Подготовка к серийному выпуску Т-34: кооперация заводов и доработка конструкции

В конце февраля 1940 года Народный комиссар среднего машиностроения СССР И.А. Лихачев подписал приказ, который определил план кооперации между предприятиями для организации массового производства нового танка Т-34. Согласно этому документу, головной завод № 183 в Харькове должен был тесно сотрудничать с рядом других заводов, которые поставляли бы ключевые компоненты и узлы для будущих «тридцатьчетверок».

Кооперация предприятий

В рамках утвержденного плана кооперации, заводу № 183 предстояло получать:

«1. От завода № 75 – двигатели В-2, а также различные штамповки и цветное литье.
2. От Харьковского тракторного завода (ХТЗ) – балансиры, диски фрикционов, валы и полуоси.
3. От Сталинградского тракторного завода (СТЗ) – литые траки гусениц, горячие штамповки и поковки.
4. От завода «Красная Этна» – все необходимые метизы (крепежные изделия).
5. От Завода электротехнических машин (ЗЭМ) – комплекты электрооборудования для танков.

Таким образом, к началу весны 1940 года была создана организационная основа для развертывания серийного производства. Руководство завода № 183 немедленно приступило к реализации этих планов. Параллельно с подготовкой основных цехов, в опытном отделе «500» началась работа по сборке так называемой установочной партии танков Т-34 – первой небольшой серии машин, предназначенной для отработки технологии и выявления возможных недостатков перед массовым выпуском.

Трудности с установочной партией

Однако процесс шел не так гладко, как хотелось бы. В отчете за февраль 1940 года старший военный представитель на заводе Д.М. Козырев отмечал, что отдел «500» перегружен разнородными задачами: помимо сборки двух Т-34, он занимался ремонтом тяжелых танков Т-35 и изготовлением запчастей для старых моделей БТ. Из-за этого, а также из-за задержек с выпуском окончательных рабочих чертежей, сборку первых серийных Т-34 ожидали не раньше середины апреля, что означало отставание от первоначального графика.

Главной причиной задержки чертежей стала масштабная доработка конструкции танка на основе испытаний двух опытных образцов, известных как А-34. Инженерам пришлось вносить сотни изменений, особенно в конструкцию корпуса и башни, чтобы устранить выявленные недостатки и повысить боевые качества машины.

Усовершенствование конструкции корпуса

Одним из самых заметных изменений стала полная переделка места механика-водителя в лобовом листе корпуса. На опытных танках А-34 для этого использовалась выступающая броневая «будка» со смотровыми приборами. Несмотря на хороший обзор, она имела серьезные flaws: из-за меньших углов наклона и наличия вырезов ее снарядостойкость была ниже, а люк для посадки водителя мог полностью открыться, только если башня была повернута в сторону.

Для установочной партии конструктор М.И. Таршинов разработал принципиально новое решение. Вместо «будки» в цельногнутом лобовом листе (деталь 34.29.001) был вырезан люк-лаз. Над ним в броне сделали специальную выштамповку для головы водителя, а по бокам приварили основания для двух перископических приборов. Люк закрывался мощной 45-мм бронекрышкой (деталь 34.29.759), на которой крепился центральный смотровой прибор. Эта конструкция была проще в изготовлении, обеспечивала лучшую защиту и позволяла механику-водителю покидать машину при любом положении башни.

Интересно, что рассматривался и альтернативный вариант – разрезной лобовой лист, состоящий из двух частей, подобный тому, что стоял на предшественниках Т-34 (А-20 и А-32). Однако от него отказались, так как цельногнутый лист обеспечивал большую прочность и устойчивость к попаданиям.

Модернизация кормовой части

Серьезным изменениям подверглась и корма танка. На опытных А-34 жалюзи системы охлаждения, расположенные в корме, были ниже уровня крыши, что вынуждало делать ослабляющий вырез в верхнем кормовом листе. Для серийных машин инженеры подняли жалюзи на один уровень с крышей, заменив распашные створки на поворотные. Это позволило сделать верхний кормовой лист (деталь 34.29.008) сплошным, без вырезов, что значительно усилило защиту трансмиссионного отделения.

Была изменена и форма нижнего кормового листа (деталь 34.29.007) – его удлинили и снабдили загибами для более рационального сопряжения с другими деталями. Важным решением стало общее увеличение толщины брони. После испытаний обстрелом выяснилось, что броня высокой твердости толщиной 30-35 мм, применявшаяся на А-34, при попадании снарядов давала опасные отколы и трещины. Поэтому для установочной партии толщину кормовых листов увеличили с 35 до 40 мм, а также усилили броню крыши и днища.

Эти многочисленные доработки, хотя и задержали выход чертежей и начало сборки, в итоге привели к созданию более защищенного, технологичного и совершенного танка, который вскоре стал легендой Великой Отечественной войны.

Чертеж разрезного носового листа в сборе

Чертеж танка Т-34 установочной партии: крышка люка механика-водителя (деталь 34.29.759)

Чертеж танка Т-34 установочной партии: основание центрального смотрового прибора механика-водителя (деталь 34.29.783)

Чертеж танка Т-34 установочной партии: центральный смотровой прибор механика-водителя в сборе (34.36.18сб)

Чертеж броневых деталей танка Т-34 установочной партии: нижний лист кормы (деталь 34.29.007)

Чертеж броневых деталей танка Т-34 установочной партии: верхний лист кормы (деталь 34.29.008)

Чертеж броневых деталей танка Т-34 установочной партии: задний лист днища (деталь 34.29.010)

Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #т-34 #танк т-34 #танки ссср #вторая мировая война #великая отечественная война

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 2.