Процесс подготовки к серийному выпуску танка Т-34 столкнулся с серьёзными организационными и техническими трудностями. Представитель завода № 183 М.И. Таршинов не согласился с некоторыми пунктами протокола, из-за чего вопрос об изменении конструкции ряда броневых деталей остался нерешённым. Такая ситуация не устраивала Мариупольский завод, который в письме от 9 марта 1940 года выразил обеспокоенность главному инженеру В.С. Ниценко. В письме указывалось, что вместо упрощения деталей для опытной партии корпусов, их конструкция, наоборот, усложнилась, а также увеличилось количество деталей, требующих штамповки на мощном прессе.
Оперативные решения и упрощение бюрократии
Параллельно с войсковыми испытаниями опытных танков А-34, конструкторское бюро завода № 183 (КБ-520) активно работало над устранением выявленных недостатков. Для ускорения процесса 11 марта 1940 года было проведено техническое совещание с участием М.И. Кошкина, А.А. Морозова, Н.А. Кучеренко и представителя армии майора И.Г. Панова. На нём был упрощён порядок оформления документации: изменения, не влияющие на прочность и взаимозаменяемость деталей, разрешалось вносить без предварительного согласования с военным представителем.
Гонка против времени
Параллельный метод работы (испытания и подготовка к серии одновременно) был вынужденной мерой в условиях надвигающейся войны. Однако он требовал высочайшей самоотдачи и слаженности от всех участников. К середине марта 1940 года отставание от графика выпуска установочной партии из 10 танков составляло уже около трёх недель. Военный представитель Д.М. Козырев в своей сводке отмечал задержки с выпуском чертежей, особенно корпусной группы, что сдерживало работу по другим узлам. Не хватало материалов, что тормозило работу цехов.
Решающие испытания в Москве и политическая поддержка
Ситуация начала меняться после прибытия танков А-34 в Москву. 24 марта 1940 года на полигоне в Кубинке один из танков был подвергнут обстрелу из 37-мм и 45-мм орудий с близкой дистанции. Броня выдержала попадания, а танк сохранил ход. Положительный отчёт начальника автобронетанкового управления Д.Г. Павлова народному комиссару обороны К.Е. Ворошилову сыграл ключевую роль. 30 марта танки были показаны высшему руководству страны, включая И.В. Сталина, в Кремле.
Официальный старт серийного производства
Уже на следующий день, 31 марта, было принято историческое решение рекомендовать Т-34 для немедленной постановки на производство. Одновременно были даны указания по увеличению внутреннего пространства башни для более удобной работы экипажа. Для ускорения процесса 29 марта был издан совместный приказ, предписывавший заводу № 183 начинать серийное производство, не дожидаясь окончания всех испытаний.
Трудности на местах
Несмотря на политическую поддержку, в Харькове практические проблемы никуда не делись. К концу марта сохранялось серьёзное отставание от графика выпуска установочной партии. Главной проблемой оставалась незавершённость согласования чертежей броневых деталей с Мариупольским заводом. Ситуацию усугубляла огромная нагрузка на завод № 183, который параллельно должен был выпускать сотни танков БТ-7М и огромное количество запчастей.
Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 4.