Сердце нашей Галактики является для нас тайной, ведь никто не знает точно, как именно оно выглядит. Облака газа и пыли надёжно спрятали центр Млечного Пути от любопытного наблюдателя, но благодаря наблюдениям в рентгеновском, радио, микроволновом, инфракрасном диапазонах нам, всё же, удалось кое-что о нём узнать.

Например, известно, что в центре Млечного Пути проживает огромная сверхмассивная чёрная дыра Стрелец А* массой в 4,3 млн солнечных, а её диаметр составляет 44 млн км, что немногим меньше, чем среднее расстояние от Солнца до Меркурия. При поглощении вещества выделяется огромное количество энергии, которое необходимо для рождения и формирования новых звёзд, планет и планетарных систем. Частицы падающего в чёрную дыру вещества ускоряются до околосветовых скоростей, что создает обилие космических лучей и гамма-излучения, поэтому жизнь в центральных районах Галактики маловероятна из-за высокого уровня радиации. У нас в этом плане самый лучший "район" - до "центра" путь составляет примерно 26 тысяч световых лет.

Центр Млечного Пути является важным источником космических лучей. Это могут быть протоны и ядра, лишенные электронов и ускоренные до релятивистских скоростей мощными магнитными полями, а Стрелец А*, таким образом, - настоящий естественный ускоритель. Но Центр Млечного Пути может оказаться еще более причудливым, чем мы ожидали. Дело в том, что космические лучи могут быть разной природы: это может быть поток ионизированных заряженных частиц, исходящий от звёзд (звёздный/солнечный ветер); галактические лучи, испускаемые активными ядрами галактик (как, например, Стрелец А*) и излучение, пронизывающее всю Вселенную, приходящее из других галактик. А "сердце" Млечного Пути каким-то образом "защищается" от космических лучей, приходящих из разных уголков Вселенной. Но как? И зачем?

Стрелец А* в центре Млечного Пути

В новостях сообщается, что астрономическая команда из Китайской академии наук обнаружила в центре Млечного Пути неизвестный барьер, препятствующий проникновению в нашу Галактику внешних космических лучей - это исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Обратите внимание: Частные фазы солнечного затмения 10 июня 2021 г. Вид из сша.

Для исследования китайские астрономы использовали данные телескопа Fermi Large Area Telescope, а также изучили карту радиоактивного гамма-излучения.

Область повышенного рентгеновского излучения

Оказалось, что что-то в центре Млечного Пути настолько ускоряет огромное количество частиц, что движение их на релятивистских скоростях отражает внешние космические лучи и не даёт им пробраться в галактический центр, причём, поток этих частиц выходит даже за пределы центральной области нашей Галактики. Да, чёрная дыра Стрелец А*, несомненно, является ускорителем частиц, но одной её мощи, даже несмотря на её внушительные параметры, не хватит, чтобы удерживать такой барьер - должно быть что-то ещё, какие-то другие ускорители частиц, обитающие в "сердце" Млечного Пути. Исследователи описали этот эффект как невидимый "барьер", который окутывает галактический центр и удерживает плотность космических лучей там значительно ниже базового уровня, наблюдаемого во всей остальной части нашей Галактики. Другими словами: космические лучи могут выходить из галактического центра, но с трудом попадают внутрь. Как работает этот космический барьер или почему он существует, остается загадкой.

Стрелец А* и Млечный Путь в представлении художника

Космические лучи, создаваемые чёрной дырой Стрелец А*, могут существовать не только в центральных областях - они распространяются по всей нашей Галактике, и часть их уходит в межгалактическое пространство. Они распространяются через магнитные поля Млечного Пути, создавая "океан высокоэнергетических частиц", плотность которых примерно одинакова во всей Галактике. Этот устойчивый "суп" из частиц называется морем космических лучей. Но загадочный "барьер" выглядел на картах как четкая точка, где плотность космических лучей значительно снижается на краю галактического центра. По словам исследователей, барьер может создаваться нагромождением магнитных полей вблизи плотного ядра нашей Галактики. Китайские учёные в качестве примера привели плотные облака пыли и газа в "сердце" Млечного Пути, которые могут коллапсировать сами на себя, сжимая магнитные поля и создавая этот барьер, защищающий от космических лучей. Другая версия - звездный ветер от мириад звезд в галактическом центре отталкивается от моря космических лучей, подобно тому, как это делает солнечный ветер. Но пока что именно там происходит - для нас остаётся загадкой.

*При написании статьи использовались материалы сайтов: news.rambler.ru, rg.ru, New-Science.ru

#млечный путь #новости астрономии #космос #наука #научно-популярное

Вам может быть интересно:

Что находится в центре Млечного Пути?

Поговорим о солнечном ветре

Что такое космическое излучение?

Самая гигантская чёрная дыра во Вселенной

Квазары - энергии больше, чем можно себе представить

Как Стрелец А* может нас уничтожить?

Сколько галактик "съел" Млечный путь?

Есть ли жизнь на окраинах Млечного Пути?

Новые теории происхождения тёмной материи

Конец света от Стивена Хокинга, или что такое ложный вакуум

Источник статьи: Неприступное сердце Млечного Пути: учёные обнаружили странный барьер в цетре нашей Галактики.