Автор: Максим Вишневенко.
Сражайтесь, котаны и котанесы, сегодня с вами будут верблюды, снег и горы - пока железный вал танков Манштейна катится к Волге, из далекой Монголии придет помощь воюющему советскому народу. И нет, я не говорю о степных туменах во главе с Чингисханом, пришедших на помощь русским на пятый день с востока с первым утренним лучом - ох, если бы! Я говорю о, пожалуй, самом крупном задокументированном караване, пересекавшем землю Азии, - переходе Борондонгийна Лувсана из Ховда в Бийск.
Примерно так они все выглядели. Только снега было намного больше.
Кажется, чем могла помочь такая страна, как Монголия, в современной войне? Монголы? Вообще, в первую очередь – сельскохозяйственная продукция: шерсть, мех и мясо. Хотя, конечно, не только они. Характерно, что уже 22 июня 1941 года ̶з̶а̶ж̶г̶л̶и̶с̶ь̶ ̶с̶и̶г̶н̶а̶л̶ь̶н̶ы̶е̶ ̶о̶̶оржн̶̶о ул анбаатара решил оказать Советскому Союзу обширную помощь, а на следующий день провел крупную демонстрацию в поддержку своего воинственного северного соседа, тем самым начав широкую народную кампанию за Организовать себе нет степного ленд-лиза. Учитывая размеры помощи, которая поступала в СССР на протяжении всей войны, Монголию можно смело назвать 16-й союзной республикой - шутка ли, что, например, степь в годы войны давала для нужд СССР около полумиллиона лошадей. Советская армия? Сюда же можно добавить, что уже в декабре 1941 года, когда началось наше контрнаступление под Москвой, несколько пехотных дивизий были одеты в зимние комплекты, полностью изготовленные из монгольской шерсти. Ну и что дальше? И потом, конечно, было еще кое-что.
И вот в августе 1942 года, когда Фридриху Паулюсу с трудом, но всё же удалось разгромить этих проклятых русских под Калачем-на-Дону, администрация Хобдского аймака поручила лидеру сумана Манхана крайне необычную миссию. В качестве братской помощи через границу надо было ничего не переправлять: 5 тысяч свитеров и 10 тысяч тулупов, 22 тысячи пар носков и рукавиц из верблюжьей шерсти, семь тонн сушеного мяса джейрана, кабана и разнообразной дичи. Дело в том, чтобы выйти и добраться туда. Урочище Мунгал на севере существовало с тех пор, как себя помнят монголы. Потом русские сверху поставили Чуйскую воронку - направление одно, идешь и идешь.
Сшейте телогрейки для отправки вперед.
Выбрали героя, который будет нести все это по северному маршруту, как я понял довольно быстро - им оказался девятнадцатилетний Борондонгиин Лувсан, секретарь местной ячейки РСМД, участник битвы на Халхин-Голе. Трудолюбивый, справедливый, терпеливый, обладавший серьезной личной усидчивостью, ответственностью и дисциплиной, а также умевший читать и писать, что тоже было чрезвычайно важным элементом, - именно этому человеку предстояло пройти испытание ̶о̶в̶ ̶Д̶у̶н̶х̶а̶р̶р̶о̶у̶ Чуи в Бийск, всего 920 км. Но щепотку безумия и налет хтоничности всей задумке придал состав каравана: перевезти весь собранный груз парой верблюдов и дюжиной ослов просто невозможно, и поэтому Борондонгиин потратил около месяца сбор и подготовка 108 погонщиков на 1200 верблюдов.
Обратите внимание: Собрав отряд, с которым Коловрат отправлялся за помощью, и пополнив его добровольцами из Чернигова, он отправился к родному городу.
Нет, это не опечатка, просто верблюдов было много. Причем не только, а МНОГО, не зря этот караван считается самым большим, ходившим по дорогам Азии. Чтобы вы понимали, если бы всех этих животных разместить друг за другом, караван сразу растянулся бы на 3,5 километра – как от Кремля до Белорусского вокзала по прямой.А затем 17 сентября 1942 года монгольская помощь перешла в Советский Союз.
Борондонгиин Лувсан, герой нашего рассказа.
Иногда в этих интернетах можно услышать мысль о том, что русские - истинные люди севера, что зимой они на короткой ноге и побеждают всех своих врагов, в том числе и своих ̶Б̶е̶л̶ы̶м̶ ̶Х̶л̶а̶д̶о̶̶̶̶ ̶и̶ ̶Б̶н. ̶ к климату. Можно посмотреть на это по-другому, но факт остается фактом: наш монгольский караван на территории Советского Союза находился в чрезвычайно суровых погодных условиях, несмотря на то, что он был совершенно не враждебным. Зима 1942-1943 годов была суровой, и от морозов пострадали как союзники, так и враги русских воинов.
Монголы пересекли Ташанту и советскую границу по первому снегу и сразу почувствовали гостеприимство местного населения. Как вспоминал Борондонгиин, в ойратских селах Алтая их тепло встречали, встречали караван по дороге, наливали чаю и приветствовали у очага. Но все это не могло существенно облегчить путешествие – когда повышение температуры до -30 градусов считается оттепелью, и нужно вести верблюдов с поклажей через горы, даже самая простая дорога становится непроходимой, что уж говорить о пути каравана монгольских товарищей?
Первым серьезным испытанием стал перевал Чике-Таман. Даже сейчас, проезжая по серпантину, есть некоторая вероятность попасть в неприятности с гравитацией, и тогда, проходя это место, еще по пути старого Чуйского канала, караваны потеряли на крутых склонах несколько верблюдов, но получили свое собственный герой. Черный бактриан, чьи горбы согнуты в обе стороны, заслужил быть символом перехода через Чике-Таман - он взял на себя бремя мертвых животных и был вынужден спать на коленях, так как рисковал сломать себе спину, получить встать из положения лёжа. Когда его наконец выгрузили, весь багаж был полностью занят трехтонным грузовиком ЗИС-5.
Прием скота для отправки в Советский Союз.
Преодолев вершину этого перевала, монголы уперлись в более пологий Семинский перевал, который находится всего в 78 километрах дальше по дороге. Теперь их врагом стали стоявшие на пути двухметровые сугробы. Неделю водители пробирались сквозь этот толстый слой снега, пытаясь доставить вверенный им груз к месту назначения. А через 90 километров перед караваном встала новая задача – пересечь подвесной мост через Катунь в Усть-Семе. Строптивые животные отказывались идти по этому проходу и раскачиваться над пропастью, поэтому погонщикам требовалось много сил и энергии, чтобы заставить верблюдов пройти препятствие.
В дороге во многих районах мягкие ноги верблюдов, плохо приспособленные к передвижению по льду, скользили и ломались, оставляя кровавые следы, поэтому монголам приходилось шить для них специальные галоши из шкур, брезента и тряпок, которые местные алтайцы попросил их сделать. При переправе рек по льду или просто по труднопроходимой горной местности перед животными раскладывали ветки, доски или одежду, а дорогу посыпали золой и песком – только так этот великий караван мог двигаться дальше к дорогим целям на севере. Суровой алтайской зимой погонщики могли проезжать всего 20-30 километров в день и часто лежали раздетыми между верблюдами, чтобы хоть как-то сохранить тепло, выходящее из их тел.
Борондонгийн Лувсан смог довести свой караван до Бийска лишь в начале февраля 1943 года, но и тогда его путь не был окончен. Благодарные советские граждане снабжали монголов на обратном пути мукой, пшеницей, растительным маслом – товарами, которых в Монголии не хватало и в которых очень нуждались степные кочевники. Уже в мае они вернулись на родину, чтобы еще раз помочь Советскому Союзу в его борьбе, собрав необходимую помощь.
Несмотря на перенесенные лишения, монгольский народ оказался важным союзником Советского Союза в Великой Отечественной войне, чей вклад в производство тех же сельскохозяйственных продуктов, как мясо и шерсть, был сопоставим с помощью великих держав СССР антигитлеровская коалиция.
Скоро, скоро эти валенки пойдут на север греть ноги советским солдатам.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_570635
Почта с навигацией по Коту
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
[min]Cat_catИстория (наука)Текстовая войнаВеликая Отечественная войнаМонголияДлинный пост 33 Поддержите чувстваБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Степной ленд-лиз -- помощь СССР от Монголии.