Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 2

В приказе № 56сс, подписанном И.А. Лихачевым в тот же день, что и приказ № 55с, для завода № 183 устанавливался план кооперации с предприятиями НКСМ на 1940 г. по производству танков, тракторов и запасных частей к ним. Согласно этому приказу, завод № 183 по производству танков Т-34 кооперировался со следующими заводами НКСМ:

«1. С заводом № 75 по поставке двигателей В-2, штамповок и цветного литья с изготовлением оснащения производства.
2. Харьковским Тракторным – по производству штамповок, балансиров, дисков фрикционов, валов и полуосей для танка Т-34.
<…>
3. Сталинградским Тракторным – по литью траков, горячей штамповки, ковкому чугуну и холодно прессовым штамповкам для машины Т-34.
<…>
6. Директору завода «Красная Этна» тов. Макарову обеспечить поставку метизов в количествах и сроки согласно спецификации № 4.
7. Директору ЗЭМ т. Макаренко обеспечить поставку электрооборудования в количествах и сроки согласно спецификации № 5.
8. Начальнику Главспецмаша т. Суренян к 25.III.1940 г. после утверждения образцов машины Т-34 и Т-40 представить уточненные спецификации по кооперируемым деталям этих машин с заводами НКСМ: ХТЗ, ЗЭМ, № 75, СТЗ, ГАЗ, «Красная Этна», «Красный Октябрь» и др.».
[РГАЭ. Ф. 7914. Оп. 1. Д. 26. Л. 118 – 120]

Таким образом, к концу февраля 1940 г. основные мероприятия по подготовке завода № 183 к серийному выпуску танков Т-34 были разработаны и утверждены народным комиссаром среднего машиностроения И.А. Лихачевым. Руководство завода № 183, в свою очередь, приступило к воплощению этих мероприятий в жизнь. Параллельно с подготовкой производства к серийному выпуску танков Т-34 в отделе «500» были начаты работы и по изготовлению установочной партии этих машин. В оперативной сводке о выполнении заводом № 183 программы за февраль 1940 г. старший военный представитель АБТУ РККА военинженер 2 ранга Д.М. Козырев о работе отдела «500» отметил следующее:

«Отдел изготавливает установочную партию машин А-34 [Т-34], ремонтирует Т-35, изготавливает запчасти Т-35, запасные части А-2 [БТ-2], А-5 [БТ-5] и А-7 [БТ-7] и работает в кооперации на серийную программу Отделов «100» и «200». В марте месяце отдел должен собрать два танка А-34 из установочной партии. В настоящее время в производство не сдано большое количество деталей, не выпущены чертежи. Поэтому нужно считать, что указанные машины будут собраны не раньше как 10-е апреля».
[РГВА.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1101. Л. 135]

Необходимо отметить, что на момент составления этой сводки вопрос о форсировании выпуска установочной партии танков Т-34 был еще актуален и завод № 183 в своей работе придерживался сроков, указанных в разработанном в начале февраля графике. Но, как видно из оперативной сводки, по состоянию на конец февраля отставание от графика уже имело место. Это отставание объяснялось, прежде всего, несвоевременным выпуском рабочих чертежей и высокой загруженностью отдела «500» работами, не связанными с изготовлением деталей для установочной партии танков Т-34. Несоблюдение определенных графиком сроков выпуска рабочих чертежей для изготовления установочной партии танков Т-34 было вызвано необходимостью внесения в конструкцию новой машины большого количества изменений с учетом опыта изготовления и предварительных результатов испытаний двух опытных образцов танка Т-34 – танков А-34. В первую очередь это касалось конструкции корпуса и башни.

В конструкции корпуса танка Т-34 значительным изменения были подвергнуты его носовая часть и корма. Так вместо броневого колпака («будки») механика-водителя, применявшегося на двух танках А-34, для машин установочной партии конструктором М.И. Таршиновым были разработаны люк-лаз и новая установка смотровых приборов механика-водителя. Такое изменение конструкции было вызвано тем, что, несмотря на обеспечение хорошей обзорности, «будка» механика-водителя имела ряд серьёзных недостатков. Прежде всего она обладала меньшей чем остальные части носового листа снарядостойкостью из-за меньших углов наклона стенок и наличия трех вырезов под смотровые приборы. К тому же, расположенная в верхней части «будки» крышка люка, предназначенного для посадки и выхода механика-водителя, могла быть полностью открыта только тогда, когда башня была повернута в сторону одного из бортов на угол от 70 до 115 градусов.

Чертеж разрезного носового листа в сборе

В разработанной М.И. Таршиновым конструкции люк-лаз был вырезан непосредственно в верхней части листа носа корпуса танка (деталь 34.29.001) и обеспечивал посадку и выход механика-водителя при любом положении башни. Над люком в броневом листе носа было выштамповано углубление для свободного расположения головы механика-водителя. Слева и справа от выштамповки были вварены два броневых основания с шахтами под установку боковых перископических смотровых приборов. Боковые смотровые приборы располагались под углом 60º к продольной оси танка. Люк-лаз закрывался броневой крышкой толщиной 45 мм (деталь 34.29.759), крепившейся к листу носа корпуса на петле. К верхней части крышки люка с помощью трех гужонов и сварки крепилось броневое основание (деталь 34.29.783) с шахтой для установки центрального смотрового прибора механика-водителя.

Необходимо отметить, что в КБ-520 было разработано два варианта лобового листа корпуса танка Т-34 – цельногнутый лист носа (деталь 34.29.001) и разрезной, схожий по конструкции с лобовыми листами корпусов танков А-20 и А-32. Разрезной носовой лист состоял из верхнего (деталь 34.29.002) и нижнего (деталь 34.29.003) листов носа, соединявшихся между собой с помощью стыковой планки (деталь 34.29.004), 29 гужонов и сварки. Но в результате рассмотрения чертежей, вариант разрезного носа был отклонён из-за меньшей, по сравнению с цельногнутым листом носа, прочности и снарядостойкости.

Чертеж крышки люка механика-водителя (деталь 34.29.759) Чертеж основания центрального смотрового прибора механика-водителя (деталь 34.29.783) Чертеж центрального смотрового прибора механика-водителя в сборе (34.36.18сб)

Чертеж танка Т-34 установочной партии: крышка люка механика-водителя (деталь 34.29.759)

Чертеж танка Т-34 установочной партии: основание центрального смотрового прибора механика-водителя (деталь 34.29.783)

Чертеж танка Т-34 установочной партии: центральный смотровой прибор механика-водителя в сборе (34.36.18сб)

Не менее серьезной переработке подверглась и конструкция кормы корпуса танка Т-34. У двух танков А-34 нижний лист кормы представлял собой прямую деталь, которая сопрягалась с верхним кормовым листом и с днищем под углами. В связи с тем, что двустворчатые распашные жалюзи над трансмиссионным отделением танка А-34 располагались ниже уровня крыши над моторным отделением, в верхнем кормовом листе на уровне жалюзи имелся вырез, существенно ослаблявший защиту корпуса танка. Для установочной партии танков Т-34 в КБ-520 была разработана новая конструкция кормы танка. Распашные створки жалюзи над трансмиссионным отделением были заменены поворотными створками, установленными по высоте на уровне подбашенного листа и крыши над моторным отделением, в связи с чем, необходимость в вырезе в верхнем кормовом листе отпала, что повысило защищенность корпуса танка. Нижний лист кормы (деталь 34.29.007) по сравнению с аналогичной деталью танка А-34 был удлинен, получил загибы в нижней и верхней частях, и сопрягался с верхним кормовым листом (деталь 34.29.008) и с задним листом днища (деталь 34.29.010) в одной плоскости.

Чертеж броневых деталей танка Т-34 установочной партии: нижний лист кормы (деталь 34.29.007)

Чертеж броневых деталей танка Т-34 установочной партии: верхний лист кормы (деталь 34.29.008)

Чертеж броневых деталей танка Т-34 установочной партии: задний лист днища (деталь 34.29.010)

В связи с тем, что при испытаниях обстрелом 45-мм бронебойными снарядами деталей из гомогенной брони высокой твердости толщиной 30 и 35 мм, изготовленных из стали марки МЗ-2, отмечались недопустимые поражения в виде отколов и трещин, по рекомендации специалистов по броне, толщина верхнего и нижнего кормовых листов корпуса танка Т-34 была увеличена, относительно танка А-34, с 35 до 40 мм. Так же была увеличена, относительно танка А-34, толщина броневых листов крыши и днища корпуса танка. В таблице 1 приведены сравнительные данные толщины основных броневых деталей корпуса танков А-34 и танков Т-34 установочной партии.

Таблица 1

Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #т-34 #танк т-34 #танки ссср #вторая мировая война #великая отечественная война

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 2.

Написать комментарий