Прощай, Афганистан!

Советская армия покинула Афганистан в 1989 году. После ухода шурави (советских солдат) моджахеды перешли в наступление, намереваясь взять власть в свои руки. Афганистан погрузился в пучину борьбы за власть. Прошло несколько лет, и вооруженным силам нынешней Российской Федерации пришлось вернуться в неспокойную страну, чтобы вывести сотрудников посольства из раздираемого боями Кабула.

Война без шурави

После вывода советской армии из Афганистана в 1989 году светская власть в этой стране вступила в темный период. Лидеры моджахедов считали, что одного серьезного удара достаточно, чтобы развалить правительство, и задерживать доставку они не собирались. Через месяц после вывода ограниченного контингента душманы атаковали Джелалабад — пятый по величине город страны.

Повстанцев ждало большое разочарование: хотя правительственные силы и позволили окружить город, они не собирались сдавать его боевикам таким образом. На помощь окружённому гарнизону было брошено почти всё, что могло взлететь в воздух. Они даже использовали транспортные самолеты, переоборудованные местными умельцами в бомбардировщики Ан-12, сбрасывая смертоносный груз прямо из грузовых кабин. ВВС ДРА (Демократическая Республика Афганистан) не жалели горючего и бомб, совершая более ста боевых вылетов в день для поддержки наземных войск в городе. Моджахедам так и не удалось забить последний гвоздь в гроб режима Мохаммеда Наджибуллы, последнего генерального секретаря в истории Афганистана. Им ничего не оставалось, как отступить и обвинить друг друга в провале операции. Весна 1989 года открыла новую главу в долгой и горькой истории гражданской войны в Афганистане.

Повстанцы продолжали сражаться с правительственными войсками и медленно, но верно захватывали под свой контроль новые территории, превращая карту Афганистана в полотно из разноцветных пятен.

Государственный военный персонал

Стоит упомянуть одного из главных участников гражданской войны – лояльные Кабулу силы. Не секрет, что в 1980-е годы солдаты ограниченного контингента очень редко могли сказать что-нибудь хорошее о своих товарищах из местной армии: они не отличались дисциплиной, имели низкую боевую подготовку и при первых же дезертировали из вооруженных сил возможность. После того как генерал Громов сообщил, что в Афганистане не осталось советских солдат, ситуация в армии ДРА только ухудшилась. Активно воевали лишь несколько частей, которые регулярно перебрасывались из одного очага напряженности в другой. Состояние афганской армии ярко описывает рассказ главного военного советника М.А. Гареева о формировании новой танковой бригады:

«Из 370 человек танкистов, прошедших обучение в Термезе, в Кабул в составе танковой бригады прибыло только 127 человек, остальные дезертировали. На каждой остановке и ночевке несколько человек убегали. Основной причиной произошедшего стал плохой отбор и обследование людей. Для обучения в Термезе набиралась молодежь в основном из северных регионов страны, не желавшая покидать свои дома и воевать где-нибудь под Кабулом или Джелалабадом. Некоторую часть людей Ахмадшах, видимо, "подсунул" готовить себе танкистов. Вторая причина в том, что служба и контроль над людьми на марше были плохо подготовлены».

В войне с моджахедами доверять таким бойцам было самоубийственно, поэтому в рядах правительственных войск начались изменения. Гораздо шире стали использоваться отряды племенного ополчения, а для обороны столицы Министерство государственной безопасности создало национальную гвардию, подразделения которой имели хорошую экономическую мотивацию. Моджахеды все чаще действовали как регулярные силы. Это позволило афганской армии сдерживать душманов с помощью артиллерийских заграждений, авиаударов и массированных тактических ракетных ударов. В условиях катастрофической нехватки боеспособной пехоты подобные атаки имели большой эффект и позволяли сорвать планы противника.

Однако судьба страны решалась не в горах Панджшера или окрестностях Хоста, а в кабинетах госслужащих в Москве. Советский Союз доживал свои последние дни, и руководство государства, растерянное проблемами в экономике, многочисленными войнами на своих окраинах и политической борьбой, не успевало помочь своему союзнику. Махмут Гареев, внесший серьезный вклад в боеспособность правительственных войск после ухода советского контингента, в своих воспоминаниях приписывал главе МИД РСФСР Андрею Козыреву следующие слова:

«В Афганистане все готово к урегулированию – этому препятствует только советская поддержка «экстремистов» во главе с Наджибуллой».

В ноябре 1991 года министр иностранных дел Борис Панкин заявил о прекращении поставок топлива и боеприпасов в воюющую страну с 1 января следующего года. Осуждена была афганская армия, важной опорой которой в борьбе с боевиками была авиация и оперативно-тактические ракетные комплексы «Эльбрус». Без стабильного снабжения правительственные войска не смогли бы долго сдерживать натиск радикальных группировок.

В марте 1992 года Абдул Рашид Дустум — генерал, сражавшийся за социалистическое правительство с момента его появления в 1978 году, — отверг Наджибуллу. Он командовал самым боеспособным подразделением правительственных войск – 53-й дивизией, которая представляла собой ополчение, собранное из узбеков, проживающих на севере страны. Без поддержки этой силы Наджибулла, находившийся у власти три года и один месяц без помощи советских войск, больше ничего представлять не мог и подал в отставку. Генерал быстро стал ключевой фигурой в Афганистане и создал на севере страны практически независимое государство по прозвищу Дустумистан.

Генерал Абдул-Рашид Дустум.

В апреле 1992 года боевики достигли окраин Кабула. Столицу Афганистана оккупировала коалиция, созданная Ахмад Шахом Масудом и Абдул Рашидом Дустумом. Лидеры других группировок не были согласны с таким соотношением сил, и между борющимися со светским режимом боевиками началась ожесточенная борьба за власть.

Подготовка к эвакуации

После падения режима Наджибуллы российское посольство продолжало нормально функционировать, но смысл работы с каждым днем ​​становился все меньше. Моджахеды регулярно обстреливали Кабул из всего имеющегося у них оружия. Столица быстро превращалась в руины. Почти две недели августа сотрудники российской миссии жили в бомбоубежище из-за непрекращающихся пожаров. Под обстрелом погибли два человека. Было бы очень глупо спокойно ждать момента, когда радикалы начнут штурмовать некогда процветающий город и ворваться на территорию посольства, поэтому Москва начала готовить операцию по эвакуации российских граждан из страны, погрузившейся в кровавую бойню.

Минобороны решило выполнить задачу по эвакуации 160 граждан РФ с помощью 110 военно-транспортного авиаполка. ВВС выделили три Ил-76. Транспортное подразделение лично возглавил командир подразделения Евгений Зеленов, опытный офицер, имеющий опыт полетов в Афганистан и ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В самый последний момент к выполнению опасной миссии решили привлечь воздушно-десантные войска. За несколько часов до вылета в 106-й воздушно-десантной дивизии сформировали три группы солдат разведывательной роты и военнослужащих 7 рот 51-го полка, уровень подготовки которых считался одним из самых высоких. 33 десантника направлялись в Кабул.

Транспортный самолет Ил-76.

27 августа самолеты с истребителями на борту вылетели с аэродрома Кречевицы под Новгородом и двинулись в Узбекистан, где их ждала дозаправка. Машины, прибывшие из России в теперь уже независимую республику, были встречены радушно: Евгений Зеленов и Олег Струков, командир истребительного полка ВВС Узбекистана, на аэродроме которого приземлился Или, хорошо знали друг друга еще со времен учебы в Ю. А. Военно-воздушная академия. Гагарин.

План операции был банально прост. Самолет прибудет в аэропорт Кабула, где его уже будут ждать сотрудники дипмиссий и представители других стран, изъявившие желание покинуть Афганистан. Эвакуированные бойцы под прикрытием 51 полка будут оперативно доставлены на борт, после чего самолеты отправятся домой. На бумаге все выглядело просто и ясно. Кроме того, дипломаты смогли поговорить с Гульбуддином Хекматияром, полевым командиром и одной из ключевых фигур в борьбе за власть после свержения Наджибуллы. Совещательный аппарат в Кабуле дал весьма лаконичную и красноречивую характеристику этого человека:

"В целом Хекматияру были свойственны исключительная решительность, настойчивость и фанатизм в борьбе, изощренная хитрость, хитрость и жестокость как по отношению к противникам, так и по отношению к своим подчиненным. В его вооруженных силах многое основывалось на страхе и примитивной политической демагогии (...) Хекматияр выделялся среди других лидеров оппозиции величайшей непримиримостью и ненавистью к Советскому Союзу и кабульскому режиму, основанной на идеях апрельской революции».

Именно его войска весь август обстреливали столицу танками и ракетами. Тем не менее лидера боевиков убедили не препятствовать эвакуации и на время прекратить обстрелы.

Гульбеддин Хекматияр.

Возвращение в Афганистан

Рано утром 28 августа несколько тонн техники с 10-минутным интервалом поднялись в небо и направились в Афганистан. Проблемы начались почти сразу. После того как самолеты пересекли границу, радар с аэродрома Струков показал, что на хвост российским транспортникам сел неизвестный объект, о чем командир полка предупредил своих сослуживцев. Неизвестным объектом оказался истребитель МиГ-21, стремительно приближавшийся к Ил-76, поднятому в небо по приказу генерала Дустума. Транспортные самолеты при встрече с перехватчиком представляли собой беззащитную цель, не имевшую ни малейшей возможности дать отпор. Командир истребительного полка направил на помощь российским летчикам несколько МиГ-29, однако власти Узбекистана запретили самолетам пересекать границу. К счастью, опасная ситуация разрешилась без участия боевых машин: афганскому истребителю было приказано вернуться в аэропорт, а транспортники продолжили полет. Причина появления перехватчика в небе до сих пор неизвестна.

В это время на территории посольства завершались последние приготовления к эмиграции. Когда документы были уничтожены, а все имущество было погружено в три автомобиля КамАЗ, сотрудники дипмиссии покинули миссию. Колонна медленно двигалась по улицам Кабула с выключенными фарами. Его охраняли местные боевики, но только на подконтрольной им территории, поэтому сопровождающие колонну люди регулярно менялись после прохождения того или иного района города.

Сотрудники посольства ждут рейсов.

При подлете к аэропорту моджахеды начали обстрел основного борта из зениток, но экипажу повезло: зенитки боевиков не смогли долететь до самолета. Первый Ил-76, стреляя из тепловых ловушек, уверенно подошел к афганцам и приземлился на еще не прогретый от жары бетон. В него быстро въехали грузовик КамАЗ с имуществом сотрудников дипмиссии, а членов иностранных миссий из Монголии, Китая, Индии и Индонезии начали сажать за решетку. Затем Ил-76 начал разбег по взлетно-посадочной полосе и благополучно взлетел.

Первый самолет был заменен следующим самолетом, который повторил ту же процедуру. В этот момент боевики нарушили свое обещание и начали обстреливать аэропорт ракетами. Сначала снаряды падали далеко от «Ила», но постепенно их взрывы приближались все ближе и ближе к самолету. Один из сотрудников службы безопасности посольства позже рассказал, как был запущен такой снаряд:

«Я видел в городе духов, стреляющих подобными снарядами. Железная стойка из толстой стальной проволоки, сваренная сваркой или связанная проволокой, сама ракета с поднятым в небо носом и соплом на земле, страховочный шнур, соединенный со пусковым механизмом, и ну", Яшка Сам артиллерист».

В разгар обстрела на взлетно-посадочной полосе появился третий авианосец. Навстречу последнему самолету помчался грузовик КамАЗ из российского представительства, и тут же возникла загвоздка. Один из десантников стал объяснять сотруднику МИД, что грузовик с собой брать никто не будет. Другой участник диалога пытался доказать обратное. Пока решалась судьба машины, рядом с «Илом» разорвался еще один снаряд, осколки которого повредили систему подачи топлива. Ножевое ранение при погрузке грузовика спасло жизни бесчисленному количеству людей. Огромный транспортный самолет загорелся, несколько членов экипажа получили ранения.

Десантники в аэропорту Кабула.

В это время второй самолет уже поднимался и собирался взлететь, но командир звена подполковник Анатолий Копыркин решил вернуться за ранеными коллегами и сотрудниками МИД. Его самолет развернулся и с открытой дверью направился через усыпанный шрапнелями аэродром к терминалу, где прятались все, вылетающие из Афганистана на третьем «Иле». Автомобиль Копыркина взял на борт десятки сотрудников посольства и раненых пилотов, и транспортер снова взлетел. Резину на шасси разорвало в клочья шрапнелью, перегруженный самолет покатился по взлетно-посадочной полосе и не смог оторваться от земли. Очевидец этих событий вспоминал:

«Он очень сильно взлетел. Видно было, как, только что оторвавшись от земли и не набрав высоты, он опустился в яму, но снова с ревом моторов снова пошел вверх-вниз и снова пошел вверх. Медленно, понемногу он продолжал набирать высоту. Потом был поворот, потом низко к земле, и я снова подумал, что он упадет. Но нет, он пошел вперед и получил необходимый импульс».

Авианосцу удалось взлететь только в самом конце взлетно-посадочной полосы. Самолет направился на узбекский аэродром Кокойды - тот самый, где несколько часов назад заправили топливные баки три Ил-76. Экипаж понятия не имел о состоянии шасси. Конечно, летчики понимали, что это ужасно, но насколько ужасно? Сможет ли на них приземлиться перегруженный самолет? Чтобы ответить на эти вопросы, экипаж Копыркина выпустил шасси и облетел аэродром. С земли им сообщили, что колеса действительно повреждены, но попытаться посадить машину на шасси, а не на брюхо все же стоило. Транспортному самолету удалось благополучно приземлиться на бетонную взлетно-посадочную полосу.

Тем временем в аэропорту Кабула все еще находились сотрудники посольства и десантники, один из которых был серьезно ранен. Скрываясь в подвале аэропорта, дипломаты ломали голову, как вызволить россиян из ловушки. Помощь пришла из неожиданного места: генерал Дустум после переговоров согласился участвовать в эвакуации и отправил в Кабул несколько самолетов Ан-32 — машин, представлявших собой модифицированную версию Ан-26 для работы в высокогорье.

В столичном аэропорту наученные горьким опытом россияне быстро заняли места в транспортном самолете, после чего пилоты генерала покинули опасное место и направились в Мазари-Шариф, столицу так называемого Дустумистана. Однако вывезти всех сразу из Кабула не удалось, и афганским летчикам пришлось лететь другим рейсом.

Сотрудники посольства садятся в Ан-32 генерала Дустума.

Моджахеды не унимались и обстреливали уходящие вдаль самолеты, не жалея боеприпасов. К счастью, следопыты отошли от машин, и они благополучно прибыли.

В поместье влиятельного генерала дипломаты провели краткую встречу с одним из главных участников гражданской войны. Через несколько часов сотрудники посольства и десантники наконец покинули Афганистан и без происшествий добрались до узбекского Термеза, откуда спокойно вылетели в Москву. Операция по эвакуации российского посольства и иностранных граждан успешно завершена.

После Кабула

В аэропорту Чкаловский вернувшихся из Кабула дипломатов встречали глава МИД и журналисты, вооруженные десятками фотокамер. На страницах газет появились небольшие строки об увольнении сотрудников посольства.

1992 год не ознаменовал окончания боевых действий в Афганистане – затянувшаяся бойня только ускорилась. Тем временем пожар войны распространился на бывшую советскую республику: радикальные боевики взяли в руки оружие в Таджикистане. Кстати, там российским военным пришлось выполнять очень похожую задачу. В октябре 1992 года в раздираемый войной Таджикистан прибыл посол США, а через шесть дней представителя Вашингтона пришлось эвакуировать. Просто уйти из Душанбе, улицы которого погрузились в кровавый хаос, уже было невозможно, поэтому американцев пришлось спасать находившимся там по делам бойцам 3-й бригады СпН и втянутым в кровавую войну бойцам 201-й дивизии гражданская война.

Американский посол на броне российского бронетранспортера. По воспоминаниям участников операции, дипломат в меховой шапке выглядел очень комично, ведь температура на улице в это время была около +20°С.

Что касается героев нашего рассказа, то в начале 1993 года Евгений Зеленов, командир транспортного самолета, Анатолий Копыркин, командир второго Ила, и Сергей Арефьев, десантник, вытащивший из самолета несколько раненых, попали в плен в огне, стал одним из первых, кто получил звание Героя России. Генерал Абдул-Рашид Дустум продолжал воевать и успел повоевать практически со всеми сторонами конфликта в Афганистане. После 2001 года он нашел место в новом правительстве и по сей день оказывает большое влияние на жизнь республики. В 2020 году Дустуму было присвоено звание маршала, а через год, когда светская власть пала, он бежал в Узбекистан.

[моё]АфганистанВойна в АфганистанеИстория (наука)ВДВАвиацияВоенная историяДлинный пост 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Прощай, Афганистан!.