Что связывает английского писателя Льюиса Кэрролла и голландского художника Винсента Ван Гога? Что общего у сигарщика, парикмахера, русского афериста и польки? А еще тот факт, что все они были участниками дела Джека-Потрошителя и в глазах полиции были связаны с серией убийств, совершенных в 1888 году в Уайтчепеле – пожалуй, худшем для жизни районе Лондона того времени.
В нашем новом материале мы расскажем о некоторых подробностях расследования, связанного с «лондонским маньяком», а также вспомним самых интересных и невероятных кандидатов на роль «убийцы из Уайтчепела», в том числе появившихся в сериале сцена недавно.
1888 г. Лондонская полиция одно за другим получает донесения из Уайтчепела, а также из некоторых других районов английской столицы. В разных местах находят тела девушек с перерезанным горлом – считается, что перед этим убийца душил свои жертвы, из-за чего в большинстве случаев во время убийства люди не слышали криков. Убийца из Уайтчепела также удалял внутренние органы своих жертв, делая надрез в области желудка, которые затем забирал с собой. В ходе расследования правоохранительные органы, а также газеты и представители других организаций получили тысячи писем, так или иначе связанных с делом убийцы, известного также как «Лондонский маньяк» или «Джек-потрошитель» — один из самых известных персонажей английской литературы и кино.
Одним из тех, кому было поручено расследовать убийства женщин (многие из которых были проститутками, живущими в бедных районах), был председатель Комитета бдительности Уайтчепела Джордж Ласк, который занял эту должность 10 сентября 1888 года - в тот же день, когда один из членов Потрошителя предполагаемая жертва была убита, личность которой до сих пор неизвестна. «Тело с Пинчин-стрит» (так назвала жертву британская полиция) было обнаружено под аркой железнодорожного моста в указанном выше районе — всего в Уайтчепеле в период с апреля 1888 по февраль 1891 года было убито одиннадцать девушек, а Виновные в кровавом преступлении также не выявлены. Некоторые из них, как вы уже догадались, приписывают загадочному Джеку-Потрошителю, личность которого решил раскрыть председатель Ласк. Но играть с огнем опасно — через месяц после назначения на высокий пост чиновник обнаружил, что за его домом следит зловещий бородач. Джордж Ласк немедленно приказал защитить лондонскую полицию, которая, однако, не смогла избавить Ласка от дальнейших забот. 16 октября 1888 года вместе с вечерней почтой он обнаружил у своей двери пакет, содержащий часть человеческой почки, а вместе с ним и адресованную ему записку, считавшуюся чуть ли не единственным достоверным посланием знаменитого лондонского убийцы:
«Мистер Ласк, сэр.
Посылаю тебе половину почки, которую я взял у одной из женщин и сохранил для тебя. Вторую половину я поджарила и съела, получилось очень вкусно. Я пришлю тебе чертов нож, которым вырезал ее, если ты подождешь еще.
Попытайтесь остановить меня, мистер Ласк»
«Какая-то шутка!» - подумал Ласк и положил коробку в ящик стола. На следующий день содержимое пакета стало предметом обсуждения на очередном заседании комитета – коллеги, осмотрев письмо и почку, посоветовали Ласку не только сохранять содержимое пакета (а он уже хотел избавиться от «подарок», который он получил), а показать его доктору Фредерику Уайлсу. Вскоре почка оказалась в руках ассистента доктора Ф.С. Рида, а через руки доктора Томаса Хоррокса Опеншоу, который работал в соседней больнице в Лондоне, — в полиции. Там было обнаружено, что почка принадлежала Кэтрин Эддоуз, убитой 30 сентября 1888 года — она была убита через час после убийства другой «канонической жертвы» Джека-Потрошителя, Элизабет Страйд. Более чем через сутки в офис лондонского Центрального агентства новостей пришла открытка, автор которой утверждал, что является знаменитым убийцей. Примечательно, что сегодня большинство исследователей считают послание, ставшее известным как открытка «Дерзкий Джеки», сфабрикованным, а его авторство приписывают местному журналисту. Почему-то именно благодаря ее тексту за убийствами двух девушек закрепился термин «двойное событие».
— Дорогой босс, я не лгал, когда сказал, что завтра ты услышишь о работе Дерзкого Джека. Теперь их двое. Один из них немного взвыл и не смог сразу убить его. Уши полицейским отрезать было некогда. Спасибо, что сохранил последнее письмо, пока я не ушел на работу.
Джек Потрошитель»
Факсимиле лицевой стороны открытки "Нахальный Джеки
Помимо упомянутых выше 44-летней Элизабет Страйд и 46-летней Кэтрин Эддоуз, ставших соответственно третьей и четвертой жертвами «убийцы из Уайтчепела» среди «канонических жертв» Джека-Потрошителя (точная количество убитых девушек до сих пор неизвестно и по разным оценкам может достигать пятнадцати), в том числе 43-летняя Мэри Энн Николс, 47-летняя Энни Чепмен и 25-летняя Мэри Джейн - она была убита 9 ноября 1888 года стал последней жертвой лондонского убийцы. Мэри была самой молодой и привлекательной из всех жертв, поэтому могла позволить себе снять комнату, где было обнаружено тело девочки, изуродованное до неузнаваемости. Стоит сказать, что события в Уайтчепеле привлекли внимание к катастрофическим социальным и жилищным условиям в бедных районах Ист-Энда (восточная часть Лондона) и вынудили городские власти принять меры по благоустройству района, известного как убежище для бедных. И конечно же все силы полиции были направлены на поимку убийцы, известного своей кровожадностью. В нашей сегодняшней статье мы поговорим о самых интересных и невероятных кандидатах на роль Джека-Потрошителя, которых полиция, представители общественности и другие любители детективов действительно ассоциировали с личностью «вестника ада» — убийцы получил это прозвище именно из-за того, что письмо главе Комитета Бдительности Джорджу Ласку, как назвал его автор, «Из ада».
Один из многих газетных заголовков, посвященных Джеку-Потрошителю
Но кто мог быть автором страшного письма и убийцей как минимум пяти девочек? Одно из последних исследований, результаты которого стали широко известны в июле этого года, связано с именем Сары Бакс Хортон. Нет, она точно не «убийца из Уайтчепела» — она правнучка лондонского полицейского Гарри Гаррета, который работал над делом Джека-Потрошителя. После изучения архивных данных, включая показания очевидцев, отчеты, медицинские справки, а также карты подозреваемых (что стало самой сложной задачей, поскольку описание убийцы «белого мужчины 30-35 лет, светлых волос, рыжеватой бороды, странного «походка» немного отвалилась, пожалуй, у каждого десятого жителя района Уайтчепел), Сара обнаружила дневник одного из полицейских, что натолкнуло мисс Хортон на мысль включить в число бумаги врачей, участвовавших в ее расследовании.
- Исходя из характера травм и жестокости преступления, я полагаю, что подозреваемый может находиться в одной из психиатрических больниц города. Эту версию стоит проверить»
(Из дневника помощника комиссара Роберта Андерсона)
Круг поиска сузился до нескольких десятков человек, изучив данные которых правнук лондонского полицейского опознал производителя сигар Хайама Хайамса. Интересное имя, не так ли? Кроме того, согласно его медицинской карте, мужчина, подходящий под описание известного лондонского убийцы, страдал эпилепсией и алкоголизмом, а также содержался в психиатрической больнице. Кстати, после того, как лондонская полиция арестовала Хайэма как «бродячего сумасшедшего» и отправила его в психиатрическую больницу, деятельность Джека-Потрошителя сошла на нет. Также стоит отметить, что, согласно медицинским записям, умственный и физический упадок Хайама совпал с периодом деятельности Уайтчепелского убийцы».
«Этот момент ухудшения его психического функционирования соответствовал нарастанию жестокости убийств в тот момент, когда несколько девушек были замучены до смерти недалеко от места, где жил Хайамс»
(Сара Бакс Хортон)
Также нашлось подтверждение странной походке Потрошителя — у Хьямса были слабые колени, что не позволяло ему полностью выпрямить ноги. Результатом стала своеобразная шаркающая походка, которая, вероятно, была побочным эффектом повреждения головного мозга после одного из эпилептических приступов. Почерк мистера Хайамса тоже был похож на почерк мисс Хортон, но она соотнесла его не с широко распространенным письмом «Из ада», а с менее известным сообщением «Дорогой босс», полученным тем же лондонским Центральным информационным агентством за несколько дней до открытка «Дерзкая Джеки» (считается, что их тексты написал один и тот же человек).
Хиам Хайамс был одним из сотен подозреваемых, но вскоре его исключили из-за ошибочной идентификации. Возможно, полиция просто ошиблась, ведь та же Сара Бакс Хортон обнаружила еще четырех гладких телок Хайама. Кто знает, возможно, полицейские вышли бы на след убийцы, но его документы были спрятаны в день его поступления в психиатрическую клинику Колни Хэтч, а доступны они стали лишь недавно – уже в XXI веке. Однако лондонская полиция не особо стремилась найти виновника, поскольку после четвертого убийства был найден «козёл отпущения» в лице польского еврея. Его якобы держали в еврейском гетто, а сам он евреев не трогал, что уже казалось достаточным для предъявления обвинений. О нем – в следующем разделе.
1. Портрет Хайама Хайамса – главного кандидата на роль Джека-Потрошителя сегодня 2. Фотозарисовка Аарона Космински, связанного с Джеком-Потрошителем. Ученые нашли его ДНК на шали Кэтрин Эддоуз, одной из жертв убийцы
Наш следующий герой имеет много общего с вышеупомянутым Хиамом Хайамсом. Например, значительную часть своей жизни оба провели в больнице Колни Хэтч — парикмахер Аарон Космински оказался там через два года после того, как полиция забрала туда Хайамса. К моменту убийств в Уайтчепеле Аарон уже уволился с работы, перестал мыться, слышал голоса и боялся брать еду у незнакомцев – во всем обвиняли его прогрессирующее психическое заболевание. Согласно медицинским записям, «Аарон Косминский сошел с ума из-за пристрастия к сексуальному удовлетворению». Но господина Косминского нельзя было назвать опасным для общества – в клинику он попал только по совету Джейкоба Коэна, который утверждал, что Аарон хотел зарезать ножом его сестру (у него было несколько сестер, на попечении которых он жил, когда он уволился с работы парикмахером). В Колни-Хэтче Аарон Космински проведет следующие 28 лет до своей смерти, а тем временем его имя будет фигурировать в полицейских отчетах и СМИ как имя главного подозреваемого по делу Джека-Потрошителя - считалось, что он похож на убийца, а также чувствовал «ненависть к женщинам, ставшую причиной убийств» (трудно сказать, какая из женщин пострадала от Косминского, потому что даже с его сестрой все очень неоднозначно).
«Потрошитель» был «бедным польским евреем»
(Помощник комиссара Роберт Андерсон, «Светлая сторона моей официальной жизни»)
Еще одним польским эмигрантом, оказавшимся в центре внимания полиции, был озорной тусовщик Джордж Чепмен. Г-н Чепмен поселился в Лондоне между 1887 и 1888 годами, незадолго до того, как его предполагаемое альтер-эго начало свою деятельность. Учась на фельдшера, он проводил свободное время в постели одной из своих многочисленных любовниц — действительно, от одной из них он взял английскую фамилию, а вскоре убил остальных троих. Все они взяли из рук Северина Антоновича Клосовского (так звали нашего героя) приготовленное им лекарство, к которому будущий серийный убийца добавил рвотное средство. Первые два убийства остались незамеченными, но внимание полиции привлекла смерть девушки по имени Мод Марш. Спустя некоторое время Чепмена-Клосовского арестовали, связав его на всякий случай с «Джеком-Потрошителем», хотя почерк убийцы был совершенно другим. Жизнь Северина Антоновича оборвалась в тюрьме Уондсворт в апреле 1903 года — по приговору суда его приговорили к повешению.
Северин Антонович Клосовский, более известный как серийный убийца Джордж Чепмен (1865-1903)
Однако, по словам писателя Ричарда Уоллеса, настоящий убийца остался на свободе, пока полиция искала преступника. И звали его Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный как Льюис Кэрролл, человек, который подарил нам Алису в стране чудес. В своей книге «Джек-потрошитель: Беспечный друг» Уоллес утверждает, что в детстве будущий писатель испытал психологическое потрясение — мать отправила его в школу-интернат, где он подвергался физическому насилию. Потому что на самом деле Кэрролл ненавидел свою мать, а заодно и всех женщин, которые могли подтолкнуть его к убийству. Более того, автор жил неподалеку от места убийств и мог легко туда добраться (учитывая, что именно этим аргументом часто руководствовалась полиция, это не кажется таким уж странным), а в библиотеке Кэрролла было около 120 книг по анатомии и медицине, что для у автора «Беспечного друга» были основания считать автора «Алисы» хорошим хирургом. Кэрролл поплатился и за свою любовь к анаграммам, ибо Уоллес время от времени читал свою «Алису» и находил признания автора в убийстве, например: «Если я найду уличную девчонку, ты знаешь, что произойдет». Держи плечи подальше! Охотник за сенсациями переставлял буквы в слова, но разве его это волновало? Льюис Кэрролл был далеко не первым в списке невероятных кандидатов на роль Джека-Потрошителя, ведь под маской «Уайтчепелского убийцы» они тоже были видел голландского художника Винсента Ван Гога, да еще и девушку, автором последней версии был знаменитый писатель сэр Артур Конан Дойл, который считал, что «женщина может притворяться акушеркой и появляться на публике в окровавленной одежде, не вызывая подозрений» или привлечение внимания».
К счастью, между датой смерти Льюиса Кэрролла и публикацией книги «Джек-потрошитель: Беспечный друг» прошло почти сто лет, иначе последние годы жизни английского автора могли бы сложиться иначе
Девушкой, которая привлекла внимание «отца» Шерлока Холмса, была Мэри Элеонора Уилер, более известная по имени своего «мужа», плотника Чарльза Пирси. Сосед по комнате так и не сделал девушке предложение, что, возможно, уберегло его от дальнейших неприятностей, ведь вскоре его партнерша изменила нерешительному парню. А потом она пошла к перевозчику мебели Фрэнку Хоггу, у которого на тот момент уже была как минимум одна любовница. Ее звали Фиби Стайлс, которая вскоре стала близкой подругой Мэри, а позже и миссис Хогг. Стоит отметить, что именно Мэри уговорила Фрэнка жениться на Фиби, ведь в тот момент она вынашивала его ребенка. На что бы ты не пошел ради счастья своего друга!
Вскоре Фиби родила девочку, которой дали необычное имя Тигги, и в один прекрасный день Фиби и Тигги приехали в гости к Мэри. Этот день, 24 октября 1890 года, вскоре будет отмечен в отчете полиции Ист-Энда — в этот день соседи девушки услышат крики и звуки драки из ее дома, а вечером найдут тело молодой девушки на соседней мусорной свалке. Ее череп был расколот, голова почти оторвана от тела, а в километре от места убийства была найдена коляска с пропитанными кровью подушками. Рядом также будет найдено тело полуторагодовалого ребенка. Вскоре погибшие будут опознаны как Фиби и Тигги Хогг, а в квартире Мэри Пирси обнаружат пятна крови на полу и стенах, а заодно и на кочерге и разделочном ноже — именно у них Мэри оставила «автограф» характеристика Потрошителя, единственно возможная связь с «лондонским маньяком». Мэри обвинили в убийстве и повесили 23 декабря 1890 года, однако ее имя впоследствии часто появлялось в СМИ как кандидатура на роль Джека-Потрошителя. Совсем недавно, в 2006 году, шотландский исследователь Ян Финдли заявил, что убийства девочек в Уайтчепеле могла совершить женщина, основываясь на анализе образцов слюны из одного из писем «лондонскому маньяку», в котором преступник сообщил, что у жертвы удалили почку (убитой Кэтрин Эддоуз). Однако этих доказательств явно недостаточно, чтобы объявить Марию Потрошителем!
1. Мэри Пирси — женская версия Джека-Потрошителя 2. Майкл Острог (1833 — после 1904)
И, наконец, мы хотим поговорить с вами о российском следе в расследовании дела Джека-Потрошителя, ведь какое же британское расследование может обойтись без русских! Наш герой известен под многими именами, в том числе доктор Грант, Бертран Эшли, Клод Клейтон, Эшли Набоков, Орлов, граф Собеский и, наконец, Майкл (Майкл) Острог. Сам Михаил утверждал, что он бывший хирург ВМФ России, и это, пожалуй, единственная известная информация о его жизни на родине. Он родился в 1833 году, а уже в 1863 году стал широко известен в Англии – когда Майкл, скрывавшийся под псевдонимом Макс Гриф, совершил свое первое ограбление. Отсидев десять месяцев в тюрьме, Острог вскоре снова уличается в мошенничестве – на этот раз в Кембридже. А через два года Майкл, отсидевший срок в тюрьме за свои кембриджские преступления, снова попадает за решетку – на этот раз на долгие семь лет. И после того, как это происходит не раз, Острог попадается на серию грабежей, включая кражу золотых часов и трофея с соревнований по крикету, а также попытку застрелить полицейского. В конечном итоге Майкл попадает в психиатрическую лечебницу, но в какой-то момент вы выходите из него и продолжаете свое злодейство вплоть до 1904 года.
«Михаил Острог был сумасшедшим русским врачом, неоднократно сидевшим в тюрьме, и, несомненно, серийным убийцей. Говорили, что он был чрезвычайно жесток к женщинам; Известно, что он долгое время носил с собой скальпели и другие хирургические инструменты. В его прошлом много темных дел. На момент убийств в Уайтчепеле у полиции не было достоверной информации о его местонахождении. Он все еще жив»
(Сэр Мелвилл МакНэхтен, помощник комиссара по уголовным делам столичной полиции Лондона, принимал активное участие в расследовании убийств Джека-Потрошителя. Он считал, что убийца покончил жизнь самоубийством в 1888 году, а также что ему известно настоящее имя убийцы, но никто не знал, не скажет (и что он уничтожил соответствующие документы. Вместе с Аароном Косминским Острог был одним из трёх подозреваемых МакНахтена)
Стоит отметить, что в результате расследования, проведенного после смерти Острога, было установлено, что во время деятельности Джека-Потрошителя Майкл находился в заключении во Франции, поэтому все теории сэра Мелвилла МакНэтена оказались неверными. Как было бы легко, если бы убийца сам сознался в своих преступлениях, тогда полиции не нужно было бы привлекать к ответственности ни одного подозреваемого (есть сведения, что в тот период было много недовольства работой лондонской полиции). Историк Роберт Смит, автор книги «25 лет дневника Джека-Потрошителя», считает, что за убийствами в Уайтчепеле стоял не кто иной, как Джеймс Мэйбрик, торговец хлопком из Ливерпуля. На страницах своего дневника он признается в убийстве пяти женщин в Лондоне и одной в Манчестере, наконец подписавшись «С уважением, Джек Потрошитель». Мемуары Мэйбрика были обнаружены в 1992 году, но все эти годы исследователи сомневались в их подлинности, а история происхождения дневника Мэйбрика, мягко говоря, довольно туманна. Как, собственно, и вся эта история с убийствами в столице Туманного Альбиона. И с вами был Бородатый Горец, увидимся на страницах "Бородатого Барда", там вас ждет еще много интересного)
Джеймс Мэйбрик (1838-1889) - британский торговец хлопком
[my]УбийствоПреступлениеИсторические фотоФактыРасследованиеИстория (Наука)АнглияНаучная поп-музыкаИнформационныйДлинный постКриминалВеликобританияДжек ПотрошительОтрицательные 2 поддерживающих чувстваБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: «Убийца из Уайтчепела», или Кто скрывается под маской Джека-Потрошителя?.