Введение
Продолжая тему, начатую в первой части, углубимся в детали древнеиндийского законодательства, сосредоточившись на нормах, касающихся брака и преступлений против нравственности. Несмотря на то что предыдущий материал не стал вирусным, обещание есть обещание. Кроме того, интерес @saturn721 к формам брака по Законам Ману дал дополнительный импульс для этого исследования.
Формы брака в Древней Индии
Третья глава Законов Ману детально описывает восемь признаваемых форм брака. Условно их можно разделить на две группы: четыре «правильных» (одобряемых обществом и религией) и четыре «неправильных». Первые, хотя и считались благочестивыми, с современной точки зрения могут показаться довольно скучными и формальными.
Брахма — высшая и самая похвальная форма. Отец добровольно и с почестями отдавал дочь вместе с приданым ученому и добродетельному мужчине, которого сам пригласил, не получая ничего взамен. Этот акт приносил отцу наибольшую духовную заслугу.
Дайва — следующая по значимости форма. Девушку с драгоценностями отдавали жрецу в качестве платы (дакшины) за совершенное жертвоприношение. Эта форма считалась менее ценной, чем брахма, поскольку брак был не бескорыстным даром, а вознаграждением за услугу.
Арша — при этой форме отец невесты получал от жениха одну или две пары коров, но не как выкуп, а как символическую компенсацию, предназначенную исключительно для проведения жертвенных обрядов.
Праджапатья — отец передавал дочь жениху с пониманием, что они вместе будут выполнять гражданские и религиозные обязанности. Название этой формы отсылает к долгу перед Праджапати (бог-творец) — рождению детей.
Если «правильные» формы брака были строго регламентированы и ритуализированы, то «неправильные» отражали более живые, а иногда и драматичные стороны жизни.
1) Асура — брак, при котором жених добровольно давал выкуп родственникам и невесте. Законодатель прямо называл эту форму «несовместимой с дхармой» (моральным законом), фактически запрещая прямую продажу невесты.
2) Пайшача — наихудший вид брака, когда мужчина тайно овладевал женщиной, которая была спящей, пьяной или безумной. Это рассматривалось как грубое насилие.

Суровые последствия секса с пьяной по меркам древнеиндийского законодателя.
Для касты кшатриев (воинов и светской знати) допускались, но не поощрялись еще два вида союзов:
1) Гандхарва — добровольный союз девушки и юноши, основанный исключительно на взаимном влечении и страсти. Законодатель, таким образом, признавал силу молодых гормонов.
2) Ракшаса — похищение кричащей и плачущей девушки из дома с применением силы, что часто сопровождалось убийством и разрушениями. Эта форма перекликается с известными горскими обычаями.

Похищение невесты в древней Индии, художественная реконструкция.
Преступления против чести и достоинства
Восьмая глава Законов Ману содержит обширный перечень преступлений на сексуальной почве и соответствующих наказаний. Вот некоторые ключевые моменты:
1) Широкое понятие прелюбодеяния. Под него подпадали не только физические связи, но и множество внешне невинных действий, которые считались первыми шагами к греху. К ним относились:
— Разговор с чужой женой в уединенных местах (у водоема, в лесу).
— Флирт, прикосновения к украшениям или одежде, совместное сидение на ложе.
— Любые прикосновения «в неположенном месте» по обоюдному согласию.
2) Важность согласия. Законодатель проводил четкую грань: насильственное осквернение девушки каралось телесным наказанием, а связь по взаимному согласию (если партнеры были равны по социальному статусу) — нет.
3) Влияние кастовой системы. Наказание напрямую зависело от варны (сословия) виновного и потерпевшей. Например, девушка из низшей касты, вступившая в связь с мужчиной из высшей, не наказывалась, а вот если ситуация была обратной — ее могли заключить под стражу.
4) Наказания для мужчин также варьировались: от штрафов и отсечения пальцев для простолюдинов до более мягких санкций для знати. Интересно, что кшатрию за связь с неохраняемой женщиной-вайшьей могли предложить на выбор: уплатить штраф или… побрить голову мочой.
5) Отношение к ЛГБТ-связям. Законы Ману не обошли стороной и однополые отношения. За осквернение девушкой другой девушки полагался крупный штраф и телесное наказание. Женщину, развратившую девушку, ждало публичное унижение: бритье головы, отсечение пальцев и позорное шествие на осле.
6) Наказание для высокомерных. Женщина, изменившая мужу, надеясь на могущество своих родственников, могла быть подвергнута жестокой казни — ее травили собаками на людном месте.
7) Равенство перед законом? Формально законы были суровы ко всем: мужчину, изменившего жене, могли сжечь на раскаленной железной кровати. Однако на практике кастовые привилегии работали: за одно и то же преступление брахмана могли лишь обрить голову, а шудру — казнить.
Воображение законодателя: наказания и искупления
Одиннадцатая глава поражает богатством фантазии древних юристов в части наказаний и обрядов искупления (прайяшчитта).
1) Физиогномика греха. Считалось, что преступления накладывают отпечаток на внешность, что помогает выявить преступника. Например:
— Вор золота приобретал болезни ногтей.
— Пьяница — черные зубы.
— Клеветник — зловонное дыхание.
— Вор пищи страдал от несварения.
2) Величайшие грехи. К ним относились убийство брахмана, пьянство, воровство и, что важно для нашей темы, прелюбодеяние с женой гуру (духовного учителя). Инцест также приравнивался к этому тяжкому преступлению.
3) Способы искупления за тяжкие грехи были поистине экстремальны:
— Лечь на раскаленное железное ложе или обнять раскаленную железную статую женщины до смерти.
— Отрезать половые органы и, держа их в руках, идти на северо-запад, пока не последует смерть.
— Совершить суровую аскезу (криччху) в лесу в течение года, нося власяницу и отрастив бороду.

Суровая правда жизни по законам Ману: искупление грехов требовало железной воли.
4) Виды аскезы (криччхи) были разнообразны и изощренны:
— Сантапана: употребление смеси коровьей мочи, навоза, молока, простокваши, масла и воды с последующим голоданием.
— Атикриччхра: трехдневные циклы питания горстями пищи и трехдневные голодовки.
— Таптакриччхра: трехдневные циклы питья горячей воды, молока, вдыхания пара и омовений.
— Парана: двенадцатидневный полный пост, считавшийся очищающим от всех грехов.
5) Специфические наказания за бытовые проступки:
— Пьянице предписывалось выпить кипящий хмельной напиток или отвар из коровьей мочи до смерти.
— Убийца коровы должен был месяц жить в коровнике, питаясь ячменным отваром, а затем два месяца следовать за стадом, глотая пыль из-под копыт, и служить коровам по ночам.
— Проглотивший экскременты определенных животных (осла, верблюда, вороны и др.) обязан был совершить лунное очищение.
Заключение
Законы Ману — это уникальный памятник древней правовой мысли, поражающий своей детализацией и стремлением урегулировать практически все сферы жизни, от высоких брачных обрядов до бытовых гигиенических норм. В рамках этого обзора мы лишь прикоснулись к нормам, касающимся положения женщины, брака и сексуальных отношений. Однако этот свод законов дает гораздо более широкую картину социального устройства, религиозных представлений и юридической фантазии древнеиндийского общества, оставаясь одним из самых полных и систематизированных источников своего времени.
[mine]Женщины Брак (брак) Предательство Древний мир Закон Индии История (наука) Лонгпост 4 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Женщина - друг человека, или о чем говорили Древнеиндийские законодатели. Ч. 2.