В истории российской космонавтики программа «Энергия-Буран» дала повод для гордости и яркий пример того, чего могут достичь вместе наша наука, государство и промышленный комплекс. Но в то же время пример программы «Энергия-Буран» показывает, что даже дорогие и мощные проекты можно бросить и забыть одним росчерком пера. Но мы сегодня об этом не говорим, потому что программу космических шаттлов в США закрыли, хотя она могла бы продолжать работать, если бы не огромная цена запуска.
Изделие 1.01 «Буран» на авиасалоне в Ле Бурже. Франция. Источник: изображения Яндекса
Вообще «Буран-Энергия» — это советская космическая программа многоразовой транспортно-космической системы, также называемой МТКС. В мировой истории реализовано всего две такие системы: советский «Энергия-Буран» и американский «Шаттл». Основное отличие отечественного МТКС в том, что по сравнению с американским космическим кораблем он совершил всего один единственный полет в космос 15 ноября 1988 года. Тогда полет «Бурана» осуществлялся в беспилотном автоматическом режиме.
Работы по реализации программы «Энергия-Буран» начались еще в 1974 году. В 1993 году, после распада Советского Союза, изменилась военно-политическая ситуация в самом мире. Между Россией и США началось тесное сотрудничество в области космонавтики. Ввиду этого, а также огромных финансовых затрат на реализацию и поддержание всей программы «Энергия-Буран» было принято решение о ее прекращении. Как бы то ни было, Россия в 1990-е годы действительно не смогла бы никак поддержать эту программу и наполнить ее госзаказами на полеты на околоземной орбите.
Изделие 1.01 «Буран» на авиасалоне в Ле Бурже. Франция. Источник: изображения Яндекса
Однако наша задача на сегодня — выяснить, сколько было построено советских космических кораблей «Буран». И здесь для начала надо понимать, что строились как изделия, так и полноразмерные макеты. Это разные вещи. Товар означает прототип космического корабля и других летательных аппаратов, прототипы корабля или шаттла. Так в нашей стране к моменту закрытия программы в 1993 году было построено или уже строилось пять копий космического корабля «Буран». Из них два корабля были достроены.
Лётными экземплярами были:
1. Изделие 1.01 «Буран». Этот корабль был построен на легендарном, ныне несуществующем Тушинском машиностроительном заводе. Этот объект был настоящим гигантом космической отрасли Советского Союза, а на тот момент современной России. Изделие 1.01 «Буран» действительно единственный раз полетело в космос осенью 1988 года. Тогда оно было размещено в монтажно-испытательном корпусе на 112 площадке космодрома Байконур вместе с макетом ракеты-носителя «Энергия». Корабль и прототип ракеты-носителя «Энергия» были уничтожены в результате крушения одного и того же корпуса 12 мая 2002 года.
Изделие 1.01 «Буран», сразу после приземления. Источник: изображения Яндекса
Изделие 1.01 «Буран», сразу после приземления. Источник: изображения Яндекса
Изделие 1.01 «Буран» перед запуском. Источник: изображения Яндекса
2. Продукт 1.02 «Шторм». Этот космический корабль также был полностью построен на том же объекте в Москве. Но, к сожалению, «Шторм» так и не взлетел. По плану «Шторм» должен был совершить второй в истории программы «Энергия-Буран» полет в космос в автоматическом режиме. Кроме того, этот полет предусматривал стыковку «Бури» со станцией «Мир». Сейчас «Буря» находится на космодроме Байконур вместе с макетом космического корабля ОК-МТ в сборочно-заправочном корпусе. Кому принадлежит продукт 1.02 «Шторм», конкретно не ясно. По одним источникам он находится в частной собственности, по другим – принадлежит Казахстану. Вопрос о передаче продукта в Россию пока открыт.
Предположительно советская фотография изделия 1.02 «Шторм», находящегося на Байконуре. Источник: изображения Яндекса
На современной фотографии хорошо видно современное состояние изделия 1.02 «Шторм», расположенного на Байконуре. Источник: изображения Яндекса
На современной фотографии хорошо видно современное состояние изделия 1.02 «Шторм», расположенного на Байконуре. Источник: изображения Яндекса
3. Изделие 2.01 «Байкал».
Обратите внимание: Три самых интересных космических телескопа, запуск которых запланирован на ближайшее время.
Третий летный прототип корабля программы "Энергия-Буран". Когда работы по постройке корабля были остановлены, «Байкал» был готов на 30-50%. Сам полет планировался в 1994 году. До 2004 года он находился в цехах Тушинского завода. Затем его должны были продемонстрировать на авиасалоне МАКС-2013. Но этого не произошло. В настоящее время, начиная с 2022 года, «Байкал» планируют восстановить. По информации, он расположен на территории подмосковного аэропорта Жуковский.Изделие 2.01 «Байкал». Источник: изображения Яндекса
Изделие 2.01 «Байкал». Источник: изображения Яндекса
4. Продукт 2.02. Четвертый экземпляр корабля программы «Энергия-Буран». Этот корабль был готов всего на 10-20%. После закрытия программы «Энергия-Буран» в 1993 году частично построенный корабль был разобран в цехах Тушинского машиностроительного завода.
5. Продукт 2.03. Пятый прототип самолета. Пятый корабль был уничтожен в 1994 году.
Помимо прототипов самолетов, которые изготавливались специально для космических полетов, было изготовлено также несколько моделей космического корабля «Буран». Они предназначались для различных испытаний, таких как электрические, динамические, летные и другие. В отличие от прототипов самолетов, судьба которых незавидна, макеты существуют и сегодня, поскольку при закрытии программы они остались на балансе различных НИИ. Известно всего 7 полноразмерных макетов. Большинство из них находится в России.
Наиболее известны: БТС-002 ОК-ГЛИ (изделие 0,02), который использовался для летных испытаний в атмосфере. В настоящее время эта модель самолета принадлежит Немецкому техническому музею в Шпейере. Модель БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0,01), на которой отрабатывалась транспортировка корабля по воздуху, сейчас стоит на площади Промышленности на территории ВДНХ в Москве. Еще один прототип ОК-КС (изделие 0,03), на котором также были протестированы многие параметры, в настоящее время стоит на территории образовательного центра «Сириус» в городе Сочи.
БТС-002 ОК-ГЛИ (изделие 0,02) в музее Германии. Источник: изображения Яндекса
БТС-002 ОК-ГЛИ (изделие 0,02). Советская фотография Источник: Яндекс картинки
БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0,01), стоит на ВДНХ. Источник: изображения Яндекса
БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0,01), стоит на ВДНХ. Источник: изображения Яндекса
ОК-КС (изделие 0,03). Источник: изображения Яндекса
А еще один испытательный макет ОК-МЛ1 (изделие 0,04) нашел свое место в музее космодрома Байконур. Но самой неприятной судьбой стала полноразмерная модель ОК-МТ (изделие 0,15), на которой отрабатывались операции, проводимые перед запуском. Сейчас ОК-МТ стоит на закрытой территории в корпусе 80 на территории космодрома Байконур. Он там не один, а, как уже говорилось выше, вместе с продуктом 1.02 "Шторм".
ОК-МЛ1 (изделие 0,04). Источник: изображения Яндекса
ОК-МТ (продукт 0,15). Источник: изображения Яндекса
Сегодня вы узнали много нового о судьбе программы «Энергия-Буран». А точнее, о судьбе космических кораблей и полноразмерных макетов, которые были построены для проведения всех испытаний, прежде чем построить опытные самолеты и отправить их на орбиту. Как видим, судьба самих кораблей весьма непроста, как и судьба всей программы. Хорошо только то, что для людей остались макеты, благодаря им они могут оценить масштаб всей программы и работу тех, кто это все создавал.
Изделие 1.01 «Буран» перед запуском. Источник: изображения Яндекса
Изделие 1.01 «Буран» перед запуском. Источник: изображения Яндекса
В заключение хотелось бы сказать, что судьба «Изделия 1.02 «Шторм» и полноразмерной модели ОК-МТ, скорее всего, сложилась бы гораздо лучше, если бы их перевезли домой – в Россию. По крайней мере, они не были бы забыты и ненужны в мастерских космодрома Байконур, пылились со временем и стали ценной добычей для всякого рода любителей и охотников за цветными металлами.Судьба этих кораблей могла бы сложиться так: они обязательно были бы отреставрированы и выставлены в ведущих музеях России.Наверное, это была бы хорошая работа со стороны Роскосмоса, добиться их выпуска или покупки Россией.Но это всего лишь оценка, не более того.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк. Мы хотели бы, чтобы вы подписались на нашу страницу Пикабу и сообщество в ВК
[мин]ТехнологииКосмосКосмонавтикаИзобретенияТехнологииСССРСделано в СССРЭнергия-Буран БуранДлинный пост 10 Поддержите чувстваБольше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: Сколько же всего было построено космических кораблей "Буран"?.