Коробка передач и трансмиссия танка А-34: устройство и эволюция от А-32

Коробка передач (КП) в танке А-34 играла ключевую роль в трансмиссии. Её основными задачами были: изменение тягового усилия на ведущих колесах при постоянных оборотах двигателя, расширение диапазона скоростей движения, обеспечение заднего хода, а также возможность длительной работы двигателя на стоянках. Конструктивно это была четырехступенчатая трехходовая коробка с поперечными валами и механическим приводом управления. Переключение между четырьмя передними и одной задней передачей осуществлялось рычагом (кулисой) в отделении управления, который через три подвижные каретки (отсюда и название «трехходовая») вводил в зацепление нужные шестерни.

Сборочный чертеж 34.08Сб-1 – Коробка передач

Коробка передач со снятым верхним картером

Схема включения шестерен коробки передач

По своей конструкции коробка передач А-34 была практически идентична КП танка А-32. Однако для более рационального использования всех ступеней и улучшения температурного режима нового дизеля В-2, инженеры увеличили передаточные числа. Это изменение позволило лучше согласовать характеристики двигателя и трансмиссии. Конкретные передаточные числа и соответствующие им скорости движения представлены в таблице ниже.

Таблица 16: Передаточные числа и скорости коробки передач А-34

Бортовые фрикционы и тормоза

Для осуществления поворотов танк А-34 использовал многодисковые бортовые фрикционы сухого трения (левый и правый). Принцип поворота был классическим для гусеничной техники: для поворота в нужную сторону выключался соответствующий фрикцион, после чего отстающая гусеница подтормаживалась. При включенных обоих фрикционах танк двигался прямо.

Конструктивно бортовые фрикционы и тормоза А-34 были очень похожи на узлы танка А-32, но с важными усилениями. Для повышения надежности и передаваемого момента в каждый фрикцион добавили по два ведомых диска, а количество нажимных пружин увеличили с 16 до 18. Привод управления этими механизмами остался без существенных изменений.

Сборочный чертеж 34.09Сб – Бортовой фрикцион (правый)

Бортовой фрикцион в разобранном виде

Тормозная лента в сборе

Бортовые редукторы

Задачей бортовых редукторов было окончательное, постоянное увеличение крутящего момента перед его подачей на ведущие колеса. Это были однорядные шестеренчатые редукторы с значительным передаточным числом 5,71. Каждый редуктор состоял из ведущей и ведомой частей, размещенных в прочном картере, прикрепленном к корпусу танка.

Ведущий вал с шестерней устанавливался на подшипниках и через фланец соединялся с барабаном бортового фрикциона. Ведомый вал с большой шестерней монтировался в броневой крышке. На его шлицевом конце, выходящем наружу, крепилось ведущее колесо гусеничного движителя, которое и приводило танк в движение.

Сборочный чертеж 34.16Сб-1 – Бортовой редуктор

Ведомые части бортового редуктора

Ведущие части бортового редуктора

Пневматическая система сервоприводов управления

Одной из важных инноваций в А-34 стала пневматическая система сервоприводов, призванная значительно облегчить работу механика-водителя. Она снижала усилие, необходимое для выключения мощных бортовых фрикционов и затяжки тормозов.

Система замкнутого типа включала в себя: компрессор, баллон высокого давления (ресивер на 10 литров), два рабочих воздушных цилиндра с клапанами у рычагов управления, баллон низкого давления (вакуумный, на 12 литров), а также сеть клапанов, манометров и трубопроводов.

Поршневой компрессор, приводимый от коробки передач, нагнетал воздух в ресивер, создавая запас сжатого воздуха под давлением около 6 кгс/см². При перемещении рычага управления воздух из ресивера через дифференциальный клапан поступал в соответствующий цилиндр. Поршень цилиндра через систему тяг и уравнительный валик воздействовал на механизмы фрикциона и тормоза, выполняя основную работу. Дифференциальный клапан позволял плавно регулировать степень торможения. После отпускания рычага воздух из цилиндра перепускался в вакуумный баллон и снова поступал в компрессор, обеспечивая замкнутый цикл. Давление в системе регулировалось автоматически.

Благодаря этой системе усилие на рычагах управления снижалось до комфортных 10-20 кгс. Конструкция была продумана и предусматривала аварийный режим: в случае отказа пневматики механик-водитель мог управлять фрикционами и тормозами напрямую, хотя для этого уже требовалось значительное усилие в 65-80 кгс.

Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34

Теги записи: #танки #танк т-34 #т-34 #танки второй мировой #великая отечественная война #танки ссср #средний танк

Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-12-obshhee-ustrojstvo-tanka-a-34/#korobka-peredach

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 12. Общее устройство танка а-34. Глава 7. Коробка передач.