1 июня 2009 года авиалайнер Airbus A330 авиакомпании Air France, выполнявший регулярный рейс из Рио-де-Жанейро в Париж, исчез с радаров над Атлантическим океаном. На его борту находились 228 человек: 12 членов экипажа и 216 пассажиров, включая одного гражданина России. В кабине пилотов находились три человека: командир, опытный второй пилот, проходивший переподготовку на A330 и занимавший правое кресло, а также ещё один пилот на сменном месте, готовый его подстраховать.

Тот же лайнер за два года до описываемых событий
Рутинный полет и вход в "мёртвую зону"
Вечером 31 мая самолёт благополучно взлетел и занял крейсерскую высоту в 11 000 метров. Полет проходил в штатном режиме, экипаж периодически выходил на связь с наземными службами. В 01:33 по Гринвичу пилоты доложили о своем местоположении и скорости 840 км/ч, сообщив, что через 50 минут войдут в зону ответственности центра в Дакаре (Сенегал). Однако в 01:48, покинув бразильский сектор, лайнер вошел в так называемую "мёртвую зону" над Атлантикой — район со слабым или отсутствующим радиопокрытием. Диспетчеры в Дакаре ожидали его выхода на связь, но этого так и не произошло. Последние автоматические сигналы с борта указывали на турбулентность и последующее отключение автопилота. К 02:30 связь с рейсом AF447 была окончательно потеряна.

Маршрут и место поиска
Масштабные поиски и первые находки
Спустя три часа после исчезновения самолёта бразильские ВВС начали поисковую операцию. Изначально была надежда на отказ связи, но когда лайнер не прибыл в Париж, стало ясно, что произошла катастрофа. В течение дня поиски активизировались, а представители авиакомпании начали уведомлять родственников о почти неминуемой гибели самолёта в океане. Через пять дней в воде были обнаружены первые вещественные доказательства: личные вещи пассажиров, два тела, а также обломки, включая сиденье и кислородную маску. В последующие дни было поднято около 50 тел. Ключевую роль в поисках сыграли автоматические сигналы ACARS, передававшие координаты, что позволило сузить район.

Найдены обломки
Долгий поиск "черных ящиков" и восстановление картины
Главной задачей для расследования стало обнаружение бортовых самописцев, но их поиски на большой глубине осложнялись. Через месяц, когда сигналы аварийных маячков прекратились, активные подводные поиски были приостановлены. К тому времени основной версией считался отказ трубок Пито — датчиков скорости, которые могли обледенеть. Air France даже начала их плановую замену на своем парке. Лишь спустя почти два года, в ходе новой глубоководной экспедиции с использованием роботов, были обнаружены крупные обломки (крыло, шасси, двигатели) и, наконец, оба "черных ящика". Всего было найдено 154 тела, судьба остальных 74 человек осталась невыясненной.
Обратите внимание: В кабине не материться!.
Роковая цепочка событий в кабине
Расшифровка записей речевого и параметрического самописцев позволила восстановить драматические события последних минут полета. В 01:55 командир, уступив кресло второму пилоту, ушел отдыхать. Экипаж, войдя в зону турбулентности, предупредил пассажиров и снизил скорость. В 02:10 произошло критическое событие — обледенение трубок Пито. Это привело к тому, что на дисплеях в кабине начали отображаться противоречивые и неверные данные о скорости. Системы автопилота и автомата тяги отключились, переложив управление на пилотов.

В кабине началась паника. Пилоты не смогли правильно интерпретировать ситуацию. Второй пилот (курсант), сидевший справа, потянул штурвал на себя, в то время как левый пилот толкал его от себя. На Airbus такие разнонаправленные действия являются грубым нарушением. В результате угол атаки резко увеличился, и самолет начал круто набирать высоту, достигнув 11 600 метров. Экипаж не заметил этого, будучи сбит с толку противоречивыми показаниями приборов.

Трубка Пито
Вернувшийся в кабину командир также не смог взять ситуацию под контроль и организовать слаженную работу. В кабине царила неразбериха: один пилот кричал, что не может поднять нос, другой требовал его опустить. Самолет вошел в сваливание — режим, при котором крылья теряют подъемную силу. Запись обрывается в 02:14:28. На тот момент лайнер, падая почти вертикально с углом 16 градусов, имел скорость всего 198 км/ч. Падение с высоты более 11 километров в океан заняло около трех с половиной минут.
Выводы расследования и уроки катастрофы
Окончательный отчет комиссии, опубликованный в июле 2012 года, выделил несколько ключевых причин трагедии:
• Первопричиной стало обледенение трубок Пито, приведшее к некорректным показаниям скорости и отключению автопилота.
• Неадекватные действия экипажа, в частности, постоянная тяга штурвала на себя пилотом-курсантом, что привело к выходу на закритические углы атаки и сваливанию.
• Неспособность экипажа распознать режим сваливания из-за отключения сигнализации в определенных условиях и противоречивых показаний приборов.
• Полная потеря ситуационной осведомленности и паника, в которой пилоты не смогли определить, каким приборам верить, и перешли к согласованным процедурам восстановления управления.
Известный пилот Чесли "Салли" Салленбергер, посадивший самолет на Гудзон, позже отметил, что чрезмерная автоматизация может лишать пилотов навыков ручного управления в нештатных ситуациях. Air France признала, что катастрофы можно было избежать при своевременной замене уязвимых датчиков. Эта авария, ставшая крупнейшей в истории французской авиации, привела к пересмотру процедур подготовки пилотов, взаимодействия в кабине и технического обслуживания.
«Расследование авиакатастрофы» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[my]АвиацияСамолетПолетАэропортГражданская АвиацияАварияПилотАварияАвиакатастрофаАвтокатастрофаОтрицательный 4 Поддерживающие ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Мёртвая зона и паника в кабине.