Гадания и судьба в мезоамериканских кодексах и ритуалах: часть 2

Продолжаем говорить о гаданиях и отношении ацтеков к судьбе. В прошлый раз нас знакомили с гаданием по печени животных, насекомым, следам и кукурузным зернам. Сегодня мы рассмотрим классические коды гадания.

в этих рукописях говорится о тресенах (исп trecena, 13-дневная церемониальная неделя). Всего имеется 20 тресенов (20 х 13 = 260), каждый из которых охраняется одним или двумя богами. Именно по этим кодам удалось узнать судьбу новорожденного:

Каждая Терезена представлена ​​одним или двумя святыми-покровителями и их днями: в нижнем ряду — дни от «1 Дома» до «7 Воды», далее чуть выше, снизу вверх — от «8 Собаки» до «13 Орла». /Кодекс Бурбона

Значение каждого знака дня подробно рассмотрено Бернардино де Саагуном в четвертой книге Флорентийского кодекса. Кстати, о разных типах пьяниц, рожденных в день «Двух кроликов» тоже есть длинная история (на науатле это «ómé tóchtli» — это тоже имя бога вина Пуке, Ометочтли). За более чем 500 лет в этом отношении ничего не изменилось: один спит, другой плачет, третий кричит как сумасшедший, кто-то падает с горы... Информатор Саагона из народа науа объясняет нам, что факт На карте каждому пьянице соответствует один из 400 кроликов (бог Бьюк). У каждого свой способ напиться (я думал, что есть только один способ...).

Страх и ненависть в Теночтитлане: рожденные в день «Двух кроликов» обрекли их в среде обитания по знаку этого дня / Флорентийский кодекс

каждый день в ацтекской «Книге судеб» (тоналаматль) мог быть положительным, отрицательным или нейтральным. Когда рождается ребенок, посылают за жрецом-оракулом – Тоналпуки. Он спросил тоналаматля и сказал: «Ну, твой сын родился в такой-то день», исходя из этого, он предскажет тип личности ребенка, его сильные стороны, пороки, деятельность, работу и даже какую смерть он получит может столкнуться.

Примеры дат: «1 смерть» и «10 кроликов» / Флорентийский кодекс

Однако многое зависит от самого человека. Например, День «1 Смерти» — великий день, потому что это календарное название Тескатлипоки. Так что у этого человека будет очень сильная поддержка. Флорентийский кодекс гласит:

«Почести и богатство придут, если он хорошо выполнит свою епитимью: соблюдает посты и совершает ритуалы самопожертвования. Но если он этого не делает, то его действия вредят его тонали, его судьбе, его дню

».

человек рождается в плохой день (типа «9 крокодилов») и по мере взросления наполняется вредными привычками – ничто не может это исправить. Ну, на самом деле вы можете. Это похоже на пинауицтли, где паук вынужден снова и снова бежать от центра перекрестия по земле, пока не понадобится предзнаменование. В общем, тональпоуки быстро выберут ближайший благоприятный день для купания новорожденного (о ритуалах до, во время и после рождения — здесь).

на самом деле, по верованиям ацтеков, у человека было три души, или духовные сущности. Одна из них — тоналли (о ней две другие — здесь), расположенная ровно на голове. Во время церемонии крещения Тонали вновь знакомят с ребенком. Они изменили его судьбу, дав ему имя. Поэтому, если предсказание дня рождения очень плохое, обряд будет проведен в ближайшую благоприятную дату внутри Терезены.

три сущности человеческой души: тоналли (голова), тейолия (сердце) и иотль (печень) / Альфредо Лопес Остин «Cuerpo Humano e Idealogía. Las Concepciones de los Antiguos Nahuas"

Вы можете подумать, что сделаете это только в особых обстоятельствах – когда знаки дня нехорошие но нет! Во всех флорентийских рукописях можно встретить как минимум 17 случаев изменения дат рождения и изменения тонов. Например, ребенок рождается в день «10 Ягуара» — день, посвященный Тескатлипоке. Довольно хорошо. Ну что ж. Тоналпуки ждал три дня, дня Тринадцатого Движения, и это было даже лучше, потому что его посетило само солнце!

Все это говорит нам об уникальном отношении ацтеков к пророчествам и судьбе: человек может не подчиниться решению богов типа «он родился в такой-то день и с ним произойдет то-то», но изменить судьбу!

Человек, играющий с судьбой, обязательно улучшит свою жизнь. В этом одна из главных целей гадания: не только попытаться узнать судьбу, но и попытаться улучшить ее.

В это трудно поверить, но это правда – гадание – это нечто большее, чем просто судьба человека. Кодекс Борджиа содержит страницы для предсказания супружеских пар и определения супружеской совместимости людей.

Шесть разных пар, у каждой из которых день рождения, предвещают хороший день для свадьбы / Кодекс Борджиа

Иногда предсказания бывают благоприятными: например, внизу (слева вверху) мы видим детей возле Тлалока (слева) и Чальчиутликуэ (справа:

Ребенок в котле не для еды – он символизирует то, что пара собирается делать с ребенком/Кодекс Борджиа, Кодекс Лауд

Валяться рядом початки кукурузы – хороший знак. Солнце светит сверху, и оба бога-родителя держат в руках ожерелье из драгоценных камней. Короче говоря, можно жениться и все хорошо. Остальные три сцены также предвещают счастье.

Однако вот другие изображения — в левом верхнем углу жених и невеста даже не разговаривают друг с другом, они стоят друг к другу спиной:

Кодекс Борджиа, Кодекс Лауд

В правом верхнем углу еще хуже: изображено прелюбодеяние. Женская фигура в гирлянде изображает богиню Хохкецаль, имевшую плохую репутацию. Среднего персонажа хватает за чуб один из мужчин, пока он держит грудь другой женщины. В общем, его поймали с поличным. Выходить замуж за этого человека – не лучшая идея. На нижнем левом изображении пара, похоже, спорит из-за денег, поскольку между ними видна цепочка драгоценностей. Прогнозы относительно брака менее оптимистичны. Змея, обвитая правым нижним углом шеи, символизирует сексуальный грех – тоже не лучший выбор для девушки или парня.

Другие части кода использовались для гадания почтовых торговцев, чтобы определить даты поездки.

Кодекс с изображением покровителя торговцев и подлежащих принесению жертв / Флорентийский кодекс (в центре), Кодекс Фейвари-Мейера

имеется также сельскохозяйственный альманах. Например, ниже Тлалок показан в разных костюмах. Разные типы неба указывают, будет ли дождь. Внизу всех четырех иллюстраций изображены початки кукурузы: некоторые довольны наличием воды (у них даже есть смайлики), некоторых едят эти надоедливые тараканы-пинауицтли, а некоторые страдают от засухи:

диего Дюран в одной из своих работ очень разозлился: Да ладно, кукуруза созрела, а эти индейцы не хотят ее собирать! Они ждут, пока тональпоуки назовет им подходящую дату / Кодекс Борджиа

кратко упомяну книгу снов Темиакатли. В «Калмыкакской школе» детей учат, помимо прочего, толкованию снов.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

К сожалению, все оригинальные записи утеряны, и все, что у нас есть, — это краткое описание сна, записанное Саагоном на языке науатль. Все эти сны были по сути кошмарами: в одном горел дом, в другом рухнула гора, сломалось дерево, произошло солнечное затмение, ел ягуар – ничего, кроме несчастья. Но в конце есть несколько строк, которые говорят нам:

«Ну не волнуйся, ты можешь сделать несколько подношений и тогда значение этого сна будет не таким страшным

».

Тем не менее, есть способ противодействовать этим предзнаменованиям. Например, известно суеверие, связанное с уханьем совы. В Мексике даже существует поговорка: «Когда сова поет, индеец умирает:

«...Если бы он был мужчиной, он бы сказал ей: «Заткнись, запавшая сволочь!» «Очевидно, кто занимался сексом с его матерью!» Если бы человек, слышавший этот [крик], был женщиной, она бы сказала ей: «Уйди отсюда, шлюха! Ты ударила одного по голове, позволь мне?» пить воду в аду? Я не пойду туда, пока ты этого не сделаешь».

Сова была явно шокирована / Стенограмма Флоренции

Еще один пример появления определенного персонажа и последующего общения с ним для определения (и по возможности улучшения) его судьбы — Йоуалтепостли, или Ночной Топор (Йоуалтепостли). Когда в лесу раздавались звуки, похожие на звуки топора, рубящего деревья, самые смелые жрецы и воины отправлялись на поиски источника звуков. Почему он самый храбрый? Потому что вот как выглядит источник:

Юалтепостли / Флорентийский кодекс

Юалтепостли, мирской образ самого Тескатлипоки, представляет собой обезглавленный труп с разрезанной вдоль груди. Дверца этого ящика открывается и закрывается, издавая тот самый стук, похожий на удар топора.

Догнавший персонажа человек полез в отверстие и сдавил там сердце. Начинается разговор с Богом, иногда даже сделка. Йорт Бозтли спросил: «Слушай, отпусти меня, чего ты хочешь? Дай я тебе это отдам, и ты меня отпустишь. Давай, возьми этот шип агавы». Воин может сказать ему: «Ну нет, я победил». Я не впущу тебя, пока ты не дашь мне четыре шипа». Этот торг продолжается до тех пор, пока Бог не соглашается дать воину четыре шипа агавы. Каждый шип представляет собой пленника, которого воин стремится захватить на поле битвы. Четверо пленных были прямым путем к высшим воинским чинам.

Смелый, но безрассудный человек просто хватается за сердце и убегает. Дома завернули сердце в ткань и на следующий день увидели, во что оно превратилось. Если он превратится в уголь или пепел – плохой знак, если в перья – хороший знак.

Эта история является важным источником для понимания взаимоотношений человека и Бога. В конце концов, люди обычно думают о богах как об очень могущественных существах, а люди перед богами — всего лишь скромные насекомые. Конечно, в определенной степени это верно, но в Мезоамерике тоже существовала система общения между людьми и богами. Посмотрите сами — люди бросили вызов самому Тескатлипоке, одному из первых богов ацтекского пантеона, завоевать его сердце и потребовать даров.


одна из теорий: говорят, что ацтеки проиграли войну, потому что считали испанцев богами – какая глупость! Конечно, они не были настолько глупы, чтобы спутать испанцев с богами. Дело здесь не в глупости, а в их взгляде на Бога. Очевидно, что испанская концепция Бога фундаментально отличалась от ацтекской концепции. Слово теотль на языке науатль применимо не только ко всем богам пантеона, но и к любому особому явлению. Например, комета – это теотль, странное животное – теотль, а океан – теотль. В общем, все необычно. Когда прибыли испанцы, они были явно необычными, поэтому их и назвали тетеох (множественное число от теотль). Но это не означает отношения к ним подчинения и смирения – это видно из сражений, происходивших во время завоевания.

Кортес и Маринче встречаются с Мотекумой/Льенцо де Тласкала

Но испанцы не были рациональными людьми эпохи Возрождения, какими их часто изображали. Многие завоеватели рассказывали о странном происшествии. Среди сторонников Кортеса был астролог по имени Блас Ботельо де Плата. Астролог дал Кортесу свой совет. Иногда его слушали, иногда не очень. Однако именно он, видимо, определил дату своего побега в Ночь Скорби. При этом у Кортеса, как и у Мотекусомы, был свой астролог. Вот что говорит нам Берналь Диас дель Кастильо:

Астрологу Ботельо не помогли его собственные гороскопы, ибо в ту печальную ночь он погиб вместе со своей лошадью... Среди его вещей мы нашли какие-то книжные документы с номерами и линиями, пометками и знаками: «В этой печальной войне я должен умереть здесь, страдать От милости этих индийских собак». Далее: «Ты не умрешь?» «, и даже дальше… «Да, ты умрешь».

Спасибо за внимание! Если вам понравился материал, вы можете поддержать канал ссылкой. Я буду очень рад вашей поддержке!

© Телефон Мексики

[Моя] Божественная археология Древние артефакты Мезоамериканские гадания Предсказания Ацтекская мифология Длинный пост 2

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Гадания и судьба в мезоамериканских кодексах и ритуалах: часть 2.