Из дореволюционного быта. Не все коту Масленица, будет и Великий пост

А.И. Корзухин «Перед исповедью» (1877)

Дореволюционная жизнь в основном была связана с церковным календарем. Влияние имели также религиозные верования и простая верность традициям, несоблюдение которых осуждалось. Как показывают дневники и мемуары, религиозные праздники и посты соблюдались в той или иной степени многими, если не всеми.

Перед Великим постом была Масленичная неделя, называемая еще «мясной неделей». В это время традиционно мясо не ели, но разрешались другие продукты. Основное блюдо было конечно. В этот период было много ярмарок и многочисленных киосков. Популярным развлечением были катания на санях, которые часто украшали лентами и колокольчиками. Пик веселья и обжорства пришелся на последние четыре дня с четверга по воскресенье. Их называли Широкая Масленица. По воскресеньям часто совершались обряды, берущие свое начало в дохристианских верованиях, в том числе сжигание соломенных кукол, одетых в женские платья, также известных как Масленица.

Б. М. Кустодиев «Масленица» (1919) Национальный музей Республики Беларусь, Минск

Воскресенье называлось «Прощеным воскресеньем», когда люди просили друг у друга прощения, чтобы надеяться начать Великий пост с чистой совестью. «В нашем доме поздно вечером все вдруг стали кроткими, смиренно кланялись друг другу и просили прощения», — вспоминает ИА. Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева».

Великий пост длился 48 дней. В этот период верующие воздерживались от «мясной» пищи, не проводили свадеб, отказывались от интимных связей и старались избегать развлечений.

Первая неделя Великого поста называлась Федоровой (суббота была днем ​​Теодора Тирона). Первый день Великого поста – Чистый понедельник. Были у него и другие популярные имена, такие как Плоскозубый понедельник, Тужирки на Масленицу. Считалось, что пост в этот день был особенно строгим, но многие люди все еще не успевали оправиться от веселья, обжорства, а иногда и злоупотребления крепкими напитками. В некоторых местах, чтобы спастись от веселья, устраивались кулачные бои. В Вятской области это называлось «вытряхивать лепешку», в Тульской области — «вытряхивать блины». В Нижегородской области прошел «козий карнавал», во время которого по городу водили украшенных гирляндами и лентами коз. В Костромской области тужильник, испеченный на Масленичной неделе, в течение недели подавался молодоженам. В Кромском районе Орловской области мужчин или мальчиков с льняными бородами сажали на сани, давали хвосты, гребни и шапки (детали прялки) и заставляли прясть. Женщины и мальчики водили его по деревне и пели:

Масленица - Кругска,
Грустно, что мы живём без тебя:
Лизать сыр и масло,
Она не сказала нам ничего глупого…

Традиционно многие люди ходили в общественные бани. В некоторых регионах еще считалось приемлемым весь день в понедельник развлекаться и кататься с горки на санях; последний переход перед походом в общественную баню был ограничен. В каждом регионе были свои ритуалы.

В пятницу первой недели, после Веспы, был отслужен молебен в память чудес святителя Феодора. По преданию, император-отступник Юлиан, желая разгневать своих последователей, приказал им окроплять идоложертвенной кровью продукты, продаваемые на городских рынках в первую неделю Великого поста в Константинополе, по его словам, он отдал приказ городскому головам. В это время святитель Феодор Тирон явился во сне Евдоксию, архиепископу Константинопольскому, и предупредил его о планах императора. Недавно святой велел употреблять в пищу коливо (кутью). В некоторых регионах Федорову субботу называют Малой Масленицей, в нее чествуют молодоженов и подают постные блины. Важными датами Великого поста считались также Лазарева суббота, суббота шестой седмицы (недели) Великого поста, следующее за ней Вербное воскресенье и предшествовавшая Пасхе Страстная неделя.

В. Г. Перов «Прекрасный понедельник» (1866 г)

Традиционно считалось, что поститься должны все люди старше трёх лет, но к детям отношение было менее строгим. Из воспоминаний Е. Андреевой-Бальмонт, жены известного поэта, выросшей в богатой купеческой семье: "Прости мне воскресенье. В понедельник этот год рухнул. Чудесный пост. Я это сильно ощутила в своем домой.Грустный звук разносился эхом в церкви.Мама ходила на церковную службу несколько раз в день.Постная еда, запах квашеной капусты и растительного масла, который она ненавидела.Горохово-картофельный суп без пирога.,картофельные котлеты с черносливом,миндалем молочный кисель.К чаю запрещены сладости и пирожные-сухой хлеб и большие бублики.По воскресеньям мармелад и пряники.Ненавижу эту еду,только хлеб и огурцы.Никакие уговоры и наказания не помогали и я не смогла побороть отвращение к растительное масло.Когда я подросла и захотела голодать 7 недель по собственному желанию, врачи запретили.За неделю я стал заметно истощенным и худым.Когда нас начали кормить разгрузочными диетами, я навязал себе воздержание.Я сделал не ела любимой еды, отказывалась даже от пряников с вареньем или мятой… Братья смеялись: «Великомученица Катерина», сестры меня хвалили, а мне такое не нравилось». Я был очень доволен собой за то, что сохранил «настоящую "быстро так долго. Когда мы были маленькими, мы постились только в последний день первой недели, на Страстной неделе. А когда мы подрастали, каждую неделю ходили на все службы. Мы никогда не сидели в церкви и привыкли стоять во время долгих служб, не слишком уставая. До 14 лет я выполнял все ритуалы с большим рвением, не просто охотно, а страстно. Вечером перед исповедью читаем покаянную молитву. Я перечитывал ее несколько раз по собственному желанию... В Великий пост не было ночей и танцев. Мы ходили на концерты и в итальянскую оперу, где у сестер была абонементная ложа».

Особенно строгим был пост в первую и последнюю неделю (хотя в первую неделю многие действительно соблюдали пост менее строго). Верующие должны воздерживаться от мяса, молочных продуктов и яиц. Еще более строгим был пост по понедельникам, средам и пятницам, когда особо благочестивые христиане один раз в день употребляли холодную пищу без масла. В субботу и воскресенье разрешалось употребление растительного масла и вина. В день Благовещения (если оно выпало на время поста) разрешалось есть рыбу, а в Лазареву субботу – икру. Также с точки зрения христиан раки не были ни мясом, ни рыбой (такова пословица), поэтому многие люди ели раков. Однако все вышеперечисленные ограничения были идеалами, к которым нужно стремиться, и в действительности значительная часть населения не так усердно придерживалась этих ограничений. В 1816 году вышла книга помещика В. А. Левшина «Русская кулинария», в которой он писал: К рыбному столу и полуфабрикатам подают рыбу, молочные продукты, яйца и коровий корм с маслом. Популярными продуктами были грибы, ягоды, квашеная капуста и горох.

С. А. Виноградов «Внутри церкви» (1880-е)

Помимо ограничений в еде, верующие должны покаяться в своих грехах и задуматься о своей душе. Из воспоминаний митрополита Вениамина Федченкова о последних годах крепостного права: «Вот и Великий пост. Колокола звонят медленно и скорбно пойти на исповедь через семь лет.Маленькие грешники!Батюшка исповедуется нам всей группой человек 50.Какие грехи у нас есть?Но особенно всех прощает.И мы пошли домой радуясь.Нам после не положено есть исповедь. Мама тоже радовалась вместе с нами., тихо улыбнулась:

- Ну, тебе следует сразу лечь спать, чтобы не согрешить перед Святым Причастием. А мы ложимся и спим счастливо, как невинные ангелочки. На следующий день из одной чаши причащаются все, и господа, и крестьяне. И каждый будет очень добрым, нежным, тихим, ласковым, нежным и веселым. Все поздравляют друг друга. "Наслаждайтесь священными тайнами!" Приходим домой, где мама нас торжественно целует, заботится о нас и радует чем-то необыкновенным и необыкновенным. Он подарил это мне. На обед чай с вареньем, белый хлеб, суп с маслом (рыбу нельзя). Первая неделя без растительного масла), картошка фри, блинчики... Мы теперь коммуникаторы. Была даже поговорка: «Почему ты как именинник!», а иногда «У тебя, кажется, расстройство общения». И как мне было приятно видеть духовников церкви, линию, которая тянулась к священнику. Некоторые он выпустил сразу, другие почему-то задержались. Также было принято заниматься благотворительностью. Развлекательная ситуация была интересной. С одной стороны, их осуждали, но еще при Петре III, в разгар Великого поста, в Россию с концертами стали приезжать иностранные артисты, но это никого не смущало. В дневнике внучки Кутузова и жены австрийского министра Дарьи Фикельмон, описывающей Петербург пушкинских времен, во время Великого поста есть постоянные записи: Мяч для всех нас. Принц Альберт выглядел еще более ребячливым, чем когда-либо. Так же был и великий князь Михаил, но он отвлекался и отвлекался. Перед балом я взял Сенябина на самодеятельный концерт...» (10 апреля 1830 г.). Барон Модест Корфу писал, что во время Великого поста в 1842 году «концертов было как-то очень мало по сравнению с прежними годами, а в белом свете было только два или три приема…» выражал недовольство. Среди знати посещение подобных мероприятий не было запрещено, и впоследствии подобное отношение прижилось среди богатого купечества. Какое-то время театральные представления были запрещены, но в 1876 году запрет был снят.

Некоторые люди постятся целый день, а другие постятся только строго в течение определенных недель. Из воспоминаний Марии Каменской, дочери художника Федора Толстого, она описывает свою жизнь в Академии художеств в первой половине XIX века: Молитесь и покайтесь в своих грехах. Один за другим все ученые начали поститься. Кажется, наиболее серьезно к этому религиозному делу относился Иван Петрович Мартос (неудивительно, что он происходил из духовной среды). (Примечание: Мартос - автор знаменитого памятника Минину и Пожарскому на Красной площади) Он не только постился со своей дочерью Катенькой в ​​Академической церкви, но и вывел Катеньку на прогулку после службы.Он сам, не сказав своим семью, водил любимую дочь по тюрьмам и больницам, посещал заключенных и страждущих, делал там вклады и давал ей деньги на помощь бедным.. и кто еще в семье, кроме этого «тайного добра», которому старик Мартос научил свою дочь , кто знал, куда делся Иван Петрович, дом его был полон явно бедных родственников его самого и его жены. Жили с ним в полной зависимости от него... Да, можно сказать, что Иван Петрович был истинным христианином».

Воскресенье перед Пасхой называлось Вербным воскресеньем.

Обратите внимание: Какая премиум техника в игре World of Tanks, имеет самый большой фарм внутри игровой валюты,и будет нагибать в 2021!.

Это был день, когда Господь вошел в Иерусалим. Вместо пальмовой ветви, приветствовавшей Иисуса, освещена ветвь ивы. В этот день состоялся традиционный пальмовый рынок и ярмарка, с палатками и различными развлечениями. Из книги Д. А. Засосова и В. П. Пиджина «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов»: «После Масленицы был Великий пост, но на 6-й Вербной неделе развлечения начались снова. Уже весной 3 Со второй половину месяца до начала апреля ивы были покрыты пухом.Пальмовые базары проходили на Конногвардейском бульваре и Мало Конюшной улице.По обеим сторонам улицы стояли деревянные ларьки.Ее возвели и затянули красной лентой с надписью такие вещи, как «Вафли здесь», «Яр базар» и «Чудо». Торговля была ориентирована на менее требовательную молодежь, школьников и детей, и эти базары были для них привлекательны и интересны. Также продают живых птиц разных пород, а окрашенных в желтый цвет воробьев продавали как канареек. Продавали рыбок и черепах для аквариумов, велась торговля детскими игрушками и особыми «ивовыми» чудесами — пищалками, «чертями». Они предложили «тещин язык», «иерихонскую трубу», «американского резидента», надувную свинью и павлинье перо.

Эти базары, как и карнавалы, давали определенную степень свободы. Например, идет группа школьников, каждый из которых несет «Иерихонскую трубу» — писклявое яркое бумажное туловище, на котором все они жужжат в унисон. Если вы встретите девушку, прикоснитесь к ее щеке павлиньим пером или ярко-зеленой морской водорослью. Надув свернутую бумажную трубочку, можно вдуть в лицо незнакомца «тещин язык», который превратится в длинный мешочек с перышком на конце. Этот «язык» затрепетал, заскрипел и застрял у меня в лице. Все это было весело и никто не обиделся.

Каждый купил себе черта. Изготовлено искусными мастерами из проволоки и отделано ярким бобром. В руках у дьявола были две металлические тарелки или цветы. «Американский резидент» был в моде. Это была стеклянная пробирка, наполненная водой с резиновой мембраной, закрывающей верх. Внутри находится маленький стеклянный демон с рогами, хвостом и выпученными глазами. Он всплыл на поверхность. Однако если нажать на резиновую мембрану пальцем, она опустится, вращаясь вокруг своей вертикальной оси, а затем снова поднимется. Неизвестно, почему этой игрушке дали такое название. Судя по всему, мастер, который его изготовил, имел такое представление об американцах. Возможно, ходили слухи, что эти люди были энергичны и активны и им нужно было бездельничать, чтобы заработать деньги, но почему их загнали в воду – загадка. Эти базары постоянно были переполнены в обе стороны, создавая невероятный шум. Крики зазывал, звуки скрипа, крики детей и крики матерей, потерявших своих детей. Пальмовый рынок стал для детей настоящим праздником. В больших количествах продавалась ива – пучки ивы, или веточки ивы с пушистыми почками, первые признаки весны. Его украсили лентами и яркими бумажными цветами. После Вербной недели следует седьмая Страстная неделя, последняя неделя Великого поста. Как и в первую, и в четвертую недели, церковь запретила все развлечения».

Н.К. Пимоненко «Чистый четверг» (1887)

Страстная неделя посвящена последним дням светской жизни Иисуса Христа. Пост в этот день особенно строгий. Множество интересных церемоний состоялось в Чистый четверг, также известный как Чистый четверг. В этот день они убирали свои дома и начинали готовиться к Пасхе. Как символ грядущего возрождения с всенощной службы Двенадцати Страстных Евангелий были принесены горящие свечи, от которых зажглись лампады и печи. Некоторые люди готовили четверговую соль по вечерам со среды на четверг во время Страстной недели или утром Великого четверга. Рецепты у нее были разные, но общие принципы были одинаковыми. Увлажненную крупную соль смешивали с квасной мукой или замоченными в воде ржаными сухарями и ставили в печь на несколько часов. Полученную твердую темную массу затем растирали в ступке. Я должен был воздержаться от письма в пятницу. В субботу Пасху с нетерпением ждали все, даже те, кто не был религиозен и не постился. Этот день стал главным праздником в году, а также прекрасной возможностью встретиться со всеми родственниками и друзьями. Я уже написал подробную статью о Пасхе

С. Ю. Жуковский «Пасхальный натюрморт» (1915)

Примеры постных блюд из «Русской кухни» П. С. В. Левшина

Сушеные грибы и хрен.

Сушеные грибы отварите в воде до мягкости и выложите на тарелку. Растворите хрен в квасе и залейте грибы.

Соленые грибы.

Как они готовятся написано в другом месте. Но обычно заготавливают впрок соленья: черные подберезовики, грузди, рыжики, болнянки, дубовые опята. Подавайте с луком, нарезанным ломтиками, посыпьте перцем, добавьте растительное масло и уксус.

Тертая редиска и гренки.

Редис натрите на терке, посыпьте солью, смочите небольшим количеством масла, протрите и выложите на тарелку. Разбавьте его квасом и добавьте к нему мелко нарезанные гренки. Это означает, что он противодействует теплу сухих тонких ломтиков ржаного хлеба.

Ботвиня.

Возьмите свежие или сушеные листья свеклы, траву крапивы или другие продукты, используемые для щей, отварите их, отожмите, мелко нарежьте и разбавьте квасом. В ботвинью обычно добавляют нарезанный лук, свежие или соленые огурцы, при желании мелко нарезанную вареную свеклу.

Ботвинья на пару. Просеянную ржаную муку насыпьте в кастрюлю, залейте водой, накройте крышкой и поставьте в духовку. Когда он будет готов, процедите его в большую кастрюлю, добавьте отваренные и нарезанные листья свеклы, всыпьте заквашенную муку и перемешайте. Замороженную таким способом батвинью разбавляют квасом и подают с вышеперечисленными приправами.

Капуста разваливается.

Нарезанную квашеную капусту снимите с бани, выложите на тарелку, смочите постным маслом, натрите ложкой, посыпьте солью и перцем и разбавьте квасом.

Головка квашеной капусты.

Съешьте это целиком и подавайте с маслом, уксусом и перцем.

бить.

Свежую свеклу обжарьте в горячей золе или отварите в воде, очистите и подавайте на блюде. Подавайте с уксусом, маслом и перцем.

Крошат и добавляют эту свеклу в ботовину.

Горох в блоке.

Горох ненадолго отварите в воде и откиньте на дуршлаг. Затем процедите его через сито, покрошите ложкой на тарелку или горочку или рассыпьте точками по другим формам для украшения. Проделайте сверху дырочку, налейте масло и наслаждайтесь.

Холодное гороховое желе.

Заварите гороховую муку водой, размешайте ложкой, а когда она начнет затвердевать, выложите на тарелку, дайте остыть, затем сбрызните маслом и подавайте.

Овсянка с брусникой.

Овсянка производится из овса. Овес распарить на бане с помощью раскаленного камня и залить кипятком. После этого поставьте кастрюлю в духовку. Смочите горячей водой и паром. После высыхания измельчите и перемешайте скорлупу. Овсянку получают дальнейшим высушиванием половинок, измельчением их в каменной мельнице до мягкости и просеиванием через чистое сито. Смочите это небольшим количеством горячей воды, добавьте замоченную бруснику, запейте горкой и подавайте.

Крага.

В кастрюлю насыпьте ржаную муку и мелко измельченный ржаной солод, накройте крышкой и выпарите в духовке. Отварите калину в воде и пропустите через сито в кастрюлю. Поместите туда запаренный раствор из кастрюли и добавьте воды. Накройте кастрюлю, замажьте швы тестом и дайте ему долго выпариваться на свободном духе духовки.

Солодовое тесто.

Просеять гречневую и ржаную муку пополам. Замесите его в кастрюле с кипящей водой, затем поставьте в духовку с закрытой крышкой и готовьте на пару, пока он не перестанет таять. Как только он закипит, разбавьте его понемногу горячей водой, размешайте до состояния жидкого желе и выпарите. В это время добавьте измельченную гвоздику и анис. Поставьте кастрюлю на плиту или другое теплое место и положите в тесто кусочки ржаного хлеба, чтобы придать ему кислинку. Поставьте в прохладное место, достаньте из кастрюли и наслаждайтесь. Чем белее цвет этой ткани, тем она считается качественнее.

суп из капусты

Квашеную капусту моем ложкой, присыпаем солью и мукой. Смочите растительным маслом, добавьте нарезанный лук, разбавьте кипятком и варите. Когда созреют, заправьте соком миндаля или мака.

Если постные щи готовятся из свежей капусты или зелени, то траву или капусту следует нашинковать, обжарить на растительном масле, посыпать мукой и солью и добавить к тому же луку. После жарки добавьте в кастрюлю кипяток, чтобы разбавить и варить. Когда созреют, приправьте соком миндаля, мака и конопли.

Щи с крупой и грибами.

Квашеную и свежую капусту готовьте, как описано выше, с той лишь разницей, что добавляете сушеные белые грибы и слегка посыпаете зернами гречки или пшена.

Корибо.

Доведите ячмень или адлай до очень слабого кипения в воде. Когда он созреет, слейте большую часть бульона, добавьте миндаль, мак или конопляное молоко и нагрейте на огне, помешивая. Сваренная таким образом яичная каша подслащивается медом и называется кутией.

Источники:

Андреева-Бальмонт Е.А. «Воспоминания» (М., 1997)

Засосов Д.А., Пиджин В.И. «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов»

В.А. Левшин «Русская кухня» (1816 г)

Федошук Ю. А. «Очевидные вещи в классике, или Энциклопедия русской жизни XIX века» (2006)

[моё] История России Российская Империя Пасхальные Традиции Длинный пост 6

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Из дореволюционного быта. Не все коту Масленица, будет и Великий пост.