На волне изучения культов русских святых я решил снова окунуться в жизнь Стефана Пермского и обнаружил, что зырянский фольклор – это круто, а смесь христианских и языческих мотивов в изобразительном искусстве – это вдвойне круто. Если вы не знали, крещение Перми — очень и очень болезненная тема для некоторых краеведов. Примерно так же, как покорение Сибири, Кавказская война и прочие приходы белых христиан в места, где их никто не ждал.
В нашем случае таким человеком является Стефан Пермский, которому иногда приписывают чуть ли не расправу над всеми коми-пермяками. Мол, привел в Пермь московские полки, всех перерезал и крестил огнем и мечом. Эта версия не очень хорошо стыкуется с источниками, но, как известно, их обычно скрывают осужденные московские писцы, замалчивая известия о своих военных преступлениях.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/09/28/10/1695920420112218886.jpg)
Если заранее обозначить сотрясение мозга вокруг Перымсы Степана, то ужас его деяний включается в вполне понятный постколониальный нарратив в духе «зачем москвичи пришли в [вставить регион], здесь и без вас было хорошо. Заявление, конечно, спорное. Но если у вас вдруг возникнет желание прочитать «Повесть о жизни» Стефана Пермского, вы обнаружите, что образ этого милого дедушки действительно пахнет чем-то мрачным. Не в плане какого-то реального насилия, а скорее в представлении Перми и ее жителей как самых отсталых представителей «племени Хэмишей".
Давайте копнем глубже и попытаемся выяснить, почему те же москвичи в лице Стефана Пермского решили поехать в Пермь и крестить ее? Сам Стефан уже не ответит нам на это, но с радостью объяснит автор его жития Епифаний Мудрый. Ответ прост – потому что эти проклятые неверующие пермяки не чтут Господа нашего Иисуса Христа:
«Земля Пермская осталась в первоначальном прельщении идолопоклонства, непросвещенная святым крещением, не наученная христианской вере".
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/09/28/10/169592042612958953.jpg)
это только Стефан Пермский и сотник Пама
Более того, по тексту жития оказывается, что к ним даже не приходил ни один апостол. Да-да, вы все правильно поняли. У нас все ученики Христа были условно разделены на части мира, куда они несли Слово Божие. Например, апостол Андрей посетил Новгород (а если почитать некоторые легенды, то и Валаам), а апостол Фома посетил Индию. Но в бедные Коми никто не приехал, потому что у учеников Христа были гораздо более важные дела. И именно эту историческую несправедливость совершил в 1380-х годах правильно Стефан-еще-Пермь.
Зыряне его приезду, мягко говоря, не очень обрадовались и изрядно постарались убить дедушку – огнем, мечом и стрелами. Но Господь каждый раз являл свое чудо, и Стефан выходил невредимым.
«Все [пермяне] единодушно ополчились против него и встали, как войско, вокруг него, «напрягаясь, натянули луки свои» и сильно натянули их на него, — причём стрелы в их луках были смертельны — расстреляйте его меткими стрелами» Они жаждали и затем, наконец, захотели убить его. Но Божий страстотерпец не устрашился их выстрелов... И он не устрашился, когда в него стреляли, воспринимая их стрелы как младенческую стрельбу".
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/09/28/10/1695920437136845873.jpg)
Стефан разрушает идолов и строит церковь
Формально Стефан повел себя как мошенник, прописавший себе «тгм», так как реального вреда пермякам он не принес. Дед просто бродил по их землям, застраивал их церквями и в порывах праведного гнева свергал идолов с холмов. Когда пермяне справедливо попытались наточить свои топоры, Стефан мягко увещевал их добрыми словами и незаметно призывал обратиться к Богу.
В конечном итоге его проповеди приносят свои плоды – немалое количество зырян принимает христианство. Стефан немедленно начинает учить их читать и писать и приступает к уничтожению остатков идолопоклонства. Среди еретиков, оставшихся в Перми, был, согласно житию, и языческий сотник Пан (или Пам), совращавший новообращенные души. Она и Стефан взаимно ненавидели друг друга. Один активный, другой пассивный.
Обратите внимание: Вопреки образам в кино и играх, кистень обладал сравнительно небольшой и легкой ударной частью.
Но после долгих споров мужчины решили устроить испытание веры, в котором волшебник, естественно, проиграл и был разослан своими же связующими повсюду. Стефан отпускает Пэм на свободу, продолжает свою миссию и находит Дзена.Забавно, что если попытаться найти рассказ о Стефане Пермском, которого нет в Википедии, то можно наткнуться на ряд упрощенных версий его жизни в литературной адаптации, опубликованных на русском и зырянском языках. История, рассказанная там, более или менее та же самая, но с одним очень важным изменением.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/09/28/10/1695920446158897073.jpg)
Стефан срубает волшебную коми березку (осуждаем)
Пермяки-язычники в тексте более современной адаптации жития Стефана Пермского не похожи на скот. И это очень хорошо. Когда в вашей книге пермяки, устюгане и москвичи живут в одном городе, изучают языки друг друга и признают различия в своих верованиях - это выглядит гораздо достовернее, чем история о затерянном колене Израилевом где-то в лесах Биармии. Кроме того, стоит учитывать, что контакты коми со славянами – это не только войны и взаимные набеги. Это торговля, культурный обмен, совместные походы с набегами на соседние племена, может быть, даже брак. Взаимная резня никуда не исчезает, но если мы построим какой-то компромиссный образ прошлого, то всех в нем должно быть достаточно. Или вообще никакой.
В этой литературной адаптации жития Стефана Пермского для детей сотник Пам также присутствует, но выступает не как идолопоклонник, а как настоящий авторитетный деятель среди коми. Он принимает Стефана как равного соперника и даже (!) бросает ему вызов на испытание веры:
"- Я Пэм, маг и волшебник, повелитель всех стихий! Вызываю тебя на дуэль - испытание веры! И впервые мы разожжем огонь из бревен столетних деревьев, и когда пламя разгорится, идем в него... Кто исцеляет в огне - тот имеет правую веру.
А если оба пройдут испытание огнём, то нам вырубят две ледяные шапки, в одну мы нырнем, а если кто-то появится в другой, то у него будет более сильная вера.
Но если оба выдержат испытание зимней водой, то мы выйдем друг против друга в легкой одежде на морозе и начнем уничтожать друг друга словами и заговорами, и тогда наверняка кто-то из нас победит. И пусть пермяки идут за ним! А если кто откажется от испытания, то пусть уходит с миром из таёжной страны на все четыре стороны, и никогда не возвращается, и не тревожит победителя!"
Вполне здравая и разумная схема, проникнутая уважением к оппоненту и, главное, понятиями чести и верности своему слову. Здесь Пэм — не коварный и трусливый языческий подонок, который за спиной издевается над Стефаном Пермским (а в оригинальном Житии он им и является), и не может даже в лицо переспорить со своими учениками. Это уважаемый человек, готовый нести ответственность за свои действия.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/09/28/10/169592046018205423.jpg)
Стефан побеждает могущественного вычегдского колдуна Корта Эйке (Железного тестя)
Даже процедура сдачи анализов здесь отличается от Лайфа. Вместо того, чтобы показать, как Пэм кружится, как змея, и отрицать, есть только одно испытание, в котором все еще участвует центурион:
«...Стефан произнес молитву и первым подошел к огню. Пэм тоже шагнула. Шаг за шагом они приближались, пока волосы на их головах не лопнули от близости яростного огня".
Более того, Пэм все еще боялась подойти ближе и не могла преодолеть свой страх, несмотря на уговоры Стефана. Однако он не подвергался поношениям соплеменников и не имел злобы в сердце. Он с честью принял поражение, признал силу христианского Бога и уехал со своими сторонниками на Урал.
Возможно, такой результат выглядит слишком элегантно. Все помахали друг другу, погрелись у костра и пошли на работу, позволив всему народу ассимилироваться и потерять свою культуру под игом христианства. Но в спорах, где на первый план выходит проблема коллективной вины, уходящая так далеко в прошлое, реалии XIV-XV веков обычно не учитываются. Поэтому бросьте цивилизованный подход дремучему народу и никого не слушайте.
Мой авторский блог и историческая лекция «Битвы за историю"
[моё]Средние века История РоссииКомиПермьХристианствоРелигияСвятыеСтефанТекстДлинный пост 1 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Крещение Перми: два образа прошлого.