«Дойные коровы» Кригсмарине: подводные танкеры-снабженцы Второй мировой

Начало операции «Барабанный бой»

После вступления США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года немецкое командование отменило прежние ограничения для своих подводных сил. Была запущена операция «Paukenschlag» («Барабанный бой»), в рамках которой группа из пяти океанских подлодок отправилась к восточному побережью США, где противолодочная оборона была ещё слаба. Хотя позже количество лодок в этом районе увеличилось, их редко было больше десятка одновременно. Главной задачей было не столько нападение, сколько перехват и уничтожение танкеров, перевозивших нефть с юга США на промышленный северо-восток, что должно было подорвать топливную безопасность Америки.

Проблемы дальних походов

Для действий в Западной Атлантике использовались крупные подлодки серии IX с увеличенным запасом топлива. Они несли мощное вооружение: 22 торпеды и 105-мм палубное орудие для атаки безоружных судов. Однако основной проблемой стала логистика. Значительная часть драгоценного топлива и ресурсов расходовалась не на боевое патрулирование, а на долгий переход из баз в Европе к месту операции и обратно. Фактическое время нахождения в районе атак редко превышало три недели, что резко снижало эффективность.

На фото — диорама, наглядно показывающая сложности таких дальних экспедиций.

Экипажи шли на крайние меры для экономии топлива и увеличения автономности. В шторм лодки уходили под воду, где двигались медленнее, но расходовали меньше горючего. Цистерны для питьевой воды часто заполняли топливом, а от личных вещей и предметов комфорта отказывались в пользу дополнительных запчастей и припасов. Жизнь на борту превращалась в испытание: проходы были завалены ящиками с провизией, а спать приходилось прямо на них. Некоторые капитаны, стремясь взять максимум, нарушали нормы безопасности, что вынуждало командование издавать специальные запретительные приказы.

Рождение идеи подводного танкера

Для решения проблемы логистики немецкое командование инициировало создание специализированных судов снабжения — подводных танкеров. Ими стали лодки типа XIV, прозванные «Milchkühe» («Дойные коровы»). Это была глубокая модернизация океанских лодок серии IX, лишённая торпедного вооружения, но превращённая в плавучий склад.

Технические характеристики и возможности

«Дойная корова» имела водоизмещение около 1900 тонн в подводном положении и могла принять до 700 тонн топлива. Этого хватало, чтобы заправить 12 средних лодок типа VII или 5 больших лодок типа IX, продлевая их боевое дежурство в Карибском море или у мыса Доброй Надежды в среднем на две недели. Кроме топлива, танкер перевозил моторное масло, четыре запасные торпеды, свежие продукты (на борту даже была пекарня), а также имел лазарет и камеру для военнопленных. Для самообороны устанавливались зенитные орудия калибра 20 мм и 37 мм.

Первый подводный танкер U-459 выходит в море.

Обратите внимание: Фрэнк Тинсли. Почему бы нам не построить… подводные танки.

Опасная служба снабжения

«Дойные коровы» действовали в центральной Атлантике, назначая рандеву боевым лодкам. Процесс дозаправки был долгим и рискованным, занимая несколько часов, в течение которых обе лодки были уязвимы. Грузы переправляли с помощью надувных лодок и кранов, но в условиях шторма работу часто приходилось вести вручную через люки. Иногда из-за непогоды у танкера скапливалось несколько «клиентов», создавая опасную концентрацию целей. В случае воздушной атаки неповоротливый танкер уходил под воду первым, а боевые лодки прикрывали его, оставаясь на поверхности.

Танкер U-462 встречается с группой боевых подлодок в Северной Атлантике, 6 сентября 1942 года.

Танкер U-118 под атакой самолётов с американского эскортного авианосца «Боуг».

Влияние на войну и конец «коров»

Первая успешная дозаправка состоялась 22 апреля 1942 года, когда U-459 передал топливо U-108. Вскоре эффективность «коров» стала очевидной: только с апреля по июнь 1942 года три танкера обеспечили 37 боевых лодок, что привело к резкому росту потопленного тоннажа союзников в Карибском море. Однако именно успех сделал их приоритетными целями. Взлом немецких шифров «Энигмы» позволил союзникам узнавать о местах встреч. Усиление противолодочной обороны и новые технологии обнаружения привели к тому, что к 1943 году большинство подводных танкеров были уничтожены. Из десяти построенных «Дойных коров» ни одна не пережила войну, а потери среди их экипажей были огромны.

Танкер U-459 в походе — символ инновационной, но обречённой логистической системы Кригсмарине.

#Военная техника #Военная история #Военно-морской флот Германии #Вторая мировая война #Подводные лодки #Военная логистика #Длиннопост

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: «Дойные коровы». Подводные танкеры Кригсмарине.