Крещение Перми: два образа прошлого

На волне изучения культов русских святых я решил снова окунуться в жизнь Стефана Пермского и обнаружил, что зырянский фольклор – это круто, а смесь христианских и языческих мотивов в изобразительном искусстве – это вдвойне круто. Если вы не знали, крещение Перми — очень и очень болезненная тема для некоторых краеведов. Примерно так же, как покорение Сибири, Кавказская война и прочие приходы белых христиан в места, где их никто не ждал.

В нашем случае таким человеком является Стефан Пермский, которому иногда приписывают чуть ли не расправу над всеми коми-пермяками. Мол, привел в Пермь московские полки, всех перерезал и крестил огнем и мечом. Эта версия не очень хорошо стыкуется с источниками, но, как известно, их обычно скрывают осужденные московские писцы, замалчивая известия о своих военных преступлениях.

Если заранее обозначить сотрясение мозга вокруг Перымсы Степана, то ужас его деяний включается в вполне понятный постколониальный нарратив в духе «зачем москвичи пришли в [вставить регион], здесь и без вас было хорошо. Заявление, конечно, спорное. Но если у вас вдруг возникнет желание прочитать «Повесть о жизни» Стефана Пермского, вы обнаружите, что образ этого милого дедушки действительно пахнет чем-то мрачным. Не в плане какого-то реального насилия, а скорее в представлении Перми и ее жителей как самых отсталых представителей «племени Хэмишей".

Давайте копнем глубже и попытаемся выяснить, почему те же москвичи в лице Стефана Пермского решили поехать в Пермь и крестить ее? Сам Стефан уже не ответит нам на это, но с радостью объяснит автор его жития Епифаний Мудрый. Ответ прост – потому что эти проклятые неверующие пермяки не чтут Господа нашего Иисуса Христа:

«Земля Пермская осталась в первоначальном прельщении идолопоклонства, непросвещенная святым крещением, не наученная христианской вере".

это только Стефан Пермский и сотник Пама

Более того, по тексту жития оказывается, что к ним даже не приходил ни один апостол. Да-да, вы все правильно поняли. У нас все ученики Христа были условно разделены на части мира, куда они несли Слово Божие. Например, апостол Андрей посетил Новгород (а если почитать некоторые легенды, то и Валаам), а апостол Фома посетил Индию. Но в бедные Коми никто не приехал, потому что у учеников Христа были гораздо более важные дела. И именно эту историческую несправедливость совершил в 1380-х годах правильно Стефан-еще-Пермь.

Зыряне его приезду, мягко говоря, не очень обрадовались и изрядно постарались убить дедушку – огнем, мечом и стрелами. Но Господь каждый раз являл свое чудо, и Стефан выходил невредимым.

«Все [пермяне] единодушно ополчились против него и встали, как войско, вокруг него, «напрягаясь, натянули луки свои» и сильно натянули их на него, — причём стрелы в их луках были смертельны — расстреляйте его меткими стрелами» Они жаждали и затем, наконец, захотели убить его. Но Божий страстотерпец не устрашился их выстрелов... И он не устрашился, когда в него стреляли, воспринимая их стрелы как младенческую стрельбу".

Стефан разрушает идолов и строит церковь

Формально Стефан повел себя как мошенник, прописавший себе «тгм», так как реального вреда пермякам он не принес. Дед просто бродил по их землям, застраивал их церквями и в порывах праведного гнева свергал идолов с холмов. Когда пермяне справедливо попытались наточить свои топоры, Стефан мягко увещевал их добрыми словами и незаметно призывал обратиться к Богу.

В конечном итоге его проповеди приносят свои плоды – немалое количество зырян принимает христианство. Стефан немедленно начинает учить их читать и писать и приступает к уничтожению остатков идолопоклонства. Среди еретиков, оставшихся в Перми, был, согласно житию, и языческий сотник Пан (или Пам), совращавший новообращенные души. Она и Стефан взаимно ненавидели друг друга. Один активный, другой пассивный.

Обратите внимание: Вопреки образам в кино и играх, кистень обладал сравнительно небольшой и легкой ударной частью.

Но после долгих споров мужчины решили устроить испытание веры, в котором волшебник, естественно, проиграл и был разослан своими же связующими повсюду. Стефан отпускает Пэм на свободу, продолжает свою миссию и находит Дзена.

Забавно, что если попытаться найти рассказ о Стефане Пермском, которого нет в Википедии, то можно наткнуться на ряд упрощенных версий его жизни в литературной адаптации, опубликованных на русском и зырянском языках. История, рассказанная там, более или менее та же самая, но с одним очень важным изменением.

Стефан срубает волшебную коми березку (осуждаем)

Пермяки-язычники в тексте более современной адаптации жития Стефана Пермского не похожи на скот. И это очень хорошо. Когда в вашей книге пермяки, устюгане и москвичи живут в одном городе, изучают языки друг друга и признают различия в своих верованиях - это выглядит гораздо достовернее, чем история о затерянном колене Израилевом где-то в лесах Биармии. Кроме того, стоит учитывать, что контакты коми со славянами – это не только войны и взаимные набеги. Это торговля, культурный обмен, совместные походы с набегами на соседние племена, может быть, даже брак. Взаимная резня никуда не исчезает, но если мы построим какой-то компромиссный образ прошлого, то всех в нем должно быть достаточно. Или вообще никакой.

В этой литературной адаптации жития Стефана Пермского для детей сотник Пам также присутствует, но выступает не как идолопоклонник, а как настоящий авторитетный деятель среди коми. Он принимает Стефана как равного соперника и даже (!) бросает ему вызов на испытание веры:

"- Я Пэм, маг и волшебник, повелитель всех стихий! Вызываю тебя на дуэль - испытание веры! И впервые мы разожжем огонь из бревен столетних деревьев, и когда пламя разгорится, идем в него... Кто исцеляет в огне - тот имеет правую веру.

А если оба пройдут испытание огнём, то нам вырубят две ледяные шапки, в одну мы нырнем, а если кто-то появится в другой, то у него будет более сильная вера.

Но если оба выдержат испытание зимней водой, то мы выйдем друг против друга в легкой одежде на морозе и начнем уничтожать друг друга словами и заговорами, и тогда наверняка кто-то из нас победит. И пусть пермяки идут за ним! А если кто откажется от испытания, то пусть уходит с миром из таёжной страны на все четыре стороны, и никогда не возвращается, и не тревожит победителя!"

Вполне здравая и разумная схема, проникнутая уважением к оппоненту и, главное, понятиями чести и верности своему слову. Здесь Пэм — не коварный и трусливый языческий подонок, который за спиной издевается над Стефаном Пермским (а в оригинальном Житии он им и является), и не может даже в лицо переспорить со своими учениками. Это уважаемый человек, готовый нести ответственность за свои действия.

Стефан побеждает могущественного вычегдского колдуна Корта Эйке (Железного тестя)

Даже процедура сдачи анализов здесь отличается от Лайфа. Вместо того, чтобы показать, как Пэм кружится, как змея, и отрицать, есть только одно испытание, в котором все еще участвует центурион:

«...Стефан произнес молитву и первым подошел к огню. Пэм тоже шагнула. Шаг за шагом они приближались, пока волосы на их головах не лопнули от близости яростного огня".

Более того, Пэм все еще боялась подойти ближе и не могла преодолеть свой страх, несмотря на уговоры Стефана. Однако он не подвергался поношениям соплеменников и не имел злобы в сердце. Он с честью принял поражение, признал силу христианского Бога и уехал со своими сторонниками на Урал.

Возможно, такой результат выглядит слишком элегантно. Все помахали друг другу, погрелись у костра и пошли на работу, позволив всему народу ассимилироваться и потерять свою культуру под игом христианства. Но в спорах, где на первый план выходит проблема коллективной вины, уходящая так далеко в прошлое, реалии XIV-XV веков обычно не учитываются. Поэтому бросьте цивилизованный подход дремучему народу и никого не слушайте.

Мой авторский блог и историческая лекция «Битвы за историю"

[моё]Средние века История РоссииКомиПермьХристианствоРелигияСвятыеСтефанТекстДлинный пост 1 Эмоции

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Крещение Перми: два образа прошлого.