Сегодня, 8 августа 2023 года, исполняется 75 лет легендарной личности в истории мировой авиации — Герою Советского Союза, заслуженному летчику-испытателю Виктору Георгиевичу Пугачёву. Его имя навсегда вписано в летопись покорения неба благодаря уникальным подвигам и испытаниям новейшей техники.
Истоки призвания: от мальчишки из Таганрога до курсанта
Виктор Пугачёв родился 8 августа 1948 года в Таганроге. Его путь в небо начался с детского восхищения, когда он, живя неподалёку от аэропорта Ейского училища, наблюдал за полётами грозных Су-7 и Су-17. «Идея поступить в лётное училище родилась сама собой», — вспоминает он. Посещение территории гарнизона и общение с курсантами только укрепили мечту.
Поступление было серьёзным испытанием: конкурс достигал 10 человек на место. Помимо экзаменов и медкомиссии, абитуриенты проходили психологический отбор с тестами на внимание и даже имитацией полёта на тренажёре. Виктор блестяще справился и попал в лучшую группу.
Путь к мастерству: от инструктора до школы испытателей
Уже на втором курсе Пугачёву и его товарищам выпала честь и ответственность: перейти с учебного Л-29 сразу на мощный Су-7, минуя промежуточные этапы. «Это могучее суховское совершенство... казалось, что это не самолет, а какой-то зверь», — делился он впечатлениями. Группа успешно освоила машину.
К 1971 году он сам стал инструктором, а к 1975-му, подготовив 23 лётчика и получив звание капитана, твёрдо решил идти дальше — в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ). Несмотря на уговоры остаться и получить повышение, он был непреклонен: «Нет, не надо «замкового коменданта». Я лучше пойду в школу». В 1977 году его мечта сбылась — он поступил в ШЛИ МАП СССР.
За полтора года интенсивной учёбы Пугачёв освоил феноменальный парк техники: от истребителей Су и МиГ до тяжёлых Ту, Ил и Ан, налетав свыше 300 часов.
Испытатель ОКБ Сухого: рождение легенды Су-27
В 1980 году, после работы в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ), Виктор Георгиевич перешёл в ОКБ Сухого. Его карьера испытателя вышла на новый уровень. Уже в 1982 году он поднял в небо Т-10-15 — первую серийную модель будущего легендарного Су-27 и был назначен его ведущим испытателем.
На этой машине, известной в рекордных полётах как Р-42, Пугачёв в 1986 и 1993 годах установил 13 мировых рекордов скороподъёмности и высоты. Для достижения уникальной тяговооружённости с самолёта сняли всё лишнее, а двигатели форсировали. Р-42 мог разгоняться и преодолевать звуковой барьер, уходя в небо практически вертикально.
Покорение моря: первая посадка на авианосец
Одним из величайших достижений Пугачёва стало освоение палубной авиации. 17 августа 1987 года он впервые поднял в небо опытный палубный истребитель Су-27К (Т-10К-1). После сотен тренировочных касаний на наземной «палубе» настал исторический момент. 1 ноября 1989 года Виктор Георгиевич совершил первую в истории отечественной авиации посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Тбилиси» (позже — «Адмирал Кузнецов»). Этот самолет, принятый на вооружение в 1998 году, получил обозначение Су-33.
«Кобра Пугачёва»: фигура высшего пилотажа
В 1989 году, в ходе рискованных испытаний по выводу самолёта из штопора, Пугачёв открыл миру уникальный манёвр. 28 апреля на аэродроме в Жуковском он продемонстрировал генеральному конструктору Михаилу Симонову режим аэродинамического торможения с выходом на запредельный угол атаки. Самолёт задирал нос, почти останавливаясь в воздухе, подобно змее перед атакой. Симонов и дал манёвру имя — «Кобра Пугачёва». Эта фигура высшего пилотажа стала визитной карточкой Су-27 и демонстрацией его выдающейся управляемости.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях истребителей поколения Су-27, в 1989 году Виктору Георгиевичу Пугачёву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Наследие и признание
Вклад Виктора Пугачёва в авиацию не ограничивается пилотированием. С 1999 года, будучи заместителем начальника лётных испытаний ОКБ Сухого, он участвовал в испытаниях двухместного палубного истребителя Су-27КУБ, готовил лётчиков для посадок на авианосец и даже участвовал в методической подготовке к первому полёту истребителя пятого поколения Т-50 (Су-57).
Его лётная биография впечатляет: освоено более 60 типов самолётов, общий налет превышает 3400 часов, из которых более 2000 — испытательные полёты. Виктор Георгиевич — не только Герой Советского Союза, но и Заслуженный лётчик-испытатель СССР, кавалер ордена Мужества.
В 75 лет Виктор Пугачёв остаётся живой легендой, символом эпохи покорителей неба, чьё мастерство, смелость и преданность делу открыли новые горизонты для отечественной и мировой авиации.
Авиация Летчик-испытатель Юбилейный Конструкторское бюро Сухого Longpost 13 Emotions
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Виктору Георгиевичу Пугачёву - 75 лет!.