Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 15. Не сбавляя набранных темпов. Часть 1

После того, как в первой декаде апреля 1941 г. в Харькове на заводе № 183 макетная комиссия под председательством военинженера 1 ранга С.А. Афонина рассмотрела технический проект танка Т-34М, коллектив КБ-520 завода № 183 незамедлительно приступил к разработке чертежей для изготовления опытных образцов этой боевой машины с учетом полученных замечаний и предложений. Причем для изготовления опытных образцов за основу был взят вариант танка Т-34М с усиленной броневой защитой, так называемый вариант «Б», с увеличенной до 60 мм толщиной основных броневых деталей корпуса и башни. Таким образом, начиная с середины апреля 1941 г. основные усилия КБ-520 были направлены на доработку и изготовление рабочих чертежей опытного образца танка Т-34М.

Коллектив опытного цеха «540» отдела «500» в апреле 1941 г. также продолжил работы по повышению боевых и эксплуатационных качеств танка Т-34, проводимые заводом в рамках большой и малой модернизации «тридцатьчетверки». В частности, в цехе «540» были продолжены испытания опытных центробежных вентиляторов системы охлаждения дизеля В-2-34. Как следует из сводки по опытным работам, составленной своему руководству военным представителем ГАБТУ КА на заводе № 183 военинженером 3 ранга Г.А. Алексеевым, два из трех вариантов опытных вентиляторов показали положительные результаты:

«В Апреле мес. продолжалось, начатое в Марте испытание 3-х вариантов вентиляторов:
I-й вариант: Вентилятор со специальными распорками вместо подлопатников, изготовлен из стали СТ-60Г вместо стали 30ХМА с толщиной лопаток в 3 мм вместо 2,5 мм. Машина с таким вентилятором прошла 2980 клм. За время испытаний вентилятор никаких поломок и дефектов не имел.
II вариант: Вентилятор с двумя подлопатниками и с кольцом на ободе по типу вентилятора А-7М. Большой подлопатник поставлен больших размеров, чем на серийных. Толщина лопаток и подлопатников 3 мм, вместо 2,5 мм. Материал [сталь марки] 60Г вместо [стали марки] 30ХМА. Машина с таким вентилятором прошла 2874 клм. За время испытания вентилятор никаких дефектов и поломок не имел.
III вариант: Вентилятор посажен на маховик фрикционно. Машина с таким вентилятором прошла 1900 клм, после чего вентилятор с машины снят т.к. поломались пальцы нажимных пружин. После устранения дефектов этот вентилятор будет испытываться в Мае мес.
Заключение по первым двум вариантам оформляется и будет Вам выслано в первых числах Мая мес.».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 348]

Кроме этого в апреле 1941 г. опытным цехом «540» был проведен большой объем работ по испытанию различных деталей танка Т-34, изготовленных из материалов-заменителей – деталей ходовой части, шестерен коробки передач и бортовых редукторов и др. В дальнейшем выдержавшие испытания детали из материалов-заменителей предполагалось ввести в серийное производство, так, например, относительно дорогостоящие латунные втулки осей балансиров планировалось изготовлять из значительно менее дорогого чугуна марки Сч 32ХН. Внедрение в серийное производство материалов-заменителей было необходимо прежде всего для экономии наиболее дефицитных, в том числе и импортных, материалов, а также для уменьшения себестоимости танка Т-34 без снижения его качеств.

Не прекращались в отделе «500» и опытно-конструкторские работы по усовершенствованию смотровых приборов механика-водителя танка Т-34. Напомним, что 1 апреля 1941 г. руководство завода № 183 направило в ГАБТУ КА письмо № СО1872 в котором просило утвердить на серийное производство разработанную заводом опытную литую крышку люка механика-водителя (изготовленную по сборочному чертежу 34.29.167сб) с новыми смотровыми приборами. Для принятия окончательного решения по этому вопросу руководство ГАБТУ КА посчитало необходимым еще раз проверить опытный образец литой крышки люка на прочность. Для этого одна крышка люка в сборе с броневыми створками была доставлена на Мариупольский завод им. Ильича, где 18 апреля 1941 г. в рамках полигонных испытаний двух корпусов и башен танков Т-34 была подвергнута снарядному обстрелу (о полигонных испытаниях обстрелом двух корпусов и башен танка Т-34 было подробно рассказано в главе 13). По итогам обстрела крышки люка комиссия сделала следующие выводы:

«Люк водителя, как старой конструкции [серийный], так и литой – новой конструкции [изготовленный по чертежу 34.29.167сб.], для защиты против 76 мм снарядов ненадежен. Люк старой конструкции срывается с петли, имеет ненадежную конструкцию смотровых приборов.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Люк новый (литой) имеет следующие недостатки:

а) Броня неравнпрочна броне носа, 76 мм снарядом была пробита.
б) Петли люка, на которых крепятся створки смотровых приборов срезаются при попадании 45 мм снарядами в створки. Замена створки после этого делается невозможной, необходимо менять весь люк.
Эти недостатки должны быть устранены».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 332. Л. 81]

Еще не зная результатов обстрела крышки люка механика-водителя и выводов, сделанных комиссией, главный инженер завода № 183 С.Н. Махонин 20 апреля 1941 г. отправил в ГАБТУ КА письмо № СО2298 следующего содержания:

«Новый люк водителя, по чертежу 34.36.167сб и 34.29.1051 с блоком «триплекс», вводимый на серию Т-34 при модернизации, был запроектирован и испытан с запасным смотровым прибором, представляющим собой рамку с двумя зеркалами и двумя защитными стеклами, которая может устанавливаться вместо триплекса в специальной шахте люка.
Ездовыми испытаниями установлено, что при замене триплекса вышеуказанной рамкой, благодаря большой перископичности, большому мертвому пространству и значительным светопотерям, вождение машины весьма затруднительно. Поэтому считаем, что запасные приборы устанавливать нецелесообразно, тем более, что для них нужно заказывать специальные защитные стекла триплекс, толщиной 6 мм, несколько необычной конструкции. Очевидно, что при размещении заказа на стеклоизготовляющих заводах, встретятся значительные трудности. Кроме того, при сбивании верхней крышечки шахты, гнездо триплекса оказывается открытым, чем нарушается защита экипажа.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем отменить запасные приборы, как не обеспечивающие достаточного качества наблюдения и требующие специальных, еще неосвоенных промышленностью стекол.
При обсуждении этого вопроса с представителями БТУ КА военинженером 1 ранга т. АФОНИНЫМ и подполковником ПАНОВЫМ они с нашим мнением согласились.
Просим подтвердить Ваше согласие на введение нового люка без запасных смотровых рамок с зеркалами».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 47. Л. 264]

Необходимо отметить, что к моменту написания этого письма заводом № 183 была разработана конструкция нового перископического смотрового прибора для танка Т-34 (сборочный чертеж 34.36.58сб.), представлявшего собой зеркальную призму, изготовленную из оптического стекла и установленную в металлическую обойму. По состоянию на 20 апреля 1941 г. в отделе «500» были начаты испытания этих приборов, давшие положительные предварительные результаты. Для установки призматических смотровых приборов в танке Т-34 в КБ-520 были разработаны и сданы в производство чертежи новой опытной литой крышки люка механика-водителя (деталь 34.29.1161А) с двумя броневыми створками (детали 34.29.1162 и 34.29.1163). После изготовления крышка люка в сборе с броневыми створками должна была быть подвергнута испытаниям снарядным обстрелом.

Для срочного решения вопроса о выборе производственной базы для серийного изготовления зеркальных призм заместитель народного комиссара среднего машиностроения С.А. Акопов 26 апреля 1941 г. в письме № 230/ог напрямую обратился к председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилову:

«Во исполнение указания об улучшении смотровых приборов танка Т-34, заводом 183 разработана и проверена новая конструкция смотровых приборов с применением зеркальных призм.
В течение 2-х месяцев мы вели переговоры с Наркоматом Строительных Материалов (Главтехстекло), с Наркоматом Легкой Промышленности (Главстекло) и Наркоматом Вооружения (2-й Главк) о размещении заказа на изготовление данных призм, причем перечисленные Наркоматы в изготовлении указанных призм нам отказали, обосновывая свой отказ отсутствием свободных мощностей и необходимого оборудования.
Предварительное ознакомление с производственными возможностями заводов стекольной промышленности говорит о полной возможности изготовления данных деталей на заводах 2-го Главного Управления Наркомата Вооружения.
Прошу Вашего срочного указания о размещении данного заказа».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 322. Л. 107]
Чертеж зеркальной призмы смотрового прибора механика-водителя танка Т-34 (деталь 34.36.292)

Забегая вперед скажем, что вопрос о серийном производстве зеркальных призм для смотровых приборов был решен совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1216-502 «О производстве танков Т-34 в 1941 г.», о принятии которого будет подробно рассказано в следующей главе. Здесь же отметим, что руководство БТУ ГАБТУ КА, не дожидаясь результатов испытания новой опытной крышки люка механика-водителя с призматическими смотровыми приборами, 30 апреля 1941 г. временно утвердило на серийное производство чертежи литой крышки люка, изготовленной по сборочному чертежу 34.36.167сб. Об этом решении начальник БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга Б.М. Коробков уведомил заместителя народного комиссара среднего машиностроения А.А. Горегляда, директора завода № 183 Ю.Е. Максарева и районного инженера ГАБТУ КА на заводе № 183 Д.М. Козырева письмом № 145809с.

Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #танки ссср #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #танки второй мировой

Источник - https://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-15-ne-sbavlyaya-nabrannyh-tempov/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 15. Не сбавляя набранных темпов. Часть 1.