В середине 19 века гуано (помет морских птиц) начали использовать в качестве удобрения для деградированных возделываемых земель старой Европы. Под «старым» я подразумеваю запад, где пашни было не так много (по сравнению с востоком, не говоря уже о Российской империи), но людей было много. Естественно, что за столетия все эти народы израсходовали ресурсы почвы практически до нуля, поэтому новые удобрения пришлись как нельзя кстати.
Это гуано собирали почти исключительно на островах Чинча (Перу). На самом деле, это место буквально полно птиц, производящих гуано (например, чайки и пеликаны). Он накапливается на поверхности острова с годами, образуя слой толщиной в несколько метров. Несколько метров птичьего помета! Перу контролировало производство, а Великобритания контролировала торговлю. Поскольку США больше не имели прямого контроля над гуано, они были вынуждены импортировать его из Великобритании по очень высоким ценам.
Как вы можете себе представить, острова Чинча были не единственным местом, где собирали птичий помет. Многие другие тихоокеанские острова также были потенциальными производителями ценных удобрений. В 1856 году, чтобы сократить расходы и устранить зависимость от импорта, Конгресс США одобрил Закон об островах гуано, разрешающий гражданам США владеть островами, на которых хранилось это самое гуано. В законе говорилось:
«Когда граждане США обнаруживают и мирно занимают залежи гуано на островах, скалах или рифах, не находящихся под юрисдикцией или оккупированных гражданами других правительств, острова, скалы и рифы могут считаться принадлежащими Соединенным Штатам».
Что здесь началось? За короткий промежуток времени более 100 островов, отвечающих установленным требованиям, были признаны американской территорией. Сегодня некоторые из этих островов все еще находятся под контролем Америки. Реакцией Перу и Великобритании было увеличение производства на островах Чинча и попытка монополизировать рынок. Это требовало найма более дешевой рабочей силы. Корабль немедленно отправили в Китай, известный источник этой дешевой рабочей силы. Более того, китайским фермерам не было приказано собирать птичий помет. Им обещали хорошо оплачиваемую работу на золотых приисках. По прибытии в Перу их массово отправили на острова для сбора удобрений. В рамках ежедневного рациона китайцам давали четыре зеленых банана, по одному на завтрак, обед, полдник и ужин. Честно говоря, условия труда были тяжелыми.
К 1875 году в Перу проживало более 100 000 китайцев. Но постепенно вербовать китайцев становилось все труднее. Ходили разные нехорошие слухи о том, что вместо золотого прииска и приличной (по меркам китайских умельцев) зарплаты дьявол за границей заставляет сыновей неба питаться птичьим пометом. 4 зеленых банана. Конечно, количество желающих отправиться в Перу на лодке с каждым годом уменьшалось. И, тем не менее, те, кого удалось туда заманить, массово умирали от болезней, несчастных случаев и банальных самоубийств. Возникла острая необходимость найти людей на замену китайцам.
Еще в начале 60-х годов власти Перу обратили внимание на остров Пасхи. Да-да, те самые, на которых стоят каменные головы – их называют «моаи». Сам остров на местном языке коренных народов называется Рапа-Нуи. Здесь необходимо отдельно сказать несколько слов о цивилизации, обитавшей на этом острове. Остров Пасхи когда-то был покрыт пышной растительностью, в том числе деревьями. Приятный климат и плодородная почва способствовали росту населения, но, поскольку это был остров, его ресурсов вскоре стало недостаточно для всех. Среди коренных народов начались постоянные войны за землю, и все деревья постепенно вырубались, что в конечном итоге негативно сказалось на плодородии почвы. На острове начался голод, а местное население значительно сократилось. В результате на Рапа-Нуи осталось всего несколько тысяч человек, ровно столько, сколько остров мог прокормить. Остальные погибли или погибли в межплеменных конфликтах. Именно тогда, когда все леса были уничтожены, а островное общество пришло в упадок, туземцы перестали резать гигантские каменные головы. Для этой цели уже не было достаточных человеческих и материальных ресурсов. И все это произошло более чем за столетие до прибытия белых на Рапа-Нуи (середина 18 века). Однако эти тысячи продолжали жить на острове, и это было известно «большому» миру.
И вот, в конце 1862 года, на Рапа-Нуи прибыли восемь перуанских кораблей. Для этого они проехали более 3000 км — очень нужна была свежая рабочая сила. Высадившись, перуанцы собрали местных туземцев, торжественно вручили безделушки, а затем отобрали самых сильных и вежливо предложили им пройти к кораблю. Сталь и огнестрельное оружие — весомые аргументы в любом диалоге, поэтому перуанцы, застрелившие нескольких островитян, быстро убедили оставшихся островитян в своей правоте. Всего с Рапа-Нуи было вывезено до трети населения, причем все, кроме очень пожилых, были взрослыми мужчинами. Даже местный король отправился с сыном и наследником на охоту за птичьим пометом на острова Чинча.
Правда, уже вторая половина 19 века, и мораль "большого" мира весьма либеральна, и в далекой России уже отменено крепостное право, а в Америке половина штатов отменили рабство активно ведет войну другая половина. Вообще в старой Европе были люди, которые обращали внимание на то, что происходило на островах Перу. Как ни странно, первыми по этому вопросу, даже на государственном уровне, высказались французы. Император Наполеон III очень хотел прослыть освободителем, и для этого ему срочно нужно было кого-то освободить. Лучше уж кто-нибудь другой, чтобы не нанести ущерб экономике собственной колонии. Затем пришли перуанцы с гуано и рабским трудом. Ну, поднялась суматоха и на Перу начали давить на дипломатическом уровне, тут же подключились англичане, американцы, вообще все "большие ребята". Кстати, китайский действительно никто не спрашивал. Это всего лишь бизнес, поскольку Англия и Франция только что выиграли Вторую опиумную войну с Китаем и все равно приплыли туда, чтобы получить зарплату.
Разумеется, Лима не смогла справиться с таким давлением и пообещала немедленно освободить всех жителей Рапа-Нуи и вернуть их на остров. На тот момент осталось около 100 «всех» — остальным удалось уйти в землю своих предков за Великий Туман. Счастливчиков погрузили на корабли и отвезли домой. Теперь, чтобы всем было не скучно плавание, добрая душа занесла на корабль оспу. В общем, по прибытии на остров Пасхи 100 человек превратились в 15 человек. Перуанцы вывели их на берег, тепло попрощались и пожелали удачи.
Даже если предположить, что на острове осталось определенное количество мальчиков, такой гендерный дисбаланс обеспечивает гибель культуры и медленное вымирание населения. В общем, так и произошло. Последний человек, понимавший труды Рапа-Нуи, умер несколько лет спустя. Со временем не вымершие по демографическим причинам туземцы смешались с испаноязычными поселенцами из Чили, были крещены по католическим обрядам и вообще растворились в континентальной культуре. Нынешние жители острова Пасхи, называющие себя Рапа-Нуи, в лучшем случае представляют собой смешанную расу, имеющую лишь небольшое количество крови коренных жителей острова. Сценарий островной цивилизации до сих пор не расшифрован.
И тут по последней моде некоторые будут жаловаться, что белый человек уничтожил первоначальную цивилизацию, но нет, белый человек успел уничтожить себя задолго до их появления. Скорее, иностранцы просто нанесли последний удар тяжелобольным, причем крайне жестокий. Да и сами перуанцы, хотя и были сильно европеизированы, были достаточно дальними потомками испанских поселенцев с сильной примесью местной индейской крови. На деле же получается, что те, кто до недавнего времени находился во власти испанцев, просто адаптировались к рыночным реалиям.
На моем Telegram-канале больше контента подписаться!
У нас также есть прошлые трансляции — подпишитесь, чтобы получать уведомления. Запись вы можете посмотреть на моем канале.
[Мое] Колониализм гуано Длинный столб острова Пасхи 9Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как птичий помет прикончил древнюю культуру.