Астрономы в недоумении: голубая гигантская звезда исчезла, не оставив следа

Гигантская голубая звезда, которую астрономы наблюдали уже около двадцати лет, внезапно исчезла и не оставила после себя никакого следа. Она являлась одной из крупнейших известных звезд во Вселенной и находилась от нас на расстоянии 75 миллионов световых лет в карликовой галактике Кинмана.

На этой иллюстрации показано, как могла выглядеть голубая переменная звезда в карликовой галактике Кинмана до своего таинственного исчезновения. Фото: ESO /L Calcada

Изучаемая звезда находилась под наблюдением астрономов с 2001 года. Она находилась на последнем этапе звездной эволюции и должна была скоро взорваться сверхновой. Когда в 2019 году с помощью Очень Большого Телескопа (VLT) началось очередное плановое наблюдение, то выяснилось, что звезда бесследно исчезла.

Астрономы не могут понять, почему это произошло. Но у астрономов из Тринити-колледжа в Дублине есть три возможных объяснения:

• Во-первых, звезда могла внезапно уменьшить свою яркость до минимума;
  • Во-вторых, звезду банально закрыло облако пыли;
  • В-третьих, звезда могла превратиться в черную дыру, миновав вспышку сверхновой.

«Голубая переменная»

Звезды, классифицируемые как «голубые переменные», являются очень нестабильными, проявляющими колебания яркости и теплового излучения.

Обратите внимание: Астрономы нашли самую большую галактику во Вселенной.

Однако именно эти качества позволяют их легко обнаруживать.

Карликовая галактика Кинмана (PHL 293B). Фото: NASA / ESA

«Мы были крайне удивлены, когда узнали об исчезновении звезды. Это поразительная возможность изучить процессы, о которых мы так мало знаем», – говорит Эндрю Аллан, астроном из Тринити-колледжа.

Для звезд характерно гаснуть со взрывом так называемой сверхновой. Если быть кратким – когда у звезды заканчивается топливо, ее просто убивает собственная гравитация. Все, что остается после взрыва этой звезды, разлетается по космосу.

Следуя этой логике, исследуемая звезда должна была оставить после себя обломки или какие-либо признаки взрыва. Сам взрыв должен был быть достаточно мощным и его легко можно было бы обнаружить. Но, увы, ничего этого не произошло.