В этой статье летчик 85-го гвардейского истребительного авиационного полка делится яркими впечатлениями от своего первого полета на новейшем истребителе МиГ-29, который состоялся в мае 1986 года. Это был переход с устаревшего МиГ-23М на машину четвертого поколения, ставший для пилота знаковым событием.
Прощание со старым другом
Последний полет на МиГ-23М, прозванном "махолой", состоялся 21 апреля. В летной книжке осталась необычная запись о почти двухчасовом полете по маршруту за облаками с тремя подвесными баками — конфигурацией, не типичной для обычных полетов. Пилот до сих пор с теплотой вспоминает этот прощальный вылет, хотя точная цель такого задания осталась для него загадкой. Вскоре старые МиГ-23М незаметно исчезли с аэродрома, уступив место новой технике.

МиГ-23 с тремя подвесными баками
Первая встреча с новинкой
Появление первых МиГ-29 на аэродроме вызвало всеобщее восхищение. Элегантный и современный самолет сразу покорил сердца пилотов. Для летчиков, охранявших западные границы, эта машина была долгожданным приобретением. Однако переход на новую технику требовал переучивания. Пилота смутило отсутствие привычных искр в двигателе при запуске, но в этом была своя прелесть — предстояло осваивать совершенно новый опыт. Облегчало задачу то, что режимы предпосадочного планирования у МиГ-29 были схожи с прежним самолетом. Но многие нюансы, такие как поведение на глиссаде и управление мощностью, еще предстояло изучить. Вид из более высокой кабины был совершенно иным, что только подогревало нетерпение пилотов поскорее подняться в воздух.
Путь к первому вылету
Первыми на новом истребителе вылетели командир полка и его заместитель. Их восторженные отзывы о тяге, скороподъемности и маневренности МиГ-29 вдохновили остальных летчиков и заставили с нетерпением ждать своей очереди.
Очередь автора статьи настала 7 мая. К полетам он был допущен после серьезной теоретической подготовки в Липецке, где изучил аэродинамику, двигатель, оборудование и вооружение нового самолета, а также после сдачи экзаменов и прохождения наземной подготовки в полку.
Перед самостоятельным вылетом на МиГ-29 пилот должен был выполнить контрольный полет на учебно-боевом самолете МиГ-23УБ ("спарке") с командиром полка. Этот этап показался летчику, имевшему солидный опыт, несколько нелепым, но таков был установленный для всех порядок, независимо от стажа.

Учебно-боевой самолет МиГ-23УБ
После полета на "спарке", в ходе которого выполнялся сложный пилотаж, командир полка поделился первыми впечатлениями о поведении МиГ-29 на взлете и посадке, ободрил пилота, и тот направился к своему новому истребителю.
Незабываемые ощущения первого полета
Легкое волнение перед вылетом сменилось сосредоточенностью и любопытством сразу после запуска двигателей. Пилот впитывал новые звуки, тактильные ощущения и вибрации. Уже при выруливании со стоянки стало ясно, что самолет более «живой» и энергичный. А при разбеге открывшийся вид из кабины настолько отличался от МиГ-23М, что создалось ощущение, будто сидишь на балконе.

Взлет был выполнен на максимальном, но не форсажном, режиме работы двигателей. Этой мощности хватило, чтобы оторваться от ВПП на дистанции, привычной для старого МиГ-23М. Разгон был настолько стремительным, а набор высоты таким энергичным, что пилот едва успевал убирать шасси и закрылки. Самолет легко и послушно реагировал на движения ручки управления, которая была гораздо легче, чем на прежних машинах.
Освоение в зоне
В зоне, под безоблачным майским небом, пилот наслаждался видом на цветущую Германию внизу. Задачей первого полета был простой пилотаж: виражи, горки, спирали. МиГ-29 легко входил в маневры, демонстрируя впечатляющую мощность и приемистость двигателей. Управление требовало точной работы рычагами управления двигателем (РУД), так как моторы чутко реагировали на малейшие изменения. Послушность и легкость в управлении напомнили пилоту его учебный МиГ-17, и он мысленно представил гибрид маневренности «семнадцатого» с мощью «двадцать девятого».
Возвращение домой
Самым ответственным этапом стал заход на посадку. Пилот, еще не привыкший к мощной тяге новых двигателей, действовал осторожно, перемещая рычаги управления поочередно. Самолет хорошо планировал и держал расчетную скорость. Посадка прошла успешно, мягко и точно, без подсказок с земли. Это было большое достижение — первая самостоятельная посадка на новом типе самолета без инструктора.
Пилот остался крайне доволен и собой, и новой машиной. МиГ-29 оправдал ожидания, подтвердив статус современного маневренного истребителя. Оставалось лишь оценить его прицельное и радиоэлектронное оборудование, но в летных качествах сомнений уже не было — это была настоящая мечта летчика.
Дзен 13 пилот
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Четыре часа с самолетами.