Харьковские «тридцатьчетверки»: Испытания, производственные планы и доработка чертежей для установочной партии

В начале 1940 года, помимо работ над новым танком, завод № 183 выполнял и другие важные государственные заказы. С АБТУ РККА был заключен договор на ремонт шести тяжелых танков Т-35 и производство для них запасных частей. Кроме того, завод обязался поставить 72 танка БТ-7М для НКВД и Военно-морского флота. Эти контракты определяли основную производственную нагрузку предприятия в первом квартале года.

Результаты работы за первые три месяца 1940 года были впечатляющими. Завод № 183 не только изготовил 350 линейных танков БТ-7М, но и произвел огромное количество запасных частей для танков БТ-5, БТ-7 и Т-35 на сумму в несколько миллионов рублей. Также были выпущены сотни главных фрикционов и десятки коробок передач, что поддерживало боеспособность существующего танкового парка.

Продолжение испытаний и давление сроков

С началом второго квартала возобновились прерванные показом в Кремле войсковые испытания опытных танков А-34 (будущих Т-34). В начале апреля машины отправились в пробег из Москвы в Харьков. В это же время руководство Главспецмаша, понимая критическую важность скорейшего запуска Т-34 в серию, направило начальнику АБТУ РККА Д.Г. Павлову настоятельное письмо с просьбой ускорить предоставление заключения испытательной комиссии.

«Для запуска в серийное производство машины Т-34 в 1940 году необходимо срочно получить заключение войсковой комиссии по результатам испытания машины. Задержка заключения оттягивает сроки спуска чертежей для разработки технологии и запуска в производство машины... Просим Вас дать указание комиссии о немедленной даче заключения по машине».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1181. Л. 77]

Реакция Д.Г. Павлова была решительной и масштабной. Он наложил резолюцию, предписывающую немедленно начать серийное производство и выпустить в 1940 году не менее 450 танков Т-34. Эта цифра более чем вдвое превышала действовавшее на тот момент плановое задание для завода № 183, что отражало растущие амбиции военного руководства по перевооружению армии.

В ответе АБТУ РККА объяснялось, что задержка с заключением вызвана не работой комиссии, а отзывом танков в Москву для показа. Окончательные результаты испытаний, включавшие динамические испытания, проверку на преодоление препятствий и даже тест на обливание горючей жидкостью, планировалось предоставить к середине апреля. Важно отметить, что в это тяжелое время, из-за болезни главного конструктора Михаила Кошкина, его обязанности временно исполнял Александр Морозов, под чьим руководством и завершался этот ответственный этап.

Техническое согласование в Мариуполе

Параллельно с испытаниями шла напряженная работа по подготовке документации для серийного производства. Ключевым событием стало расширенное техническое совещание 7 апреля 1940 года на Мариупольском заводе им. Ильича, где должны были изготавливаться броневые корпуса и башни. На встрече присутствовали высокопоставленные представители Госплана, наркоматов, а также конструкторы завода № 183 и технологи Мариупольского завода.

Целью было согласование чертежей броневых деталей, которые ранее мариупольские технологи сочли слишком сложными для производства. Конструкторам пришлось пойти на ряд изменений, упрощавших изготовление без критичного ущерба для конструкции.

Чертеж листа носа (деталь 34.29.876)

Наиболее значительной доработке подвергся носовой лист корпуса. Вместо одной сложной детали его решили делать из двух отдельных элементов: собственно листа носа и верхней части с выштамповкой для головы механика-водителя. Эти части сваривались встык и усиливались внутренними планками. После успешных испытаний обстрелом в мае такое решение было одобрено для серии.

Аналогично была упрощена и крыша моторного отделения, которую теперь предстояло собирать из трех более простых в производстве листов. Все принятые изменения и увеличенные допуски на размеры для первой, установочной партии, были зафиксированы в протоколе совещания.

Чертежи броневых деталей танка Т-34 установочной партии: лист крыши над мотором (деталь 34.29.849) Чертежи броневых деталей танка Т-34 установочной партии: правый лист крыши над мотором (деталь 34.29.850) Чертежи броневых деталей танка Т-34 установочной партии: правый колпак над продольными жалюзи (деталь 34.29.052)

Таким образом, конструкторско-технологические противоречия были сняты, и Мариупольский завод получил возможность приступить к изготовлению десяти комплектов брони для первой установочной партии легендарных «тридцатьчетверок». Это был важный шаг на пути от опытных образцов к массовому производству.

Проекции корпуса танки Т-34 установочной партии (чертил И.Г. Желтов)

Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой #средний танк

#танки #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 5.