Вам письмо. Как доставляли письма до революции

Сейчас, когда одним кликом можно отправить сообщение на другой конец света, сложно представить, насколько сложно было доставить сообщение в другой город. У меня уже был пост о том, как писали письма в дореволюционной России. На этот раз мы поговорим о том, как доставлялись письма.

Когда мы говорим о дореволюционной жизни, стоит отметить два важных фактора. С одной стороны, социальные связи были гораздо сильнее. Люди поддерживали отношения практически со всеми родственниками и соседями, иначе человека могли счесть либо снобом, либо странным и даже подозрительным человеком. Но в то же время до развития железных дорог путешествия были делом трудным и затратным, поэтому русские редко покидали родину. Крепостной крестьянин за всю свою жизнь не мог покинуть родную губернию. Большинство получателей жили где-то поблизости. Брат или сваха в соседней деревне могли получить из уст в уста земляков. В общем, «поздороваться» было обычной просьбой, а не просто вежливой фразой. Дворяне просили отнести грамоты и записки слугам. Те, кто жил в многоквартирных домах, могли обратиться с этой просьбой к смотрителю (смотрителей обычно было несколько, и кроме уборки, за небольшую плату они выполняли различные поручения для жильцов). Бывало, что неграмотные люди просили своих друзей писать для них письма и записки, и такие же неграмотные просили читать. В то время отношение к частной жизни было вообще другим. У всех отделов были свои заявки, которые действовали как заявки. В полиции 19 века эта должность называлась хожалий. В частных конторах, а особенно в магазинах и лавках, часто для этих целей держали «мальчиков». В конце 19 века в крупных городах появились посыльные, которые принимали заказы от частных лиц. Посыльные были группами, у них была своя форма и, конечно же, бейдж с номером соцстрахования.

С отправкой писем в другие города все было гораздо сложнее. Люди часто отправляли сообщения своим родственникам при «возможности», то есть когда появлялась практическая возможность передать через знакомых. В 1823 году А. С. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Напиши мне пока, коли с почтой так осторожен, а коли случится тебе то, что желаешь, не можешь ли ты написать свои стихи?» Если это было невозможно, они обращались к почтовой службе.

Почта России считается одной из старейших в Европе. Почтовые станции - ямы - появились в 13 веке. Расстояние между ямами составляло 40-50 километров. Как следует из названия, почтовые станции были созданы в первую очередь для доставки почты. За организацию работы отвечал Ямский приказ, который в 1723 г был переименован в Ямскую контору. Однако «Ямская охота», доставленная отдельно, принимала важные письма и посылки, то есть была ближе к курьерской доставке. Таких курьеров называли курьерами. Первые попытки наладить регулярную почтовую связь начались во второй половине 17 века. Первая почтовая линия между Москвой и Ригой начала действовать в 1668 году, а в 1669 году началось регулярное почтовое сообщение между Москвой и Вильно. Организовать эти линии помогали иностранцы, и новая почта получила название «Немецкая». В 1693 г появилось сообщение между Москвой и Архангельском, в 1689-1698 гг между Москвой и некоторыми сибирскими городами. Регулярная почтовая связь между Москвой и Петербургом началась в 1716 г. Первые почтовые отделения появились в Москве (1711 г.), Риге (1712 г.) и Петербурге (1714 г.), почтовые отделения в других городах. При этом старая «Ямская почта» не была распущена.

А.А. Венецианова "Почтовый вокзал" (первая половина 19 века)

Целью появления почтовых отделений изначально была доставка не частной корреспонденции, а бумаг «казенного» содержания. Декрет Сената 1712 г гласил: «Пошлите во все провинции указы о том, какие уполномоченные при сенате должны быть определены, а тем уполномоченным действительных дел против указов, посланных из канцелярии правящего сената, о том, что в провинциях и почему не контролируется, через неделю послать сведения обо всем по почте и устроить курьерскую почту во всех губерниях, чтобы те уполномоченные могли во всех делах отвечать перед правящим сенатом. Появление этих контор распространилось на 1740 год. Еще в первой половине 18 века ямщики фактически были подневольными людьми. Для крестьян существовала ямская повинность, пережившая петровскую эпоху, но впоследствии упраздненная. Работа кучера в то время считалась тяжелой, отчасти потому, что возили, как сказали бы сейчас, срочных посланников и высокопоставленных лиц, которые требовали, чтобы их везли как можно быстрее, и часто вели себя грубо. (заметьте тут тетка мема просит "возьми меня мразь") По этой причине ямщики периодически убегали, и если их ловили, их ждали жестокие наказания и иногда увлекательная поездка куда-нибудь в Сибирь.

В 1721 году Петром I была введена должность генерального почтмейстера (генерального почтмейстера). В уездных городах были губернские почтмейстеры, в уездных городах - уездные почтмейстеры. И «Немецкая», и Ямская почта подчинялись генерал-почтмейстеру, которые существовали как параллельные структуры до 1782 г., а уже потом были объединены в одно ведомство. Примечательно, что услуги ямской почты стоили намного дешевле, но и «обслуживание» было намного хуже. Кучера запросто могли потерять корреспонденцию, и никто за это не отвечал. Квитанции отправителям не выдавались. По этой причине в первой половине 18 века сановники предпочитали пользоваться услугами посыльных. В то же время была еще одна трудность: между многими городами не было прямого сообщения. Поэтому для отправки письма из одного района в другой письма сначала отправлялись в Москву, где их получал кто-то из родственников или знакомых, а уже из Москвы отправлялись в нужный город. Чиновники не спешили развивать и расширять почтовые линии. Мотивировали они это в том числе и тем, что это экономически невыгодно. Следует отметить, что доставка почты долгое время была вообще убыточным делом, а большие прибыли она начала приносить только к концу XIX века. Букв было мало, поэтому вложения бы не окупились. Также они традиционно жаловались на нехватку кадров.

Во второй половине 18 века почтовая служба неоднократно реформировалась. Работа разных линий заметно отличалась по скорости. Письмо из Москвы в Смоленск в 1760-е годы могло дойти в течение 3 дней, а в Астрахань - гораздо дольше. Почтальоны появились в 1781 году.

Почтальон в Петербурге, 1795 г

«Каноническая» система почтовых отделений сложилась при Екатерине II к концу 18 века. Многие станции были «бесплатны», т.е переданы частным лицам. Они должны были следить за порядком, обязательно иметь 25 лошадей, а также некоторое количество транспорта, нанимать кучеров (иногда из крепостных, которые платили барину оброк). Начальник станции был государственным служащим. Основной доход был за счет «пробежек» (т е транспортных расходов в зависимости от количества миль), продажи еды и напитков путешественникам и других услуг. Кучера с почтовых станций имели «приоритет» в дороге. Чтобы быть услышанным издалека, были посланы колокола. Частным лицам запрещалось ездить с колокольчиками, поэтому они стали вешать колокольчики, которые звонили тише. И колокольчики, и колокольчики были разного типа, иногда с веселыми надписями. Некоторые были очень дорогими. Чем не современный дорожный «тюнинг». Когда-то пытались ввести почтовый рожок, но на морозе это оказалось непрактичным. Тем не менее, этот рог красуется на эмблеме Почты России. В конце 18 и даже начале 19 вв в провинции письма из губернских городов в уездные иногда доставлялись пешими почтальонами, которым приходилось преодолевать десятки верст. Такой почтальон описан в рассказе Н. С. Лескова «Однодум». В 1781 году почта начала принимать денежные переводы.

В 19 веке развитие почты пошло быстрее. В 1820-е годы в России появились первые дилижансы, значительно ускорившие доставку писем.

В 1824 году почтовое ведомство Российской империи утвердило Почтовый план, в котором уточнялись правила работы почтовых станций, а также правила перевозки пассажиров и почты. Согласно этому документу, почта делилась на три вида: легкую, тяжелую и аварийную. Чрезвычайная ситуация называлась экстрапост. Вот что говорилось в документе:

«Легкая почта отправляется из Петербурга в Москву и из Москвы в Петербург четыре раза в неделю, а по другим путям дважды и по одному разу в каждом направлении. Из этого берутся только отдаленные места в Архангельской губернии и Сибири, куда почта отправляется два или один раз в месяц из-за трудной дороги, а между Охотском и Камчаткой только тогда, когда это удобно.

Тяжелая почта отправляется по главной дороге, где больше сосредоточены тяжелые посылки, например:

1. Из Санкт-Петербурга в Москву и оттуда в Санкт-Петербург два раза в неделю. С этими тяжелыми почтовыми отправлениями письма, деньги и документы также отправляются и перемещаются со скоростью, указанной для легких почтовых отправлений.

Следовательно, письменная корреспонденция и деньги отправляются и принимаются из одной столицы в другую и в города между ними 6 раз в неделю.

2. Из Москвы раз в неделю:

а) Через Владимир, Нижний Новгород, Казань и Пермь до Тобольска.

б) Через Рязань, Тамбов, Царицын в Астрахань и обратно в Москву.

в) Через Тулу, Орел, Курск, Белгород, Харьков, Полтаву, Кременчуг, Елисаветград и Николаев в Одессу.

г) Через Калугу, Болхов, Карачев, Севск, Глухов, Нижний Козелец, Киев, Житомир и Проскуров до Каменец-Подольского

д) Через Смоленск, Оршу, Витебск, Полоцк и Динабург до Риги.

Лишние электронные письма отправляются только в те места, где есть потребность в быстрой связи против обычного хода легкой почты, и сейчас они отправляются.

Дважды в неделю:

а) Между Петербургом и Радзивиловым.

б) Между Санкт-Петербургом и Одессой.

в) Между Одессой и Радзивиловым.

Будний день:

г) между Петербургом и Кронштадтом, для облегчения торговли, летом, пока позволяет сообщение по воде.

д) между Петербургом и Софией и Царским Селом, с 1 мая по 1 ноября.

6. Между Москвой и Нижним Новгородом, который отправляется только во время Нижегородской ярмарки, для облегчения торговли в обе стороны два раза в неделю.

Легкими почтовыми отправлениями пересылаются официальные посылки, специальные письма, деньги в банкнотах и ​​золотых монетах, а также в серебряных, при пересылке в единичной сумме, пересылаются документы и ценные вещи. Эквивалентно легкие пакеты до 10 фунтов.

На тяжелых почтовых отправлениях, казенных посылках и бандеролях, а также особых посылках, золотых и серебряных монетах в значительных количествах и сверх пересылаются на этих почтах между столицами все, что есть на свете.

В городах, между которыми не установлена ​​тяжелая почта, во избежание остановки необходимых отправлений из казенных мест, разрешается принимать и отправлять легкой почтой казенные посылки, несколько превышающие установленный вес, но только тогда, когда по общему количеству переписка, может остаться место для посылок, пусть и не вдруг с почтой, а по возможности с разн.

Сверхпочтой пересылается только легкая корреспонденция, т е.: казенные посылки, особые письма, документы, деньги, ассигнациями, золотые и серебряные монеты, когда последние пересылаются в малых количествах, а также драгоценные вещи».

Почтальон, сфотографированный В. А. Кэрриком, середина 19 века

В 1833 году в Петербурге открылась первая в России внутригородская почта. Она очень быстро доставляла письма. В 1857 году произошло знаменательное событие: появились почтовые марки. Это привело к тому, что люди могли заранее покупать конверты и класть письма в стационарные почтовые ящики, а не ходить на почту.

Главный почтальон

В 19 веке почта развивалась быстрыми темпами. Если в начале XIX века в России было 460 почтовых отделений и около 5000 служащих, то в 1896 г их было уже 33 800. Это отражает изменения в других областях. Строительство дорог, развитие транспорта, переселение населения из деревень в города, рост числа грамотных жителей и т д. До 1860-х гг основную массу почтовых отправлений составляли «служебные» бумаги и рабочие документы, начиная с Преобладали личные письма 1860-х гг. В 1865 г земствам было разрешено иметь собственную почту. Существовали также частные почтовые службы.

В 1897 г насчитывалось: почтовых станций — 4028, в том числе казенных — 2798, бесплатных — 443, на особых условиях — 787; лошадей на станциях - 33 836

С небольшими изменениями почта Российской империи просуществовала до 1917 года.

ПС Товарищи! Так как самое горячее сейчас то, что активно плюсуют комменты (и то не факт), если пост понравился, не жалейте плюсика :)

[mine]История РоссииРоссийская ИмперияLongpost 6 Support Emotions

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Вам письмо. Как доставляли письма до революции.