Ну что, дорогие любители истории, в прошлый раз мы завершили наш анализ колонизации Нового Света. Теперь пришло время отправиться на чудесный Восток и открыть новую серию, посвященную арабским, а точнее, мусульманским завоеваниям. Что это за явление? Как разрозненным племенам Аравии удалось за столь короткое время завоевать огромные территории? И причем здесь ислам? По какой причине арабы вообще покинули свою родину? Здесь вы найдете ответы на все эти вопросы. И самое главное: мы попытаемся понять, как арабские завоевания повлияли на мир и сделали его именно таким, каким мы его знаем.
Ознакомиться с материалом вы можете как частями в формате статьи, так и просмотрев прилагаемое видео целиком. А на моем канале вы найдете дополнительный материал. Но не будем блуждать по пустынным кустам и перейдем сразу к делу. Откиньтесь поудобнее на своих верблюдах: мы отправляемся в увлекательное путешествие по бескрайним просторам Аравийской пустыни.
Возможно, нам стоит начать с географии. Аравия почти полностью покрыта песчаными и каменными пустынями. Здесь имеется несколько горных систем, крупнейшая из которых тянется вдоль западного побережья. Климат невероятно сухой, жаркий, с минимальным количеством осадков в течение года. В юго-западной части дожди идут гораздо чаще из-за наступающих муссонов, которые задерживаются горами. Местный климат — один из самых теплых на планете: летом температура в некоторых местах достигает 50° и выше. Кажется, что здесь совершенно невозможно жить, а тем более строить какое-либо государство. Что мы можем сказать о глобальной империи? Не спешите делать выводы: местные жители вас еще не раз удивят.
Я попытался составить карту чудесного Аравийского полуострова. Синие пунктирные линии — это не реки, а сухие русла рек, называемые «вади."
Во-первых, так было не всегда. Научные исследования указывают на более теплый и влажный климат в прошлом. По всей Аравии есть давно пересохшие реки, красиво называемые «вади». Это явное свидетельство того, что в доисторические времена вместо пустыни была зеленая саванна с гораздо более богатой флорой и фауной. Некоторые «вади» заполняются водой вскоре после сильного дождя.
Во-вторых, первые люди появились на полуострове около 1,5 миллионов лет назад. В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала местом, откуда человек начал расселяться по планете. С окончанием ледникового периода климат стал заметно суше, и саванна постепенно превратилась в пустыню. Люди, жившие в этих местностях, постоянно учились приспосабливаться к новым условиям и весьма преуспели в этом начинании. Они быстро научились ориентироваться в пустыне, прятаться от жары, строить жилище и находить воду в оазисах и подземных источниках.
Аравийская пустыня благодаря стабильной диффузии
С древних времен жители пустыни научились поддерживать друг друга. Значение социальных связей между членами одного клана для легкого выживания в экстремальных условиях сложно переоценить. Постепенно складывается клановая система, где человек, помимо своих ближайших родственников, старается привлечь в род как можно больше людей для успешного существования и взаимопомощи. Клановая система станет определяющей для всей арабской культуры. Но чтобы выжить в пустыне, были необходимы хорошие отношения не только с членами своего племени, но и со всеми встреченными людьми. Именно отсюда берут начало всемирно известные священные и нерушимые законы гостеприимства. В одиночку люди не смогут выжить в пустыне.
Клановая система является центральной чертой арабского общества
В интересующий нас период, т е. VI-VII вв н.э., арабы представляли собой разрозненные группы кочевых или полукочевых племен с редкими городскими центрами вдоль торговых путей. Местное население жило на руинах своего былого величия, вдали от могущественных цивилизаций, а не движимо тенденциями современной политики и экономики. Но арабы отнюдь не были отсталыми варварами: в разные периоды истории они взаимодействовали с древними цивилизациями Древнего Египта, Рима, Персии, всегда учились чему-то новому, строили города, имели свою письменность, государственность и законы. А их вообще было намного больше. Это не то, о чем мы сейчас говорим. Кто такие арабы на самом деле? Где их истоки?
В исламе, для обозначения строго доисламской эпохи, есть замечательный и просторный термин «джахилия» (этот термин очень хорошо известен читателям-мусульманам), обозначающий первобытное невежество, наглость, жестокость, беззаконие. Но справедливо ли это определение? Да и нет одновременно. Оно праведно в той части, где обозначает несправедливую, греховную жизнь людей, не знавших Ислама. Доподлинно известно, что преимущественно языческое население Аравии не гнушалось человеческими жертвоприношениями. Это было вполне типично для других семитских народов того периода, например для тех же финикийцев. Именно ислам наконец положил конец такой практике. Но это, конечно, несправедливо по отношению к самим арабам, как к древней цивилизации, добившейся многого, скажу я вам. Но с приходом ислама они, несомненно, добьются еще большего.
И тогда, примерно в IV-III тысячелетии до нашей эры, территорию Аравии населяют семитские племена, то есть люди, говорящие на семитских языках. Существуют разные гипотезы об их происхождении. Для нас это сейчас не особенно важно. Люди здесь, если честно, вообще не важны. Важно другое — верблюд. Да, это. Одомашнивание этой биологической машины, приспособленной к суровым условиям пустыни, произошло примерно между 3-м и 2-м тысячелетием до нашей эры.Верблюд сразу же стал неотъемлемой частью арабской культуры и приобрел решающее экономическое значение, обеспечивая транспортировку людей и товаров. Здесь стоит упомянуть уже известные «вади», сухие русла которых фактически служат дорогами для караванов. Поселения и места, в свою очередь, формировались вокруг оазисов.
Оазис глазами замечательного Stable Diffusion
Из общей семитской группы примерно в I тысячелетии до нашей эры окончательно обозначилась ветвь арабских народов. Они постепенно ассимилируют негроидное население Южной Аравии. Затем арабы делятся по культуре и языку на южные и северные племенные группы, которыми управляют «кабиры» (т.е лидеры). Во время военных походов вождям присваивался титул «малик», что впоследствии означало «царь». Большинство племен ведут полукочевой образ жизни, но есть и исключения.
В начале 2-го тысячелетия были построены город Мариб и сложная ирригационная система. Здесь также активно развиваются сельское хозяйство и животноводство. К 14 веку до нашей эры в рамках торговой торговли «Рёкельсесвейен» образуется Королевство Майн. Именно это государство построило транзитные пункты в Мекку и Ясриб (будущую Медину). Видимо, некоторым арабам надоело скитаться по песку и они решили поселиться на одном месте. Сейчас они разделены на оседлое население на юго-западе и кочевое население в остальной части Аравии. Из всего этого следует, что мы не можем изначально говорить об арабах как о единой этнической единице.
«Путь благовоний» проходил через всю Западную Аравию до границ Египта и Ханаана и соединял Восток и Средиземноморье. Сюда двигались караваны, где верблюды были доверху нагружены специями и другими товарами. В целом арабы часто выступали торговыми посредниками и связывали торговлю между Востоком и Западом, предоставляя свои услуги в качестве опытных караванщиков, прекрасно знавших пустыню и ориентировавшихся по ней.
Главный и «Рёкельсенс вей» или «Рёкельсенс вей"
Кстати, необходимость ориентироваться по пустыне уже в древности побуждала арабов собирать знания по астрономии. Из разных источников мы видим, что звезды имеют большое значение в арабской культуре. Представьте себе, как красиво звездное безоблачное небо ночью над бескрайней пустыней. Их трудно не любить. Этот факт прекрасно отражен в древней поэзии и религиозных культах.
Население Аравии в доисламский Темный период было преимущественно языческим. Древние кочевники поклонялись богиням Аллат, Манат, богу луны Вадду, почитали звезды и наделяли магической силой различные предметы. Они верили в таких существ, как упыри, ифриты и джинны. Да, особый привет Геральту и Йеннифэр (знающие поймут).
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Комплекс всех древних верований народов Аравии иногда называют семитским язычеством, арабским многобожием или просто арабской мифологией. Но важно понимать, что эти культы не имели единой системы и значительно различались в зависимости от региона и племени.Морские торговые пути между Средиземноморским регионом и Индией проходили через порты южной Аравии. Со временем арабские поселения стали сказочно богатеть за счет торговли пряностями. Сабейское царство, которое можно сравнить с библейской историей о царице Савской, располагалось именно на плодородных и богатых землях на юго-западе. Сабейцы построили свою цивилизацию на той же «Дороге благовоний» и конкурировали с Главной.
Примерно в 8 веке до нашей эры сабейцы построили рядом со своей столицей Марибскую плотину, что свидетельствует о высоком уровне цивилизации. Юго-западная часть Аравии уже постепенно становится самым богатым и в то же время самым густонаселенным регионом полуострова. Сабейскому царству удалось повлиять на свои владения в Африке. В частности, именно через сабейские колонии южноаравийское письмо попало в Эфиопию.
Сабейское государство существовало с первой половины I тыс до н э до III века н э., пока окончательно не вошло в состав Химьяритской империи и не распалось на протяжении веков. Химьяр с центром в Зафаре проводил успешную политику, в результате которой смог подчинить себе своих соседей на юге Аравии. Примерно на рубеже IV и V веков нашей эры цари Химьяра, а также значительная часть местной элиты приняли иудаизм, который в это время уже активно распространялся по Аравии вместе с еврейскими общинами. Помимо иудаизма, среди химьяритов активно распространяются различные течения христианства. Химьяр прекратил свое существование в конце VI века, став жертвой войн между Аксумом и Сасанидским Ираном, и стал персидской провинцией. Однако Сасанидам не удалось надолго закрепиться в регионе.
Саба, Майн, Мариб и морской торговый путь
В III веке до нашей эры на северо-западе Аравии возникло Набатейское царство со столицей в древнем городе Петра. Язык набатейцев был несколько иным, и они использовали набатейскую письменность, которая впоследствии стала основой всего арабского алфавита. Набатея приобрела известность во время войн между Селевкидами и Птолемеевским Египтом, наследниками империи Александра Великого. Это арабское племя занимало выгодные позиции на караванных путях, благодаря чему обеспечивался постоянный рост благосостояния. Набатейцам удалось провести успешную политику и сохранить независимость, находясь в сфере влияния Египта. Селевкиды и Египет оспаривали право собственности на Сирию и восточные торговые пути.
Во время римской экспансии набатейцам удалось сохранить союзнические отношения с Вечным городом. Но всему приходит конец: в 105 году император Траян сделал Набатею регулярной провинцией. С ростом римского влияния актуальность маршрута благовоний снизилась, поскольку товары теперь перевозились по морю за пределы Аравии. Богатые города юго-запада пришли в глубокий упадок. Серия конфликтов между городами и гражданские беспорядки привели к тому, что великая ирригационная система пришла в упадок, а Марибская плотина была разрушена. Местные жители просто не смогли обеспечить должный уровень обслуживания системы. Интересно, что о разрушении плотины сказано в Священном Коране. Этот инцидент оставил столь глубокое впечатление в умах арабов.
Набатейская на перекрестке могущественных цивилизаций
С V по VII век нашей эры в самом разгаре бушевали ужасные персидско-византийские войны. Племена северной Аравии оказались на грани столкновения двух великих империй, представляющих разные цивилизации. В этот же период на территорию Аравийского полуострова активно проникал иудаизм и многие христианские ереси, а число проповедников росло. Обе воюющие стороны заинтересованы в контроле над торговыми путями, которые приобретают все большее значение. Арабы, со своей стороны, предлагают свои услуги в качестве наемников, идеально приспособленных к условиям пустыни. Складывается ситуация, когда война становится возможностью разбогатеть и подняться по карьерной лестнице для целого сегмента арабского общества. Северные арабские племена, в отличие от цивилизаций юга, находящихся в упадке, берут на себя инициативу.
Арабская королевская династия Гасанидов мигрировала из Йемена в Левант в начале III века, где стала марионеточным государством Восточной Римской империи. Гасаниды принадлежали к якобитской православной церкви, которая была еретической по отношению к Константинополю, что очень не нравилось византийским правителям. Но пока нам пришлось мириться с такими ценными союзниками. Вместе со своими византийскими друзьями они воевали против Сасанидов и других арабов – Лахмидов. Лахмиды, в свою очередь, были вассалами Сасанидов и придерживались несторианства. Вся эта компания воевала друг с другом с переменным успехом, пока Гасаниды и Лахмиды не прекратили свое существование, а Сасаниды и Византия не ослабели и не заключили мир к 628 году.
Во время войн между Восточной Римской империей и Сасанидами арабы активно воевали на стороне обеих сторон
В этот период большинство караванных путей вновь потеряли былое значение из-за постоянных грабительских набегов и военных действий. Но есть город, который сумел подняться на вершину и занять выгодную нишу. Город, изменивший историю нашего мира – Благородная Мекка. Именно здесь торговый путь вдоль побережья Красного моря и через безопасные горные перевалы в Западной Аравии облегчил торговцам и путешественникам путешествие в Сирию, Египет и на побережье Средиземного моря. Начиная с VI века, клан курайшитов получил контроль над Меккой и основными караванными путями, что позволило им выступать в качестве квалифицированных торговых посредников. Морской путь стал небезопасным из-за войн и пиратства, а торговля через Персидский залив, Тигр и Евфрат вообще была невозможна из-за частых столкновений между армиями Византии и Сасанидского Ирана.
И так, подведем итог: что мы имеем в начале возникновения ислама в начале VII века? Некогда великие города Юго-Восточной Аравии находятся в глубоком упадке. Арабские племена на протяжении многих поколений занимаются военным делом, находятся на перекрестке великих цивилизаций, впитывают в себя новые знания, культуру и религиозные течения. Они видят, что когда-то и они строили города, поражающие воображение. Они знают, что за пределами их изначальной пустыни лежит целый мир. Кажется: просто протяни руку, и этот мир станет твоим. Оставалось только одно трудное препятствие — величайшее разделение.
Дело в том, что арабское общество начала восьмого века было построено на строгой клановой системе. Лидеры этих кланов обладают немалым авторитетом и только благодаря этому получают право управлять другими. На протяжении всего периода «джахилии» арабские племена в основном не воевали с иноземцами. Они дерутся между собой. За контроль над торговлей, за политическое влияние и просто за воду. Войны за обладание источниками пресной воды являются одними из самых жестоких, поскольку это буквально вопрос выживания. Арабские племена, ведущие кочевой образ жизни, отличаются от оседлого населения. Разница заключается в языке, культуре. Разница между язычниками, евреями и разными вариантами христианства. А самое главное — вражда между кланами, которая может длиться поколениями. Кажется, что население Аравии никогда не будет собрано.
Для арабов доисламского периода было обычным явлением постоянно воевать друг с другом, а не с чужеземцами
И тогда в нужный момент в нужное место приходит единственный человек, который смог изменить ситуацию. Человек, который всю свою жизнь скрещивал пальцы: познакомил арабов с новой религией, распространил эту веру, прекратил вражду между кланами, получил поддержку даже от своих бывших соперников, объединил всю Аравию под властью одного города, реформировал общество, создал Государство, законы, по которым действует это государство, фактически создали единую арабскую цивилизацию и дали людям надежду на лучшую жизнь. Разве не круто добиться столького за одну жизнь? В то же время этот человек был избран Аллахом, чтобы проповедовать всем один и тот же божественный закон. Таких людей в исламе традиционно называют «наби» или «расул». Последний пророк среди многих, печать пророков, посланник Бога ко всем мусульманам и просто человек, изменивший ход истории. И зовут его Пророк Мухаммад.
«Мухаммад – Посланник Бога». Надпись на воротах мечети Пророка в Медине
Именно в такой ситуации оказались арабы в начале седьмого века. Теперь, когда мы вкратце изучили доисламский период, можно двигаться дальше. В следующей части нашей серии мы поговорим о прекрасной и интересной жизни Пророка Мухаммеда, зарождении ислама и его влиянии на арабское общество. Вы узнаете (или вспомните), как возник Праведный Халифат и началась волна массовых арабских завоеваний, которая неуклонно перетекала в ислам, поскольку чем дальше продвигались арабы, тем более совершенно разные народы принимали новую веру.
Это все на сегодня. Спасибо за внимание и до новых встреч.
Источники и рекомендации к прочтению:
-
И Большаков. История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии 570-633.
-
Хью Кеннеди. Великие арабские завоевания.
-
Бернард Льюис. Арабы в мировой истории. От доисламских времен до краха колониальной системы.
Мой канал на YouTube: https://www.youtube.com/@chronoshistoria
Мой Telegram-канал: https://t.me/chronoshistoria
Я очень рад, что мои статьи кого-то интересуют и что вы читаете, поддерживаете и критикуете. Вы также можете поддержать меня пожертвованием через кнопку «Поддержать». Спасибо, что продолжаете меня читать.
[мин]История (наука)АрабыИслам МусульманеАравийский полуостровАрабский халифатYouTubeВидеоДлинный пост 9 Поддержка чувствБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период.