Период с 68 по 69 год нашей эры был известен как «Год четырех императоров». «Великий художник» Луций Домиций Нерон скончался, и его сменили Гальба, Оттон, Вителлий и Веспасиан. Последний впоследствии показал себя достойным государственным деятелем и администратором, который вместе со своими потомками совершил то, что сделали его предшественники. Но.. все хорошее случается. Спустя более чем сто лет после Веспасиана римляне, видимо, решили превзойти своих предков ради лучшей жизни и устроили себе Год Пяти Императоров.
Все началось с того, что Коммод, последний правитель династии Антонинов, был задушен своим соперником по борьбе. Коммод был таким правителем и презираемым человеком, поэтому никто в Риме не стал плакать по нему, вместо этого сенаторы, стоявшие за убийством, присвоили титул Августа кандидату, который, по их мнению, был наиболее подходящим человеком - Публию Гельвию Пертинаксу, губернатору столицы.
Пертинакс не сразу убедился, что власть преподносится ему на серебряном блюде, но в конце концов согласился и, как в свое время Веспасиан, начал расчищать завалы, оставленные Коммодом. Чтобы пополнить опустошенную казну, Пертинакс значительно увеличил расходы на содержание двора, жил скромной жизнью и вообще пытался пополнить свое богатство путем отмены, по его мнению, ненужных налогов и организации конфискации имущества свободных граждан Коммодии. Улучшить экономику каким-то образом.
Все это заставляет преторианцев с подозрением относиться к Пертинаксу — не ограничит ли он и их бюджет? Коммод был по крайней мере щедр к ним, и они признали нового императора главным образом потому, что в то время других вариантов не было. После нескольких неудачных заговоров группа солдат отправляется к Императору, чтобы решить насущный вопрос о том, кто важнее в Империи — Император или его Дворцовая стража. Вместо того, чтобы убежать от них, Пертинакс попытался успокоить их разумными словами, но, к своему огорчению, не смог этого сделать, так как копье ударило его внезапно в грудь.
Потом началось самое интересное.
Пока одни преторианцы обезглавили Пертинакса и повесили его на пику, другие в лагере решали, кто станет следующим императором. Было два кандидата, оба присутствовали на выборах. Один был римским наместником и тестем султана Пертинакса Флавия, а другой — Дидием Юлианом, бывшим консулом, наместником провинций, владельцем фабрик, газет и кораблей. Если назначение Сульпициана мэром Рима было предсказуемым, то Юлиан узнал о перевороте почти случайно, услышав новость, принесенную рабами на банкете. Сенатора, еще не совсем проснувшегося, родственники, члены семьи и гости лишь спросили: «Вы слишком слабы, чтобы быть императором?» Он отправился в военный лагерь, где уже находился Сульпициан.
Теперь поставьте себя на место преторианцев. Прежде чем они успели смыть кровь Пертинакса, перед ними начала выстраиваться очередь претендентов на трон.
Обратите внимание: Т-44-85. Не вышедший в продажу.
Самым естественным выбором, который они считали, было избрание человека, который больше всего платил императору. Торг начался. Сульпициан в казарме назвал свою цену, посредник передал ее Юлиану, стоявшему у двери, тот добавил еще, Сульпициану об этом сказали и так далее. Наконец, Дидий Юлиан пообещал каждому преторианцу по тридцать тысяч сестерциев — примерно пятилетнее жалованье, по словам историка Ирода. Флавий Сульпициан не смог победить такую сумму и с позором сошёл со сцены истории.Однако его успешный соперник пробыл на этой сцене недолго.
Интересно, задавал ли когда-нибудь Дидий Юлиан себе вопрос: «Где был мой мозг, когда я торговался за более высокую цену, чтобы купить собственную смерть?». Всеобщее внимание было занято преторианцами, которые сеяли хаос, вызывая хаос в самом Риме, и, кстати, в провинциях были легионы, желавшие присоединиться к карнавалу. Уже есть три подходящих командира, способных их возглавить. Гай Песцений Нигер был губернатором Сирии, а Луций Клодий Альбин — губернатором Англии. Ближе всего к столице находилась армия Луция Септимия Севера в Верхней Паннонии. Он объявил месть Пертинаксу своей официальной целью, собрал средства и двинулся на Рим.
Дидий Юлиан либо не осознавал масштаба происходящего, либо не знал, как правильно с этим справиться, либо был сбит с толку ситуацией, либо, скорее всего, и то, и другое. Он отдал несколько запутанных приказов, например, вооружить цирковых слонов для борьбы с кавалерией или заставить Вестаменов выйти и умолять северных легионеров остановиться. Наконец, он отправил гонца на север с предложением общего правления. Но было очевидно, что на таких людей он не нападал. Что же касается преторианцев, приведших к власти Дидия Юлиана, то они ограничились холодным наблюдением, поскольку, как они пели в песне начала 90-х, «его рабочий день вот-вот закончится, а дебет и кредит остались несбалансированными». «Охранники так и не получили всю обещанную сумму — в ожесточенной тендерной войне им обещали больше, чем они могли выполнить.
Дело Дидия Юлиана было полностью и безвозвратно проиграно, возможно, даже на том аукционе. Не совсем понятно, как он умер, но, похоже, в Риме никогда не было более глупого императора.
Северу, взошедшему на опустевший трон, пришлось защищаться от Нигера и Альбина, от которых он вышел победителем и основал собственную династию. Однако она просуществовала недолго, и после ее падения римляне устроили себе Год Пяти Императоров. Их потомки так и не превзошли это достижение. Римская империя Древний Рим Полномочия римских императоров Роман 3
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Империя на продажу.