Череда загадочных, так непохожих на себя, но тем не менее связанных друг с другом убийств, встряхнула в 30-е годы Европу до такой степени, что элита едва могла спать, переживая за собственные жизни

Серия таинственных убийств, столь непохожих друг на друга, но связанных друг с другом, потрясла Европу 30-х годов до такой степени, что элита едва могла спать и беспокоилась за собственную жизнь.


Догадки были одна удивительнее другой, и никто не знал, кто стоит за виртуозными казнями. Эти убийства были окутаны пеленой домыслов, но правда заключалась в следующем: таинственные расстрелы были организованы одним человеком, как сейчас сказали бы, «суперагентом Сталина». Кем он был и какова его судьба?

Игнатий Рейсс и его слабость

Идет 17 июля 1937 года, и одна из французских газет публикует грандиозное письмо бывшего советского разведчика Игнатия Рейсса, полное смелых заявлений.

Предатель жестко критиковал политику вождя, обвинял его во всех мыслимых и немыслимых грехах, всячески оскорблял его. Конечно, такая наглость Сталину не сошла с рук, поэтому он поручил разобраться с предателем Родины своему доверенному лицу.

Игнатиус Рейсс

За дело взялся неприметный мужчина невысокого роста и незапоминающихся черт лица. Его звали Сергей Шпигельглас, и именно он тайно делал всю грязную работу под псевдонимом «Дуглас».

Во время так называемого «сталинского террора» Шпигельгласу приписывали различные достижения «буквальных операций». Это кодовое название означало устранение всех предателей, перебежчиков и других лиц, не годных для государства.

Максимально профессионально выполнял задания «Дугласа». Дело всегда велось таким образом, чтобы к нему был минимум свидетелей и улик. Он подробно изучил жертву и, исходя из ее привычек и слабостей, подготовил ловушку. По сути, это был советский Джеймс Бонд с «невыполнимой миссией» от самого товарища Сталина.

Дуглас простой видный советский гражданин

Шпигельглас сразу понял, с кем он хочет иметь дело, ибо сам Рейс был одним из тех трудных, хитрых людей. Бывший разведчик знал, что ему грозит опасность, и поэтому скрылся с близкими в Швейцарии.

Однако Шпигельглас, собрав досье на свою жертву, обнаружил, что Рейс неравнодушен к красивым женщинам.

С помощью немецкого коммуниста Шпигельглас устроил Рейсу ловушку в одном из ресторанов. Когда перебежчика выманили на улицу, его тут же связали и увезли.

Ликвидация «Жулика» Георгия Агабекова

Еще одно непростое дело — устранение Георгия Агабекова по кличке «Мошенник». После бегства в 1930 году он опубликовал книгу на английском языке, в которой разоблачил более сотни советских агентов, скрывавшихся в Иране и других странах Ближнего Востока.

Сталин не мог оставить это предательство, которое, кроме всего прочего, еще и охладило отношения между Советским Союзом и Ираном, поэтому он обратился к своему помощнику Сергею Шпигельгласу. Собрав дело на новую жертву, Шпигельглас сразу узнал, что Агабекову свойственны жадность и склонность к рискованным действиям, если они его обогатили.

К тому же в то время он очень нуждался в деньгах. Предатель считал, что Запад его ждал и хотел ему помочь, но он был никому не нужен.

Затем Шпигельглас приступил к осуществлению задуманного. Через надежных людей Агабекову предложили перепродать украденные в Испании ценности.

Обратите внимание: Из-за чего срок жизни танка в бою именно 2-3 минуты?.

Когда он согласился выполнить эту работу, спецгруппа НКВД ликвидировала его.

Устранение Евгения Коновальца

Евгения Коновальца обвиняли в том, что он воевал с красноармейцами своих Сечевых стрельцов, кроме того, он организовал группу украинских националистов из ОУН. Считается, что на него равнялись Бандера и Шухевич.

Чтобы устранить такого противника, Шпигельгласу пришлось включить всю силу своего воображения. Ему удалось внедрить мужа в ближайшее окружение Коновальца. Собрав необходимые сведения, НКВД выяснило, что Коновалец любит шоколад.

Смерть исполнением желания показалась Шпигельгласу интересной, и в одном из ресторанов Роттердама ему вручили взрывное устройство, замаскированное под коробку конфет.

Сильно ударить

Похищение Евгения Миллера

Особой популярностью среди белоэмигрантов пользовался генерал Евгений Миллер. Для решения «проблемы» с СССР Шпигельглас завербовал генерала Скоблина, которому доверяли и белоэмигранты. Под видом тайной встречи с германскими агентами Скоблин заманил Миллера в ловушку, в результате чего генерал был вывезен из страны, а затем расстрелян в подвале внутренней тюрьмы НКВД.

Был ли это «красный террор», как говорят на Западе, или необходимость выживания страны? Скорее второе - Сталин знал, что скоро начнется большая война с Западом, и у страны был только один шанс победить в ней - за несколько лет покрыть накопившееся за десятилетия отставание. И все враги народа должны быть уничтожены.

Представьте себе последствия, если высокопоставленный разведчик или генерал с кучей секретной информации не просто уйдет со службы, а начнет работать на врага (а у перебежчиков не было выбора, они просто не смогут отсидеться на западе, мы можем видеть это сегодня).

Вот и выходит, что выход один. В противном случае войну за выживание невозможно выиграть.

Судьба Сергея Шпигельгласа

А что случилось с самим секретным агентом? Он действительно вышел на пенсию и жил долго и счастливо, как нам показывают в американских фильмах?

Разумеется, такая незаурядная личность не могла пользоваться абсолютным доверием в собственной стране. После отравления Абрама Слуцкого Шпигельгласа в 1938 году поставили во главе НКВД, но он не смог построить карьеру.

Не проработав и года, из-за внутренних интриг и зависти был обвинен в измене Родине и 29 января 1941 года расстрелян. Так быстро убрали гениального разведчика, шпиона, как сказали бы сейчас - суперагента. Много лет спустя о его случае сообщили, и Шпигельглас был реабилитирован.

Это история нашей страны. И этого нечего стыдиться. Мы должны это знать и помнить, какой ценой мы одержали победу.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Череда загадочных, так непохожих на себя, но тем не менее связанных друг с другом убийств, встряхнула в 30-е годы Европу до такой степени, что элита едва могла спать, переживая за собственные жизни.