Заодно расскажу, каким образом астрономы по тусклому блеску крошечной звездочки реконструируют далекие миры
Не знаю, как в ваших, а в наших палестинах установились пониженные температуры наружного воздуха (кажется, именно так пишут в своих пресс-релизах пиращики госкомпаний). А пониженные температуры – это ясное небо. И вот сижу я, думаю, как бы им ответственно распорядиться, ибо астрофото без цели – дурной тон и пустая трата мегапикселей. Листаю всякие сайты, и набредаю на американский ресурс, а там – «Наблюдайте Весту!» Веста – это астероид такой. Умеют же американцы преподнести красиво, недаром это они придумали Кока-Колу и три де очки. Пишут: «Лицезрите этот космический камень своими глазами». Что ж бы и не лицезреть, попробуем.
Так можно было?
Тут, однако, надо добавить немного русского дегтя в праздничный сироп американской статьи. Веста действительно видна простым глазом. Формально. Ее блеск сейчас чуть ярче, чем предел различимости человеческим глазом. Идеально острым (я сразу пролетаю), в невероятно темную ночь, высоко над горизонтом. Это первое. Второе – таких звезд, как Веста, много. Рядом с Вестой и не рядом с Вестой. Даже если знать, где искать, она там, мягко говоря, не одинока. Немудрено и запутаться. Отыщешь, рассмотришь, вздохнешь, помедитируешь, а это не она. Упс, как говорят у нас в Северной Каледонии.
Но мы-то не так просты, как потенциальная аудитория американского сайта, которая, вооружившись биноклем, пойдет пялиться на Весту, а утром взахлеб поделится впечатлениями за семейным завтраком ("спина прямая, Билли, и как ты держишь нож? Прости, перебила, продолжай. Так кого ты там видел?"). Мы берем фотоаппарат. Обычный. Треногу. Тоже довольно обычную. Наводимся на правильное место в созвездии Льва (мы знаем, где находится созвездие Льва, и в этом наше несомненное конкурентное преимущество перед теми, кто слаб даже в Большой Медведице). И просто делаем несколько фотографий. Затем опять наша хитромудрость: мы сравниваем фото с картой звездного неба. То есть мы умеем пользоваться звездной картой, ух ты! И вот она. Точка среди точек. На следующую ночь новое фото – точка сместилась. Мы только что сфотографировали и опознали астероид.
Учим матчасть
Что такое астероид? Это маленькая планета.
Обратите внимание: Где можно будет увидеть полное солнечное затмение 4 декабря 2021 года.
Вот она, примета времени: мы сразу про космические корабли и сделанные вблизи астероида снимки. А что могли узнать о Весте и подобных телах астрономы прошлого, которые видели в свои телескопы просто точку? На самом деле, не так уж и мало.
Астрономы: как они это делают
Во-первых, блеск астероида уже говорит о его размере. Если прикинуть, с какой силой астероид отражает солнечные лучи, и знать, на каком он от нас расстоянии, можно легко вычислить его размер. В случае с Вестой, правда, можно сильно ошибиться. Примем, что она отражает свет, как Луна, и завысим диаметр (думали, она большая, а она просто яркая). И все-таки в массе метод работает: таких аномально светлых астероидов, как Веста, немного.
Но это не все. Наблюдая колебания блеска, поймем период вращения вокруг оси. Нет идеально ровных тел, всегда найдутся темные и светлые участки, и, наконец, форма самого астероида чаще всего неправильная. Астероид поворачивается к нам то светлым (или широким) боком, то темным (или узким). Его блеск меняется. Раз, мы и поняли его период вращения. А понаблюдав подольше, и ориентацию оси вращения.
А цвет? Тонкие наблюдения позволяют понять, Веста – красна? Зелена? Бледна? От цвета делаем предположение, из какой она сложена горной породы. Дальше сопоставим с метеоритами (кусочки таких, как Веста, но у нас в руках), сообразим, какова отражательная способность Весты, и, вернувшись к началу, уточним ее размеры. Вот как гладко все.
Поляризация. Не важно, что это такое (мне попадалось с десяток удачных попыток объяснить профанам значение этого термина, но все – неудачные). Рассматривая точку астероида через подобие поляризационных очков, мистическим образом узнаем степень изрытости поверхности этого камня. Скала? Море песка? Куча кратеров? Без картинки, но – знаем.
Наконец, спектр. Он дает нам температуру и немного знаний о химическом составе. Температура, в свою очередь, помогает проверить изрытость (скала нагревается так, песок иначе), и закольцевать все это в стройный рассказ.
Не так и мало мы узнали, если учесть, что всего лишь пялились в точку, в звездочку. Такова, товарищи, сила настоящей науки, а не этой вашей сравнительной филологии.
Евгений Арсус
#астрономия #астероиды #любительская астрономия #метеориты
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: Как увидеть космическую скалу простым глазом.