Рождение Д-30. Часть 3. 122-мм гаубица Д-30 (2А18)

Автор: Алексей Борзенков.

М-30 от НОАУ

Ну что ж, наше развитие легкой гаубицы достигло своего пика — легендарной Д-30. Это один из самых активных участников войн на постсоветском пространстве, а его лафет легко выделяется среди других буксируемых артиллерийских орудий. Это была единственная гаубица, состоявшая на вооружении воздушно-десантных войск до образования СВО. Он также стал рабочим столом для многих артиллеристов. В этом году Д-30 отмечает свое 65-летие, и эта статья написана по этому случаю.


  • Часть I: Появление 48-линейной гаубицы

  • Часть 2 От Круппа до Петрова


М-30 была весьма успешной гаубицей во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе, но, как и любое оружие, она имела свои недостатки. Во-первых, поскольку гаубица весила почти 2,5 тонны, наводчику было трудно развернуть ее на позицию; необходимо было увеличить угол обстрела, чтобы иметь возможность быстро переносить огонь по передней кромке. Во-вторых, комплектующие были старые и неудачные: сложное прицельное приспособление давало погрешность до двух тысячных, в соединении верхнего и нижнего пулеметов применялись тарельчатые пружины, что снижало точность стрельбы при малых углах возвышения, прицельные механизмы по обе стороны казенной части были расположены нерационально, имелся устаревший поршневой затвор. Третье, опять же, — стрельбище. Когда ширина наступательных и оборонительных сил дивизии расширилась, система дивизий перестала быть достаточной. В ходе войны немцы приобрели легкую leFH 18/40 с дальностью стрельбы до 12,3 км и разработали гаубицы с дальностью стрельбы до 15 км (в 50-х годах никто не ожидал, что 105-мм пушка в XXI веке раскроет весь потенциал снарядов 1910-х годов).

Чтобы исправить все это, 2 апреля 1954 года Совет Министров СССР издал Постановление № 598-265 по ОКБ-9 ФФ. Петров мог провести глубокую модернизацию, чтобы создать замену М-30, и для этого не обязательно было бы создавать совершенно новую систему. Однако последнее не удалось: круговую стрельбу не удалось реализовать в полной мере. В связи с этим было принято решение о создании полноценной новой системы, разместив саму гаубицу на трехрамном лафете опытной 100-мм противотанковой пушки Д-60, которая в походном положении складывалась под стволом, что позволило уменьшить габариты орудия в походном положении.

Нам придется снова вернуться к довоенным временам. По имеющимся данным, французы первыми изобрели лафет с несколькими стволами для кругового обстрела и установили его на экспериментальной 75-мм пушке в начале 1920-х годов. Однако финансовая и политическая ситуация во Франции в то время не позволяла перевооружить артиллерию, поэтому реализовать эту идею удалось только на 47-мм противотанковой пушке ТАЗ 1939 года. После изучения такой лафетной установки к 1930 году вся толпа ринулась в болото такой круглой винтовки: в Британии отпилили противотанковую пушку QF 2-pounder, в США и СССР поимели идею универсальной пушки (в 1930 году появилась их 75-мм Т2, к 1933 году слепили М1Е1, у нас в 1931-1935 годах - 76-мм Л-1, Л-2 и Л-3), в Германии начали выпускать 8,8 cm FlaK 18. Вскоре у нас разработали 100-мм зенитную пушку Л-6, лафет которой был аналогичен немецкому, а в годы Великой Отечественной войны - облегченную 45-мм И13-60. В это же время немцы выпускали и вышеупомянутую 10,5 cm leFH 43. В результате появилось большое количество образцов, имитирующих конструкцию артустановки Д-60.

75-мм универсальная пушка М1Е1

76-мм универсальная пушка Л-1

100-мм зенитная пушка Л-6

Конструкция И13-60 очень похожа на конструкцию Д-60

В качающейся части оружия также присутствует немало инноваций. Дульный тормоз изготавливали долго: по конструкции выбирали между двухкамерным и щелевым, на первом образце сделали двухкамерный, а потом остановились на щелевом. Спойлер: в ходе модернизации были повторно задействованы двухкамерные двигатели. Под дульным тормозом установлена ​​поворотная балка - кронштейн для тяги. Противооткатная система установлена ​​в магазине над стволом. Приклад (наконец-то!) представляет собой качественный полуавтоматический клиновидный приклад. Маховик был перенесен на левую сторону затвора. В целом механизмы выглядят очень компактными даже по сравнению с их ближайшими собратьями М-30 и Д-60. Длинный ствол может стрелять снарядами на расстояние до 15,3 км.

Первый образец Д-30 с двухкамерным дульным тормозом

Менее чем через год после начала разработки, 29 января 1955 года, эскизный проект гаубицы был завершен и утвержден. В декабре того же года баллистическое устройство было готово и отправлено на Гроховицкий полигон для испытаний. Утро в колхозе началось так... Сама Д-30 уже давно разрабатывалась и постоянно испытывалась, но в 1956 году Хрущев и группа таких же энтузиастов ракетного оружия начали сокращать расходы на разработку ствольной артиллерии и постепенно закрыли конструкторские бюро. Досталось и ОКБ-9. Ф.Ф. Петров и начальник конструкторского бюро В.В. Коротов затем сделали все возможное, чтобы сохранить свой коллектив и результаты разработок, и добились результата: после 5 лет доработок, 12 мая 1960 года постановлением Совета Министров была утверждена 122-мм гаубица Д-30 (2А18). Причиной двойного наименования послужило то, что в начале проектирования орудия именовались по заводскому индексу, но в 1956 году было введено новое наименование — ГРАУ. Позднее название завода сохранилось только в проектной документации.

Экспериментальная Д-30 с щелевым дульным тормозом

Интересный факт: цифры в названиях заводов Д-20 и Д-30 указывают на преемственность с МЛ-20 и М-30.

Вскоре в войска начали поступать новейшие гаубицы. Прежде всего, это, конечно, элита Советской Армии — танкисты. Более того, из-за недостаточной мобильности тяжелых систем типа Д-20, Д-30 в итоге стала единственной и немногочисленной гаубицей в танковых дивизиях: в дивизионной артиллерии в 1965 году в танковом корпусе было всего 24 орудия из двух дивизий, тогда как в дивизиях было более трехсот танков! По мере того, как самоходная артиллерия становилась все более распространенной и продолжалось ее массовое производство, Д-30 начала распространяться в мотострелковых частях от дивизионного до полкового уровня, где ее заменили 152-мм пушки (с 1950-х годов полки оснащались пушками М-30, заменившими 76-мм пушки). В 1980-х годах планировалось полностью исключить буксируемую артиллерию из состава мотострелковых полков, но буксируемых артиллерийских орудий было слишком много, и план создания дешевой 152-мм самоходной артиллерийской установки провалился или был реализован только в 1991 году.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

В целом в мотострелковой дивизии в 1980-х годах могло быть от 2 до 86 орудий Д-30 (в 145-й мотострелковой дивизии).

Д-30 во время учений. Около 70-х годов.

Интересный факт 2: в СССР в 1980-х годах было много подразделений с небольшой численностью личного состава и техники, специально предназначенных для развертывания во время мобилизации. Их статус сильно различается. Так, в 1990 году в составе 250-й резервной дивизии имелось 28 Д-30, 4 2С1, 3 «Града», 33 ПМ-38 и 2 2С11. Штаты также перемещались из-за разного местоположения раздела. Упомянутая выше 145-я мотострелковая дивизия имела большое количество легких гаубиц, поскольку дивизия дислоцировалась на Кавказе, где переброска более тяжелой огневой мощи на возвышенности была проблемой.

Таким образом, наша героиня во многом остается в роли классической полевой гаубицы, какой ее видели в русско-японской войне. В НАТО 105-мм гаубицы (за исключением самоходных) считаются мобильной огневой мощью и могут быть сброшены в любую яму с помощью того же вертолета. Так вот, легкие гаубицы НАТО, произведенные после Второй мировой войны, отличались малым весом (М102 - 1496 кг, L118 - 1982 кг, M119 - 1936 кг, LG1 - 1520 кг), а Д-30 - 3200 кг, так что таскайте ее с умом. Наши десантники использовали 2А18 в качестве легкого аэромобильного орудия (в 1979 году в каждой дивизии было 12 орудий), но оно все равно выделялось среди себе подобных орудий и не заслуживало прямого сравнения с послевоенной 105-мм пушкой Д-30.

Американская 105-мм гаубица M102

После распада Советского Союза положение Д-30 в артиллерийской иерархии долгое время оставалось неизменным. Лишь в 2000-х годах, когда военная структура перешла на бригадный уровень, все 122-мм гаубицы были сняты с вооружения. В отличие от бригад НАТО, наши представляют собой оптимизированные дивизии, в которых сохранены артиллерийские компоненты и ликвидированы полковые связи. Однако уже в 2012 году армия вновь начала расширяться и постепенно восстановила организацию на уровне дивизии, однако на уровне полка в основном состояли Мштатский полк и Акацский полк. Д-30 и 2С1 по-прежнему более или менее широко используются в Воздушно-десантных войсках и морской пехоте (по состоянию на 2020 год в войсках имеется в общей сложности 3000 орудий, в том числе около 400 артиллерийских систем калибра 122 мм). С созданием SVO все изменилось, и теперь D-30 снова можно встретить повсюду.

Артиллерия русской мотострелковой дивизии в конце 1910-х гг

В отличие от большинства орудий того времени, Д-30 имела ряд усовершенствований. Первый вариант, не имевший названия, представлял собой раннюю партию гаубиц, оснащенных механическими домкратами вместо гидравлических (очевидно, упрощение из-за нехватки продукции). Основной модификацией стала Д-30А (2А18М), поступившая на вооружение в 1978 году. Она была оснащена двухкамерным дульным тормозом и жестко закрепленным поворотным кулаком, устанавливались все штатные гражданские осветительные приборы, а некоторые даже имели воздушные тормоза. После прекращения производства пушки в 1994 году на экспорт была предложена пушка 2А18М-1-Д-30 с полуавтоматическим механизмом подачи и хромированным стволом, но ее никто не купил.

Д-30А. Осветительное оборудование размещено в двух ящиках над защитным кожухом.

На базе Д-30 было разработано несколько вариантов САУ: Д-16, Д-32 (2А31) и 2А32. Однако, начиная с базовой модели 2А18, были сохранены только части внутренней баллистики, кронштейн дульного тормоза и затвор; Все остальные части специализированных самоходных орудий были переделаны, так как они уже не являлись военными машинами, а были изготовлены в сжатые сроки для нескольких лет боевых действий. Противооткатные устройства должны более эффективно поглощать отдачу, должны быть предусмотрены различные прицелы, крепления и т д. Для снижения загазованности боевого отделения были разработаны цепные тараны и эжекторы. Вот тут-то и появляется 2А31 — стандартное оружие «Гвоздики.

2С1 «Гвоздика» и 2А31. Ранее, чем Д-30А, он оснащался двухкамерным дульным тормозом.

Его конкурентом была пушка Д-16, и для уменьшения загазованности было решено использовать старый поршневой затвор Банжа и механизм заряжания с газовым досылателем 1870-х годов. По каким-то причинам ничего не вышло, и в итоге было выбрано более классическое решение: нужен был жесткий заряд, наподобие того, что сейчас использует НАТО на своих 155-мм гаубицах, но по разным причинам этот заряд решили не производить. Также возникли проблемы с подрывом взрывчатого вещества (его приходилось вставлять вручную или с помощью специального магазина) и с автоматической перезарядкой. Но работы над конструкцией патрона не прекратились, так как даже в первоначальном варианте его дальность стрельбы была на 3 км больше, чем у Д-32. С 1968 года велись работы по созданию дальнобойных 122-мм и 152-мм бронебойных орудий, для которых была разработана пушка Д-16М. Здесь мы также столкнулись с техническими проблемами.

122-мм самоходная пушка, разработанная НПЦ «Успех

Интересный факт №3: Древность действия неудивительна; Такая конструкция патронного заряжания широко используется и сегодня. На самом деле клиновидный затвор имеет гораздо более древнюю историю: самые ранние его образцы появились на Руси еще до Ивана Грозного.

Казнозарядная железная пищаль достоинством в ½ гривни, 1661–1673 гг., с горизонтальным клиновым затвором, работа мастера Григория Вяткина. Если посмотреть только на сельскую местность, то она, по-видимому, находится примерно на уровне 20-го века.

Разработанная для авиадесантного автомата 2С2 «Фиалка», 2А32 мало чем отличается от 2А31, поэтому она сохраняет лошадиную отдачу, которая жестоко разрушает шасси этой 10-тонной машины. В какой-то момент даже подумывали поставить туда М-30, но все же решили создать специализированное оружие — будущую «Нону.

2А32 на опытной Фиалке

Д-30 также стала основой для создания 152-мм гаубицы 2А61 Пат-Б (кроме того, существовали также варианты самоходного орудия на гусеничном шасси Пат-С и на колесном Пат-К). Сообщается, что НАТО начало производство 155-мм гаубиц для полковой артиллерии с целью замены 105-мм гаубиц, и что 2А18 необходимо срочно заменить, поскольку она слишком слаба. Но у большинства возможных партнёров нет полковой артиллерии.. а немцы, у которых она есть, давно используют 155-мм М109 и разрабатывают PzH 2000. Чтобы справиться с колоннами на этой открытой местности, они решили возродить гаубицы и стрелять из Д-1. Масса Pat-B приближается к массе Д-20 (4,55 тонны против 5,65 тонны), но не имеет такой же дальности полета, как Д-30 (15 014 метров против 15 300 тонн). Производство 2А61 было предложено в 1991 году, но не было начато в срок. По какой-то причине эта гаубица и по сей день продолжает продвигаться на экспорт.

152-мм гаубица Пат-Б

Интересный факт №4: 122-мм ракета 3ОФ56ИМ-1 в настоящее время находится в производстве и, как говорят, имеет дальность полета до 17 км благодаря улучшенной аэродинамике.

Именно по такому пути прошел наш именинник за последние 60 лет. Кстати, Д-30 поступали на вооружение не только гаубицы Путиловского завода.


Подпишитесь на сообщество Catharsis Catechism, чтобы быть в курсе новых интересных публикаций от авторов Cat.Cat!

Навигационные посты на Cat.Cat

Другие ресурсы для прочтения наших статей:
Telegram↩ — Новости, заметки и розыгрыши книг.
ВК↩——Наша Родина.

[My] Военная техника Оружие История 20 века (Наука) Cat_Cat Артиллерия Военная история Longpost 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Рождение Д-30. Часть 3. 122-мм гаубица Д-30 (2А18).