Перевозка павших вождей: Mos Teutonicus, или Как благородные кости возвращались домой

Смерть, благочестие и… логистика в эпоху Крестовых походов

Представьте себе: в 1095 году Папа Урбан II обратился с призывом к Клермонскому собору, и вся Европа была потрясена святым порывом. Рыцари в сияющих доспехах (по крайней мере, в начале своего пути), дворяне, солдаты и даже простые паломники, исполненные веры (а может быть, и жажды приключений), стекались в далекую Святую землю. Крестовые походы! Звучит героически. Иерусалим был взят в 1099 году — слава и победа! Но за славой победы скрывается более обыденная и мрачная реальность: смерть. Она с раздражающей последовательностью переигрывала ряды крестоносцев. Это было больше, чем блеск сарацинской сабли. Неизвестные европейцам болезни, изнуряющая жара, голод, тяготы бесконечных путешествий по враждебным землям — все это способствовало обильному урожаю.

Вопрос становится особенно острым, когда в этой далекой и пыльной стране умирает какой-нибудь дворянин, граф или герцог. Дворянство Средневековья было очень одержимо идеей надлежащего погребения. Смерть — это полбеды, надо еще и похоронить как следует! Только на священной земле, под сенью вашего родового замка или в любимом семейном монастыре монахи будут молиться за вашу грешную душу сотни лет. Мысль о том, что кости благородного рыцаря будут вечно гнить под палящим солнцем Палестины в стране «язычников», была не только неприемлема, но и кощунственна! Это кошмар, который разрушает основы феодального миропорядка и благополучие загробной жизни.

Но как перевезти тело из Антиохии в Баварию? Путешествие, которое для живых было подвигом, для мертвых обернулось логистической катастрофой. Путешествие длилось несколько месяцев по труднопроходимым дорогам, через горы и холмы, под палящим солнцем и проливным дождем. Самое главное, что упадок неизбежен. Жаркий климат Средиземноморья и Ближнего Востока быстро и неуклонно загрязняет окружающую среду. Транспортировка гниющих туш, которые дурно пахнут и привлекают рои мух, не только трудна, но и негигиенична, опасна и, честно говоря, крайне неприятна для всех участников процесса.

и здесь, на стыке благородных стремлений к созданию аборигенного кладбища и суровой, зловонной реальности, родилось решение. Решение конкретное, пессимистичное, но гениально практичное: mos Teutonicus, «германский обычай». По сути, это средневековый «комплект для перевозки VIP-тела», который отправляет домой самое важное — кости — в целости и сохранности.

сегодня мы углубимся в детали этой удивительной практики. Мы разберем (та-дам!) сам mos Teutonicus: что это такое, как это делается, почему аристократы выбрали его. Давайте также оценим другие похоронные обычаи той эпохи, например, тенденцию хоронить сердце отдельно от тела. Мы узнаем, почему Папа в конце концов выступил против этого обычая и какие еще существуют методы возвращения останков героя на родину. Будьте готовы, это будет немного жутко, но очень познавательно.

Mos Teutonicus: германская смекалка на службе у смерти

мос Тевтонский. На латыни это звучит респектабельно. «Немецкая таможня». Изобрести (или хотя бы активно использовать) посмертную процедуру, чтобы благородные господа и дамы, ушедшие из жизни где-то на краю света, могли найти последнее пристанище под сенью дубов в своем родном городе. Однако иногда встречается и другое название — mos Gallicus, «галльский обычай», что говорит о том, что этот метод переняли не только строгие тевтоны, поскольку удобство было международным.

Термин был введен в обращение флорентийским ученым XIII века Бонкомпаньо да Синья. Именно он наблюдал за немецкими рыцарями, возвращавшимися с битвы (точнее, за тем, что они приносили), и связал эту практику с ними. Однако его описание отдает итальянским снобизмом. Он сравнивает большинство тевтонских похорон с погребальными ритуалами других народов, но, похоже, предполагает: «Ну, вы знаете, эти северные варвары.. расчленяют своих героев и варят их в котлах.. не очень-то искушены». Вот его слова, на языке Цицерона: «Teutonici autem eviscerant corpora Excellentium viirorum.. et reliqua membra tamdiu faciunt in Caldariis decoqui, donec tota caro...ab ossibus separantur, et postmodum eadem ossa, in odorifero vino lota et aspersapigmentis, ad patriam suam deportant». («Германцы потрошили тела своих прославленных воинов.. затем долго варили оставшиеся туши в больших котлах, пока вся плоть.. не отделилась от костей; и их, промытых в пряном вине и посыпанных специями, везли обратно на родину».) Вы это чувствуете? Хотя итальянцы были не новичками в препарировании в научных целях, они, похоже, находили расчленение перед захоронением и приготовление пищи немного.. отвратительным. Для северного барона это было непосильной задачей — проехать тысячи километров, но для элегантного флорентийца это казалось безумием. В разных культурах существуют разные взгляды на то, как достойно проводить предков.

Как же выглядит этот процесс? Давайте представим себе полевой лагерь где-нибудь под стенами Акры или на пыльных равнинах Туниса (да, крестоносцы ходили и туда). Умер знатный граф. Скорбите, молитесь.. а затем за работу берутся эксперты. Сначала происходит потрошение: все мягкие, нежные, скоропортящиеся органы — сердце, печень, кишки и другое содержимое брюшной и грудной полостей — удаляются без жалости, поскольку без этого шага последствия были бы невыносимыми. Затем тело осторожно (или не очень осторожно) расчленяют, так как все тело не поместится в котел и не прожарится равномерно. Руки, ноги, головы — все разделено для облегчения дальнейшей обработки, представляя картину не для слабонервных, но в которой цель оправдывает средства.

После этого части тела варили в котлах или сдирали с них кожу. Бульон может быть на основе воды, но часто для лучшей стерилизации и, возможно, придания костям особого вкуса используют вино или уксус. Процесс длительный и требует нескольких часов томления, пока мясо, хрящи и сухожилия не станут достаточно мягкими и их можно будет легко отделить от костей. Можно представить себе останки благородного рыцаря, кипящие в гигантском тигле у костра — настоящий готический роман! После завершения приготовления начинается заключительный этап очистки: удаление костей и тщательная очистка от прилипших к ним остатков мяса, вплоть до соскабливания их ножом, чтобы скелет получился идеально чистым и белым. Остается вопрос: что делать с отделенным мясом и органами, этими «лишними частями»? Вероятно, они были похоронены прямо там. Иногда, если было сильное желание сохранить усопшего целиком, эти мягкие ткани могли быть замаринованы (как ветчина!) и упакованы для транспортировки, создавая своего рода «цельный комплект».

Чистый скелет — это половина дела, но нужно также быть готовым к долгому путешествию. Сначала кости тщательно очищают, обычно не только водой, но и «ароматным вином». Далее следует ароматизация: посыпание костей дорогими специями и травами или опрыскивание их духами. Это делалось как для маскировки неприятных запахов, так и для демонстрации статуса — даже кости нашего хозяина, например, пахли корицей и ладаном! Наконец, подготовленные кости — легкие, чистые и ароматные — тщательно заворачивают в дорогую ткань или кожу, кладут в коробку или мешок и отправляют в долгое путешествие домой. Там в семейном склепе состоялась торжественная встреча и было выбрано место их последнего упокоения. Да, процесс выглядит жестоким. Но за этим мрачным прагматизмом проглядывает острое желание сохранить связь с усопшим, почтить его память и исполнить священный долг — вернуть его прах (вернее, кости) на родину.

Зачем такие сложности? Логика Mos Teutonicus

Зачем элите Европы прибегать к таким… экстравагантным мерам? Не проще ли было бы просто оставить тело там, где оно было? Нет, это нелегко. И на это есть веские причины — сочетание логистики, убеждений, культуры и даже экономики.

Основная причина — доступность чистой воды (и кипящих котлов), что обусловлено географией и биологией. Расстояния огромны — представьте себе путешествие из Иерусалима в Кельн! Путешествие занимает несколько месяцев, но организм не остается здоровым вечно, особенно в жарком климате. Процесс разложения протекал стремительно, превращая благородного покойника в источник инфекции и невыносимого смрада. Транспортировка такого «груза» была физически очень тяжела, вредна для здоровья сопровождающего персонала и крайне отвратительна. Mos Teutonicus решает все эти проблемы одним махом (и за несколько часов приготовления). В этом отношении скелеты идеальны: гигиеничны, так как менее подвержены гниению и передаче инфекций; легкий, потому что вес кости намного легче веса всего тела; и компактны, поэтому их можно упаковать более аккуратно.

Но дело не только в удобстве; Важную роль играют духовные связи и культурные нормы. В сознании средневековой знати глубоко укоренилась идея, что человека следует похоронить дома, на его родной земле, освятить и сделать его местным жителем. Умереть за свои убеждения – это славно, но лежать на земле «язычников» – немыслимо! Mos Teutonicus — единственный способ гарантировать возвращение на родину, хотя бы в виде костей.

Обратите внимание: Долгая дорога домой.

Кроме того, отношение к тлению своеобразно: тление тела ассоциируется с грехом, тогда как идеалом являются бессмертные мощи святого. Обработка тела, удаление гниющей плоти — это была попытка подражать священному, если не разложить тело, то хотя бы избавить его от самых отвратительных признаков разложения, что придавало процессу иллюзию некоего контроля над смертью. Есть еще один теологический нюанс: церковь запрещает кремацию, поскольку считается, что сожжение разрушает тело и пагубно влияет на будущее воскресение. А вот тевтонцы — другое дело! Кости, основа скелета, были сохранены, чтобы при воскресении, когда наступит конец времен, материал остался нетронутым. Это разумный компромисс между церковными правилами и практическими потребностями.

наконец, мы не можем недооценивать экономические выгоды загробной логистики. Хотя сложный процесс бальзамирования по египетскому образцу был известен своей чрезвычайной дороговизной, не каждый барон мог позволить себе такую ​​роскошь. Однако для приготовления mos Teutonicus требовались только котел, дрова, небольшое количество вина и специй, и он был намного дешевле, благодаря чему стал доступен более широкому кругу знати.

Таким образом, «немецкий обычай» был не просто актом варварства, а сложным, многослойным решением. Таков был ответ средневековой элиты на вызовы времени: огромные расстояния, суровый климат, религиозные догмы и непреложные законы природы, крайний прагматизм, но облаченный в одежды ритуала. Почему немцы славятся таким подходом? Возможно, они просто более заметны для наблюдательных итальянцев, а может быть, их прагматизм и настойчивость в достижении цели (даже если эта цель — обеспечить себя костями) особенно поразительны. Как мы увидим, британцы и французы предпочитают другие, более «изящные» (но не менее ужасные) методы. Это может быть вопросом традиции: если французы и англичане предпочитают хоронить сердце отдельно от тела (что удобнее для бальзамирования), то немцы идут на все — главное, чтобы весь скелет вернулся домой, ведь целостность скелета — самое важное для его воскрешения на родине.

Немецкий патент? Распространение, вариации и жуткие соседи

хотя название «германский обычай» прочно укоренилось в памяти, не следует думать, что только строгие тевтоны варили своих покойных вождей. Нет, этот метод настолько удобен, что другие страны с радостью (если это слово здесь уместно) переняли его, потому что логистические проблемы — обычное дело! Среди тех останков, которые дошли до нас через «негерманский» язык, «mos Teutonicus», есть несколько весьма выдающихся личностей. Например, король Франции Людовик IX умер от дизентерии в Тунисе в 1270 году. Да, все верно, останки святого короля были сварены по «немецкому» рецепту, чтобы отправить его кости в королевский мавзолей Сен-Дени (сердце, однако, осталось на Сицилии). Среди них был и Генрих Алемания, английский принц, племянник короля, убитый в Италии: его тело было похоронено там, но его кости были отправлены в аббатство Хейлс в Англии, а его сердце было помещено в золотую чашу в Вестминстерском аббатстве.

Другой известный случай — случай великого философа и теолога Фомы Аквинского, который умер в Италии по пути на собор: его тело также было сварено — не только для транспортировки, но и потому, что при жизни он считался святым, а останки святых — это реликвии, которые легче делить и раздавать, когда они чистые. Конечно, классическим примером «германского» человека стал император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, утонувший в реке в Малой Азии: его внутренности отправили в Тарс, плоть — в Антиохию, кости — в Тир (хотя их мечтали перевезти в Иерусалим). Этот список можно продолжать, включая других императоров, австрийских герцогов и герцогов Габсбургов. Поэтому, скорее всего, этот обычай был назван «германским обычаем» просто потому, что, по мнению летописцев, именно немцы были первыми или наиболее яркими последователями этого обычая, и в результате этот метод стал популярен по всей Европе.

Одновременно с большинством тевтонских обычаев (а иногда и как их часть) существовала еще одна интересная практика, настоящая мода на «расчленение»: захоронение одного лишь сердца, иногда вместе с другими внутренностями. Мотивы разделения института различны. Во-первых, сыграла свою роль практичность: мы помним, что потрошение обычно было первым шагом, как при германской обработке тела, так и при бальзамировании, и поскольку сердце в любом случае пришлось бы удалить, было гораздо проще транспортировать маленькое сердце в гробу или контейнере, чем целый труп. Во-вторых, огромную роль играла символика: сердце считалось вместилищем души, мужества, любви и веры, поэтому захоронение его в месте, которое было особенно священно или дорого усопшему (например, в любимом соборе), считалось особым актом благочестия — о таком сердце молились бы еще горячее!

В-третьих, нельзя забывать о политике и статусе: множественные захоронения стали характерной чертой элиты, особенно во Франции и Англии, что позволяло ей «присутствовать» в нескольких важных местах одновременно, укреплять связи с различными монастырями или городами, а также демонстрировать свое влияние и щедрость. Король мог завещать свое тело одному монастырю, свое сердце — другому, а свои внутренности — третьему, что было способом распределения королевских милостей после смерти. Существует множество примеров такой практики: Ричард Львиное Сердце (тело в Фонтевро, сердце в Руане), Роберт Брюс, король Шотландии (тело в Данфермлине, сердце покоится в Мелроузе), королева Элеонора Кастильская (тело, сердце и внутренности – в трех разных местах!). Даже у епископов Вюрцбурга была традиция отправлять свои сердца аббатству Эбрах — «сердечную» дань уважения. Хотя извлечение органов было частью германского обычая, ритуал захоронения одного лишь сердца был более тесно связан с бальзамированием, которое предпочитали англичане и французы.

таким образом, в этой технологической борьбе у средневековой элиты было два основных метода доставки тел домой издалека: кипячение (mos Teutonicus) и бальзамирование (консервация). Первый вид транспорта хорошо подходил для перевозки костей на большие расстояния, особенно в жарком климате, и считался относительно гигиеничным и экономичным, что сделало его популярным среди немцев и других прагматиков. Второй метод позволял оставить часть останков на похоронах, что больше подходило для ситуаций, когда расстояния были умеренными и захоронений было несколько, но он был более дорогим и поэтому был популярен среди британцев и французов, которые ценили роскошные церемонии и возможность поделиться останками. Разделение тела на кости, сердце, плоть и т д было не просто технической необходимостью, а отражало целую систему ценностей: кости были важны для воскрешения, сердце было символом души, а плоть была тленна и быстро разлагалась. Таким образом, логистические трудности становятся возможностями для сложной, многоуровневой игры со смертью, памятью и статусом.

Папа сказал «Фу!»: булла De Sepulturis

однако не всем по душе кулинарные эксперименты с аристократическими реликвиями. Наконец, возмутился сам глава Католической церкви. Папа Бонифаций VIII был могущественной и решительной фигурой, который в конце XIII века издал буллу (или папский указ) под названием «О самых отвратительных злодеяниях» или «О самых отвратительных злодеяниях». Этот файл напрямую запрещает тевтонский язык. Папа был резок, назвав эту практику «отвратительным обычаем», «отвратительным варварством» и «ужасным ритуалом»! Тем, кто осмеливался расчленить и сварить мертвеца (или завещал другим сделать это), грозило отлучение от церкви, что в то время было серьезной угрозой! Папа назвал эту практику «mos horribilis» — «ужасный обычай».

Почему Папе так не нравится такой подход? Причины как эстетико-теологические, так и догматические. Говорят, что Бонифаций VIII высоко ценил целостность тела, и идея о том, что тело, созданное по образу и подобию Бога, будет разрезано и сварено, как говяжий бульон, казалась ему кощунственной и отвратительной. Более того, хотя большинство германских народов сохраняли кости, процесс разделения тела на части казался папе подрывающим веру в учение о воскресении, согласно которому в Судный день все воскреснут невредимыми. Возникает сложный вопрос: как Бог соберет этого «строителя»? Лучше не рисковать. Возможно, это была также попытка борьбы с «варварством»: надежда привить верующим более «цивилизованную» (с римской точки зрения) мораль и искоренить обычаи, которые, казалось, были пережитком языческих времен.

Однако важно понимать реальный эффект и масштаб этой буллы. Во-первых, это не повлияло на науку: запрет был направлен конкретно на погребальную готовку, а не на вскрытие в медицинских или научных целях, хотя некоторые анатомы, возможно, стали работать более осторожно после этого. Во-вторых, эффект не наступил немедленно: аристократия не сразу отказалась от этого удобного обычая. Некоторые получили специальное папское разрешение (говорят, его получил французский король Филипп Красивый), в то время как другие просто проигнорировали запрет и продолжили бальзамирование и потрошение, как будто ничего не произошло.

Но в целом булла Бонифация VIII ознаменовала начало конца Тевтонского ордена, который к XV веку фактически исчез, уступив место другим методам. Что касается слухов о том, что Папа Климент VI снял запрет полвека спустя, то это не подтверждается серьезными историческими источниками, поэтому вполне вероятно, что запрет Бонифация VIII все еще действовал, в отличие от некоторых других его булл, которые были отменены под давлением короля Франции Климента V. Таким образом, булла Бонифация VIII стала классическим примером конфликта между устоявшимися обычаями и меняющимися теологическими и эстетическими взглядами церковной элиты — попытки навязать идеалы сверху вступали в противоречие с прагматизмом снизу.

Альтернативы варке: бальзам, уксус и просто могила

Если вы не готовите, чем вы занимаетесь? Какие еще варианты решения проблемы транспортировки или сохранения трупов были у средневековой элиты, помимо традиционных тевтонских методов?

Главным конкурентом является антисептический метод. Процесс также включает удаление внутренних органов, но затем полость тела и сама кожа обрабатываются консервантами: солью, травами, специями, вином, уксусом, смолами. Цель состоит в том, чтобы максимально замедлить процесс распада и сохранить хотя бы часть признаков жизни, что особенно ценится британцами и французами. Этот метод позволял проводить пышные и длительные церемонии прощания, придавая телу (относительно) респектабельный вид. Кроме того, извлеченные органы удобно хоронить отдельно, что соответствует их традиции. Однако этот метод имеет существенный недостаток — цену: бальзамирование — удовольствие только для богатых.

Самый очевидный вариант — захоронить тело на месте смерти. Тысячи простых солдат и паломников, вероятно, постигла та же участь, их последним пристанищем стала безымянная братская могила где-то в Сирийской пустыне. Но для графа или герцога такой конец был бы немыслим; это было бы признаком полного забвения и неуважения, хотя, как говорят, древние римляне иногда хоронили павших легионеров на поле боя, чтобы избавить своих соотечественников от шока при виде их изуродованных тел.

Существует также возможность частичной репатриации. Если бы было совершенно невозможно перевезти все тело (или кости), можно было бы, по крайней мере, привезти сердце или другой символический орган. Это был компромисс: может быть, не все, но хотя бы некоторые герои вернутся на родину.

Люди также пробовали более примитивные методы консервации, используя народные средства. Например, тело Фридриха Барбароссы пытались вымочить в уксусе после того, как он утонул, но эксперимент не удался — тело все равно начало быстро разлагаться. Другой метод заключался в том, чтобы набить выпотрошенное тело чем-то вроде песка или золы и плотно завернуть его в пропитанную воском ткань, как это сделала королева Анна Габсбургская в 1281 году; Насколько это будет эффективно для перевозок на дальние расстояния — большой вопрос.

Конечно, все современные методы утилизации тел — захоронение в воде, восстановление трупов, компостирование — в Средние века были бы научной фантастикой. Арсенал был крайне ограничен: в общем, либо варить до костей, либо пытаться консервировать кустарными методами. Выбор способа зависит от веса кошелька, расстояния, климата, культурных традиций и религиозных убеждений. Идеального решения не существует, и каждая смерть дворянина вдали от дома становится сложной логистической и ритуальной задачей, которая заставляет людей искать компромисс между желаемым и возможным.

Вместо заключения: прах к праху, а кости – домой

Мос Тевтонский. Звучит странно и выглядит ужасно, но на самом деле это удивительный пример того, как средневековые общества адаптировались к экстремальным условиям. Это был плод крестовых походов, долгих путешествий и железной воли дворян, решивших быть похороненными на своей земле. Кипящие кости — это ответ на упадок, расстояние и логистические проблемы, прагматичный до цинизма, но при этом завуалированный под ритуал и даже теологию.

Хотя этот обычай и называли «германским», он пересек национальные границы и был принят многими народами, включая Святого короля Франции. Она сосуществовала с модой захоронения сердца и органов отдельно, практикой, которая, хотя и была схожа с практикой большинства тевтонских народов, больше напоминала искусство бальзамирования, популярное при английских и французских дворах. Все эти манипуляции с телом — разделение на части, различная судьба костей, сердца и плоти — говорят нам о сложных средневековых представлениях о теле, душе, смерти и памяти.

Запрет папы Бонифация VIII стал поворотным моментом, отразив растущее напряжение между укоренившимися обычаями знати и новыми тенденциями в церковной мысли и эстетике. Хотя запрет не оказал немедленного эффекта, он побудил к поиску альтернатив и в конечном итоге привел к упадку этой темной, но поучительной практики.

История Mos Teutonicus — это больше, чем просто история из гробницы. Это зеркало, отражающее средневековый мир: его верования и суеверия, его жестокость и набожность, его социальную иерархию и технологические ограничения. То, как люди обращаются с телами своих павших лидеров, говорит нам о многом: о страхе быть забытыми, о силе традиций, о политике, которая превосходит смерть, и о неразрывной, почти мистической связи людей с землями своих предков.

[Мой] Средневековый человек смерть захоронение длинная колонна 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Перевозка павших вождей: Mos Teutonicus, или Как благородные кости возвращались домой.