На фото: Мотоцикл на исторической реконструкции.
Здравствуйте! Любители отечественного кино наверняка замечали, что в фильмах о Великой Отечественной войне немецкие мотоциклисты часто разъезжают на технике, удивительно похожей на советские «Уралы». Это не совпадение и не ошибка реквизиторов. Для съёмок действительно часто использовались мотоциклы «Урал», которым для превращения в «немецкую» технику достаточно было заменить фонари и перекрасить в соответствующий камуфляж. В этой статье мы подробно разберём увлекательную историю создания легендарного советского мотоцикла и выясним, почему его дизайн уходит корнями в конструкторские бюро нацистской Германии.
Прямой предок: от BMW-R71 к М-72
На фото: Советский армейский мотоцикл М-72 с пулемётом ДП-27 в коляске.
Знаменитый тяжёлый мотоцикл М-72 с характерным оппозитным двигателем был практически точной копией немецкого BMW-R71. Этот мотоцикл выпускался в Германии с 1938 по 1941 год и массово использовался вермахтом в первые годы Второй мировой войны. Советскому Союзу срочно требовался собственный, не уступающий по характеристикам, армейский мотоцикл. Работы по его созданию возглавил инженер Сердюков, который ранее проходил длительную стажировку на заводе BMW. В начале 1940 года под его руководством в Москве, на заводе «Искра», было создано специальное конструкторское бюро.
На фото: Немецкий прототип — мотоцикл BMW-R71.
Для изучения и копирования технологии советские представители тайно приобрели пять единиц BMW-R71 через нейтральную Швецию.
Обратите внимание: Почему НАТО захотели свой Т-80БВМ.
Конструкция немецкого мотоцикла была тщательно скопирована, и уже в 1941 году началось производство советского аналога под индексом М-72. Изначально выпуск был налажен в Москве, но с началом Великой Отечественной войны и эвакуацией промышленности оборудование и специалисты были перевезены в город Ирбит. Именно Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) впоследствии стал главным производителем этих машин.Боевой путь и послевоенная судьба
На фото: Мотоциклисты Красной Армии на М-72.
Мотоциклы М-72, как и их немецкие «братья», активно использовались на фронтах Второй мировой. Они выполняли роль разведки и связи, а оснащённые пулемётами коляски применялись для огневой поддержки и манёвренных действий в оперативной глубине. Мотоциклетные части РККА доказали свою эффективность и просуществовали до конца войны. Производство базовой модели М-72 продолжалось вплоть до 1960 года, а с 1955 года мотоциклы стали доступны и гражданскому населению.
Рождение легенды: от М-72 к «Уралу»
На фото: Мотоцикл М-62 — первая модель, получившая имя «Урал».
С 1950 года началась модернизация мотоцикла. Появились новые версии: одиночный М-52, М-61 с коляской, а в 1960 году — модель М-62. Именно она первой официально получила легендарное название «Урал». Все последующие модификации, выпускавшиеся на Ирбитском заводе, наследовали это имя. Параллельно, с 1967 года, Киевский мотоциклетный завод (КМЗ) начал выпуск другой ветви развития — мотоцикла «Днепр», который отличался такими инновациями, как привод на колесо коляски и задняя передача.
На фото: Современный «Урал» популярен и за пределами России.
Таким образом, мотоциклы «Урал» и «Днепр», ведущие свою родословную от немецкого BMW-R71, стали неотъемлемой частью советской и российской истории. Их узнаваемый дизайн и надёжная конструкция обеспечили им популярность не только на родине, но и среди ценителей ретро-техники по всему миру.
Если вас интересует история необычной советской военной техники, рекомендуем прочитать материал о плавающем транспортере ТПК для десантников, который изначально оснащался мотоциклетным двигателем: ЛуАЗ ТПК для ВДВ (ссылка в оригинальном тексте).
#оружие #танки #мотоциклы #вторая мировая война #ссср #великая отечественная война #техника #история
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Почему мотоцикл Урал похож на немецкий мотоцикл Второй мировой, история м-72.