Что "лает" в самолёте во время запуска двигателей?

Звучит знакомо?

На некоторых типах самолетов этот звук можно услышать при запуске второго двигателя. Я проанализирую его на примере A320.

Немного контекста

В самолете A320 используются три независимые гидравлические системы для управления элеронами, рулями высоты, рулем направления, закрылками, предкрылками шасси, тормозами и реверсами тяги: зеленая, синяя и желтая.

Давление в зеленой и желтой системах поддерживается насосами, которые используют для работы механический привод двигателей. То есть, в зеленой системе для работы требуется первый (левый) двигатель, а в желтой системе — второй (правый). Давление в синей системе поддерживается электродвигателем.

Желтая система также оснащена дополнительным электрическим насосом.

поэтому нам необходимо нормальное давление в трех системах (3000 фунтов на кв дюйм.

Но что, если что-то пойдет не так? Вот тут-то и пригодятся «лающие собаки"

Что-то пошло не так

если разница давлений между зеленой и желтой системами превышает 500 фунтов на квадратный дюйм, включается PTU (Power Transfer Unit) и позволяет одной системе «делиться» давлением с другой. В этом случае жидкости в системах не будут смешиваться.

Чертежи ПТУ

Жидкость системы высокого давления вращает насос, что увеличивает давление в другом насосе.

Синяя система имеет свою собственную шутку (RAT) и здесь она не участвует

Что там по лаю?

Двигатели запускаются по одному.

Обратите внимание: Как сильно менялась длина Конкорда во время полета?.

Когда запускается второй двигатель, PTU автоматически проводит самотестирование, что и есть тот рев, который мы слышим.

Мобильные силы

"А я слышал этот звук после посадки, на рулении"

Во время руления в гидравлической системе возникают большие колебания давления, что приводит к срабатыванию PTU.

Многие авиакомпании практикуют руление с одним двигателем (первый/левый) для экономии топлива. В этом случае желтая система питается дополнительным электронасосом (о котором я упоминал в начале). По окончании руления (на стоянке или при буксировке на стоянку) этот электронасос отключается вместе с первым двигателем. Двигатель продолжает работать. Результат: давление в желтой системе падает быстрее, чем в зеленой. Включается PTU.

Источники: https://vk.com/video-123165958_456239382

https://malukhin.ru/?p=4144

Это все понятно, но где собака?!

Гражданская авиация Воздушный двигатель Энергия Видео Короткое видео ВКонтакте (ссылка) Длинный пост 2

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Что "лает" в самолёте во время запуска двигателей?.