Пассажирский лайнер, несмотря на свои гигантские размеры, подчиняется тем же фундаментальным законам аэродинамики, что и бумажный самолетик. Например, если представить, что 400-тонный Boeing 747 начал свободное падение с высоты 10 километров, он смог бы преодолеть по воздуху расстояние около 170 километров, не используя тягу двигателей.

В таком режиме самолет будет циклически менять свое положение: опуская нос для набора скорости, а затем поднимая его для торможения. Это колебательное движение будет продолжаться до самого момента касания земли.
Голливудские фильмы часто искажают реальность, показывая, что отказ двигателя немедленно приводит к крутому пикированию. На деле это не так. Резкое, почти вертикальное падение возможно, но его причинами обычно являются ошибки экипажа или катастрофические проблемы с системой управления, а не просто остановка двигателей.
Что происходит при отказе одного двигателя
Современные многодвигательные самолеты спроектированы с учетом такой возможности. При отказе одного двигателя лайнер сохраняет способность безопасно взлетать, набирать высоту, выполнять полет по маршруту, заходить на посадку и даже совершать развороты.
Если неисправность возникает на крейсерской высоте (эшелоне), экипаж, как правило, выполняет снижение до 5-8 километров. На этих высотах плотность воздуха выше, что позволяет оставшемуся двигателю работать эффективнее и обеспечивать необходимую подъемную силу. Интересно, что на этапе снижения или крейсерского полета пассажиры могут даже не заметить момента отказа, пока об этом не сообщит бортовая сигнализация.

Дальность планирования: как далеко улетит самолет без двигателей
Расстояние, которое сможет преодолеть самолет в режиме планирования (так называемый "планерный" режим), зависит от множества факторов:
Текущая высота полета
Скорость и направление ветра
Аэродинамическое качество крыла (подъемная сила)
Полная масса воздушного судна в данный момент
Начальная скорость в момент отказа двигателей
Температура и плотность наружного воздуха
Ключевой параметр здесь — аэродинамическое качество (K). Это отношение подъемной силы к силе лобового сопротивления. На практике оно показывает, сколько километров самолет пролетит по горизонтали, потеряв один километр высоты. Чем выше это число, тем лучше самолет "парит".
Вот коэффициенты планирования для некоторых известных воздушных судов:
Ту-154: 16
Boeing 747: 17
Ту-160: 20
Airbus A320: 17
Ан-2: 10
Планер: до 50
"Буран" (космический челнок): 5.6
Планирование в обычных полетах
Каждый профессиональный пилот точно знает, как поведет себя его воздушное судно в режиме планирования. В руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ) указано, какое расстояние самолет пролетит с определенной высоты без тяги двигателей.

Во время стандартного снижения для захода на посадку пилот заранее рассчитывает точку начала снижения, чтобы плавно "соскользнуть" с крейсерского эшелона прямо на посадочную глиссаду. Этот этап часто выполняется на малом газу, имитируя режим планирования.
Представьте: вы летите в Новосибирск на Airbus A320 на высоте 33 000 футов (около 10 км). За 150 миль до аэропорта пилот начинает снижение, чтобы через 5-6 минут оказаться на расстоянии 120 миль.
Обратите внимание: Тоскана? О-де-Франс? А может лучше РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ?.

Однако диспетчерская служба часто вносит коррективы в идеальный план, давая команды на изменение высоты, скорости или отправляя самолет в зону ожидания. Некоторые пилоты раздражаются из-за этого, но многие, особенно те, чья оплата зависит от налетанных часов, относятся к таким задержкам философски.
Спасибо, что остаетесь с нами! С вами был пилот Миша, лидер рок-группы «САХАЛИН». Если хотите узнать больше или послушать нашу музыку, заходите в нашу группу ВКонтакте — там информация о концертах и новых треках. Подписывайтесь, впереди много интересных материалов!
[mine]Гражданская авиация АвиацияПилотЛетЛетостроениеАэродинамикаLongpost 121 Support EmotionsБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Может ли самолет лететь с отказавшими двигателями.