Виктору Георгиевичу Пугачёву - 75 лет!

Заслуженному летчику-испытателю СССР, Герою Советского Союза Виктору Георгиевичу Пугачеву сегодня исполняется 75 лет!

8 августа 1948 года в городе Таганроге родился летчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачев.

«Идея поступить в летное училище родилась задолго до поступления и, так сказать, сама собой», — вспоминает Виктор Георгиевич. Неподалеку находился аэропорт Ейского высшего военного авиационного училища имени В. М. Комарова. Полеты на Су-7, Су-17, различных вертолетах вызывали у мальчика романтические утехи. Ему и его друзьям разрешили пройти на территорию гарнизона, в гимназию; познакомились с курсантами, заглянули в их тетради.

На вступительных экзаменах в школу должен был быть проведен конкурс примерно по 10 человек на место. Помимо экзаменов и тщательного медицинского осмотра, абитуриентам предлагалось пройти новый для того времени психологический отбор — тесты на концентрацию внимания, выполнение заданий в условиях помех, вплоть до полета, имитируемого на тренажере. По результатам этого отбора Виктор вошел в лучшую из пяти групп.

На втором курсе Пугачев «упал во время эксперимента». Впервые курсанты летных училищ, минуя полеты на МиГ-17, пересаживались с Л-29 сразу на Су-7. Это взволновало всех: «Я видел Су-7 издалека — это могучее суховское совершенство, изумительное, взлетает, ревет по полосе огромным ярким пламенем, казалось, что это не самолет, а какой-то зверь...испытывали гордость за новый самолет и тревогу: сумеем ли мы, ребята, его освоить.Вся группа Пугачева взлетела одной из первых на "спарках" Су-7У (двухместный, пилот плюс инструктор , учебные модификации серийного истребителя-бомбардировщика Су-7Б).

В марте 1971 года он уже был инструктором курсантов-выпускников. Под руководством наставников он выучился сам, стал летчиком-инструктором 1-го класса. В 1973 году он хотел поступить в Школу летчиков-испытателей, но шансов получить там ориентацию от школы практически не было. Подготовив 23 летчика, в 1975 году был назначен командиром звена в звании капитана. И в то же время изменились правила поступления в СЛИ, и появилась возможность поступления. Директор отговорил Пугачева и предложил повышение, но тот возразил: «Нет, говорю, не надо «замкового коменданта». Я лучше пойду в школу».

Тогда командир полка В. С. Михайлов убедил начальника училища, и Виктор был допущен к экзамену. Знания, полученные в школе, позволили в октябре 1976 года сдать сложный теоретический экзамен.

Решение пришлось ждать долго, до июня следующего года. Уволившись 1 июля в запас «в связи с переходом на работу в другое ведомство», Пугачев на следующий день прибыл в школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР.

За полтора года обучения освоил практически все типы истребителей: Су-7, Су-15, Су-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Як-28 и тяжелые самолеты: Ан- 24, Ан-26, Ту-16, Ту-124, Ил-18 и налетал в общей сложности более 300 часов.


С первых дней работы в ЛИИ, несмотря на молодость, участвовал в исследованиях по всем разделам летных испытаний: газодинамической устойчивости, прочности, «устойчивости и управляемости» и другим характеристикам; летал на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31 и других самолетах в качестве второго пилота и командира.
Когда в октябре 1980 года в КБ понадобился летчик-испытатель, Пугачев, окончивший институт, получил добро на переход благодаря поддержке суховцев и начальника его отдела А. А. Муравьева.

Работа в ЛИК (летно-испытательный комплекс) началась с полетов на Су-17, Су-24, Су-25. В 1981 году ему доверили пилотировать одноместный истребитель-перехватчик Т-10С, усовершенствованную схему Т-10, прототип Су-27.

А в 1982 году Пугачев поднял в небо Т-10-15 (первая серийная модель Су-27) и был назначен его главным летчиком-испытателем.

В 1986 и 1993 годах на Т-10-15 установил 13 мировых рекордов скороподъемности и высоты полета (из них 4 были улучшением собственных рекордных результатов).
В отчетах FAI самолет Т-10-15 значился под названием Р-42. С самолета сняли доборные элементы, при подготовке к испытательным полетам в баки залили минимум топлива только для выхода на режим и посадки, двигатели форсировали. Все это позволило добиться уникальной для машины тяговооруженности на старте. Р-42 разогнался и преодолел звуковой барьер в режиме вертикального набора высоты.

17 августа 1987 года Пугачев совершил свой первый полет на опытном одноместном корабельном самолете Су-27К (Т-10К-1), предназначенном для защиты кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. На грунтовую «палубу» было совершено несколько сотен касаний и приземлений. Проведены натурные испытания на тяжелом авианосном крейсере (ТАВКР) «Тбилиси» (с 4 октября 1990 г. — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), а 1 ноября 1989 г. Пугачев совершил первую посадку на палубе корабля в отечественной практике.

«К летчику, который не находится в аэропорту, предъявляются очень жесткие требования, — поясняет Виктор Георгиевич, — по точности посадки, отклонению от посадочной оси и заданной скорости. Нужен высокий уровень подготовки сделать это в плане качки.А ночью еще сложнее.После завершения испытаний эта машина получила официальное обозначение Су-33 и пошла в серийное производство.Первый показ широкой публике состоялся август 18 августа 1991 г во время празднования Дня авиации в г. Жуковском и 31 августа 1998 г самолет был принят на вооружение.

В феврале-мае 1989 г на Су-27УБ, оснащенном противоштопорными ракетами и парашютом, была проведена программа исследований, давшая знания о возможностях балансировки и способах компенсации непроизвольных кренов и скольжений в этом режиме. А 28 апреля на аэродроме в Жуковском Виктор Пугачев впервые продемонстрировал генеральному конструктору режим аэродинамического торможения с выходом на максимальный угол атаки. Название стихии придумал М. П. Симонов, сравнив поведение самолета в воздухе с позицией кобры перед атакой. "Кобра Пугачева" - высший пилотаж.

Пугачеву предстояло выполнять демонстрационную программу на кажущейся высоте, не превышающей 1000 м, что предъявляло жесткие требования к технике пилотирования и надежности материальной части.
За мужество и героизм, проявленные при создании Су-27, в 1989 году В.Г. Пугачеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1999 по 2004 год испытал двухместный палубный истребитель Су-27КУБ, участвовал в подготовке летчиков и летчиков-испытателей к посадке на ТАВКР «Адмирал Кузнецов», за успешные испытания награжден орденом Мужества.

В 2000 году, проявив мастерство и присутствие духа, в экстренной ситуации спас дорогую технику и жизни экипажа.

В 2000-2010 годах разработал методику подготовки пилотов морской авиации к взлетам и посадкам Су-25УТГ, Су-33 и Су-27КУБ на авианосец, тренировал пилотов с инозаказчиками самолетов Сухого, участвовал в методических подготовка к первому полету истребителя 5-го поколения Т-50.

Виктор Георгиевич Пугачев, заместитель начальника летных испытаний ОКБ Сухого (1999 г.), освоил более 60 типов самолетов. Его общий налет превышает 3400 часов, из них более 2000 испытательных полетов. Пугачев В.Г. -- Герой Советского Союза (1989 г.), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1991 г).

АвиацияЛетчик-испытательЮбилейный Конструкторское бюро СухогоLongpost 13 Emotions

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Виктору Георгиевичу Пугачёву - 75 лет!.