Орден бегин возник в конце XII века из полусветского – полумонашеского женского объединения, широко распространенного в Средние века в Западной Европе, в Бельгии, Франции и некоторых городах Германии (в основном по Рейну). Первоначально создавался как приют для женщин, чьи мужья погибли в крестовых походах.
Между монашеством и миром
Монастырь Бегинхоф в Амстердаме. «Памятник сестре Бегине"
Не будучи в строгом смысле слова монашеским орденом (устава бегины не имели), но в то же время и не являясь чисто светским образованием (они давали обет целомудрия, большой упор делался на молитвенно-созерцательное жизнь). Союзы бегунов были альтернативой как светскому, так и монашескому образу жизни и предоставляли женщинам средневековой Европы, вынужденным выбирать между двумя вариантами - браком или монастырем, - своего рода "третий путь". Путь обслуживания на ваших условиях. Служение больным, бедным, сиротам во славу Создателя.
Служба была практически единственной возможностью для женщин участвовать в общественной жизни, среди мотивов вступления в орден, вероятно, было стремление к определенной независимости, жажда самореализации. Члены ордена могли обучаться грамоте и полезным навыкам и даже открывать и управлять малым бизнесом, заниматься живописью и музыкой, сохраняя при этом право выйти из ордена в любой момент. Каждый человек, присоединившийся к сообществу, внес вклад по своему усмотрению; ожидалось, что вклад богатых сестер будет больше. В пределах муниципалитета бегинами распределялось общее имущество и вещи, которые можно было носить с собой (палаты, молитвенники и т п.
Обычно для общины покупали несколько домов, расположенных недалеко от улицы, желательно недалеко от церкви. Часто эти дома в целях безопасности окружали одной высокой стеной. Иногда строилось одно здание (или несколько), типа общежития - бегинажа; его дверь была отмечена белым крестом. Самые крупные бегины насчитывали две тысячи женщин!
Бегинажи — это дома, где вместе живут члены ордена.
Общество бегинов во многом копировало монастыри: бегины носили единую форму, похожую на монашеские одежды, и каждый день вместе молились. Они совместно владели деньгами и другим имуществом, подчинялись игуменье, бесплатно ухаживали за больными горожанами и путешественниками, просили милостыню и, главное, давали обет целомудрия. Однако все они были мирянками; настоятельница избиралась общиной. Эта должность не была пожизненной, и ее могли отстранить от власти за плохое поведение или некомпетентность.
Зачем так усложнять себе жизнь? Почему бы не стать монахиней? Сделать это было не так-то просто. Предложение во многом превышало спрос. По социальному происхождению среди монахинь преобладали представители аристократии, в том числе дочери правящих семей; для поступления в монастырь требовалось солидное приданое, которое крестьянин или горожанка не могли себе позволить. Нам необходимо понять, почему европейские женщины вообще становились монахинями, помимо, конечно, горячей веры и не менее горячего отвращения ко греху .
Во-первых, это была одна из немногих возможностей сделать карьеру (кроме монастыря существовала еще придворная служба служанкой, но для узкого круга дам). Да, некоторым бывшим женщинам тоже хотелось видеть в жизни нечто большее, чем тяжелая ежедневная работа по дому, возня с детьми и походы на рынок. В монастырях учились чтению, письму, пению, а иногда и вышиванию или рисованию; каждая монахиня могла дослужиться до звания игуменьи или заняться интересной и необычной для мирянки работой.
Во-вторых, это был социально приемлемый способ отстраниться от участия в процессе деторождения. Хотя женщины на самом деле умирали при родах в средние века не так часто, как принято считать, среди девочек существовал страх умереть при родах.
В-третьих, для женщин с физическими проблемами монастырь был шансом избежать насмешек за «некрасивость» или неспособность найти мужа.
В-четвертых, монастырь был для женщины шансом вырваться из-под власти родственников, с которыми она находилась в конфликте, или из ситуации, грозившей ее убить (не обязательно из-за политики – иногда просто из-за имущественных споров).
И, наконец, монастырь предоставил гарантированный кров и еду.
А теперь представьте, что все это можно получить где-нибудь в Европе, не сжигая за собой все мосты. Ведь можно было легко оставить начатки и жениться – ведь обет целомудрия давался только на время жизни в общине. Монахини были заняты работой и молитвой весь день – у бегинов обычная молитва и работа по дому (выполняемая поочередно «охраной», несколькими женщинами одновременно) составляла лишь часть дня, и бегины были совершенно свободны в решить, чем заполнить оставшееся время.
Начинающих ферм сегодня практически не осталось, поэтому сейчас в начинаниях живут в основном пожилые люди, студенты и художники. Некоторые начинания сохранили свою монастырскую функцию, другие были преобразованы в музейные комплексы.
И хотя бегины часто подвергались преследованиям, а их общины преследовались, многие девушки и женщины уходили из дома (иногда даже просто сбегали), чтобы присоединиться к бегинам. Бегины открывали предприятия (пекарни, швейные и кружевные мастерские, пивоварни), не заходя ни в одну из мастерских, скитались по дорогам, хотя и не были паломниками.
Со временем некоторые объединения бегинов стали богатеть, так как приобретали собственность посредством дарственных дел и завещаний, а вступавшие были обязаны передать все, что имели, общине. Кроме того, в XIII и XIV веках уходят в отставку спиритуалисты францисканского ордена, преследуемые инквизицией за еретические взгляды, а также «братья и сестры свободного духа» бегины».
На протяжении XIII в. Католическая церковь преследовала бегинов и обвиняла их в ереси. В начале 14 века. Однако с бегинцев удалось снять все обвинения, и преследования постепенно прекратились. Однако католическая церковь так и не признала Бегинов официально как орден, несмотря на то, что женское отделение ордена существовало до 2013 года.
В состав Ордена Бегинок входили такие выдающиеся женщины-мистики-богословы, как:
Маргарита Поретана 1250-1310 — французская монахиня-бегинка, писательница-мистик.
Она была осуждена церковью, ее книга была сожжена в 1306, затем в 1309 году. Сама она была приговорена инквизицией к публичному сожжению и сожжена в Париже на Гревской площади 1 июня 1310 года.
После публикации в XX веке трактата «Зеркало простых душ» под именем автора Маргариты Поретанской было признано одним из величайших мистиков Средневековья. Написанная на старофранцузском языке, книга описывает разрушение души, а именно ее погружение в состояние небытия – единение с Богом без различия.
Хадевейх из Антверпена или Брабанта — южноголландская бегина, писательница-мистик XIII века.
По предположениям, она происходила из знатной семьи и хорошо знала латынь.Поэтические и прозаические произведения Хадевейха, написанные на брабантском диалекте и представляющие собой сообщения о видениях, были опубликованы только после ее смерти, последовавшей предположительно в 1260 году.
Стихи Хадевейха, кодекс XIV века, Гент
Их произведения посвящены мистическому слиянию человеческой природы с Богом, описанному в аллегорических символах брака и любви. Богословие бегинок вобрал в себя величайшие достижения ранней религиозно-мистической мысли — от мистического богословия св. Бонавентуры и св. Бернара Клервоского до поэзии трубадуров, которая, как и поэзия суфиев (которыми она была под влиянием образа), лишь внешне представляет собой чистую «светскую» любовную лирику, но на самом деле имеет «эзотерический» религиозно-мистический смысл.
Представители различных мистических и «эзотерических» течений сегодня обращаются к мистико-богословскому наследию бегинов, находя параллели между религиозными идеями бегинов и такими течениями, как суфизм, буддизм, даосизм. К наследию бегинов обращаются и представители таких школ, как экзистенциализм и психоанализ, видя в автобиографических и мистических сочинениях бегинов уникальные документы внутренней, духовной и эмоциональной жизни глубоких, неординарных личностей.
Средневековая история (наука) Длинный пост 0 ЭмоцийБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Бунтари средневековья. Бегинки.