приборов. Огонь подбирается к полу. От пилотов ничего не зависит. Капитан до последнего пытается потушить пламя. В какой-то момент маркер рейса 111 исчезает...

В 01:30 самолет резко повернул вправо в открытое море, коснулся воды правым крылом, перевернулся, а затем врезался в бухту Святой Маргариты в восьми километрах от берега. В течение часа к месту предполагаемого крушения прибыли лодки с местными рыбаками и суда береговой охраны. Той же ночью семьи пассажиров стали узнавать об инциденте из новостей. На поверхности воды спасатели обнаружили мелкий мусор, одежду, обувь. Все понимали, что выжить в такой катастрофе невозможно, но надежда не умирала до последнего. Страшная правда открылась на следующее утро. Все 229 человек на борту самолета погибли.

Маршрут рейса 111

причины аварии расследовало Канадское транспортное агентство. Из протоколов бесед с диспетчером следователи с уверенностью знали, что на борту был пожар. Остается определить, как это началось, как распространилось и как уничтожило самолет. На первом этапе все силы были брошены на поиск и подъем завалов глубиной 55 метров. На девятый день после крушения были обнаружены бортовые самописцы. Несмотря на то, что они были в хорошем состоянии, особой пользы для следствия они не принесли из-за Запись была прервана за 6 минут до аварии. И все же следователи установили, что летчики первыми почувствовали и увидели дым.

Крушение

Процесс подъема затонувшего корабля занял больше года. Изучив найденные фрагменты, следователи установили, что больше всего от огня пострадали те, которые представляли собой кабину пилота и салон первого класса. После изготовления макета и проведения реконструкции выяснилось, что возгорание началось там, где его не было видно — в пространстве над крышей, которое проходило по всей длине самолета. Есть электронные компоненты, проводка, кондиционер и изоляция. Дымовой сигнализации не было, потому что в ней не было необходимости.

Компоновка крушения

Следователи обнаружили маленькие черные шарики, похожие на выстрелы. Было предположение, что конкретный выстрел мог спровоцировать пожар. Но когда выяснилось, что в багажнике были десятки тысяч этих ручек, версия о нападении была отвергнута. Следующее, на что обратили внимание специалисты, это электропроводка. Следователей интересовали только провода, идущие от кабины к двери салона первого класса.

Так в комиссию пошла разводка мультимедийной развлекательной системы, установленной в салонах первого и бизнес-класса. Тщательное изучение этих проводов ничего не дало, поэтому исследование проводов планировалось прекратить. Пока кабели упаковываются, один из членов комиссии в последний раз осматривает каждый провод под микроскопом. И вдруг замечает то самое место, где может произойти короткое замыкание. Было высказано предположение, что мультимедийная система могла быть установлена ​​неправильно, и Swissair сняла ее с самолета в качестве меры предосторожности.

Пожар и задымление в салоне возникли сразу после отключения электроэнергии в отсеке. Это произошло потому, что летчики, следуя инструкции, отключили циркуляционный вентилятор в хвостовой части. Сначала этот веер оттягивал пламя от носовой части, а после тушения огонь менял свое направление. Теперь он врезался прямо в кабину и прожег кожу. Это привело сначала к отключению приборов, а позже и к полной потере управления. Экипаж действовал в соответствии с общепринятыми аварийными процедурами при отключении питания, и пилотов в этом решении не винили.

Другой макет

А вот решение изменить курс в море для сброса топлива подверглось критике. Такой подход занимал чуть больше времени и не был обязательным. В любом случае, даже если бы лайнер начал снижаться сразу после объявления пилотами сигнала «Пан-Пан», им потребовалось бы на это 13 минут, в то время как у их самолетов с этого момента было всего 10 минут на управление. Поэтому решение о сбросе топлива в целом никак не повлияло бы на катастрофу, и все обвинения с пилотов были сняты.

Однако небольшого короткого замыкания недостаточно, чтобы уничтожить большой самолет. Так начались поиски материала, поддерживающего горение. Внимание следователей привлек блестящий материал, покрывавший изоляцию – металлизированный майлар. Согласно официальным документам, этот материал прошел все испытания и оказался огнеупорным. Он использовался практически во всех самолетах гражданской авиации по всему миру. Но подозревали, что именно он послужил топливом для костра. После того, как специалисты подожгли небольшую его часть, она полностью сгорела за считанные секунды. Следователи были в шоке.

Выяснилось, что ранее в истории американской авиации уже были случаи воспламенения металлизированного майлара в самолетах. После этого Федеральное авиационное управление США (FAA) провело повторные испытания металлизированного майлара и признало его горючим материалом. Однако из-за отсутствия пострадавших в этих инцидентах запрета на его использование введено не было. Авиакомпаниям дали четыре года на то, чтобы снять его с самолетов. В США с этим справились быстро, но многие перевозчики в других странах не сочли важным следовать этой рекомендации. Жизни людей продолжали находиться в опасности, пока не случилась очередная трагедия.

Расследование этой катастрофы было самым продолжительным в истории Канадского транспортного агентства — 4,5 года. На него было потрачено около 39 миллионов долларов. Картина Пикассо «Художник» была объявлена ​​безвозвратно утерянной. Считается, что из-за отсутствия упаковки она не пережила столкновение самолета с водой. Перевезенные драгоценности также не были обнаружены.

«Расследование авиакатастрофы» в Telegram

https://t.me/rumayday/

[my]АвиацияСамолетАвария в аэропортуСШАГражданская авиацияFlyCrashPilotСамолетCrashFireLongPost 8 Support Emotions

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Система развлечений и пожар в кабине пилотов.