Форсирование производства первых серийных танков Т-34 в 1940 году

Публикуется начало увлекательного цикла статей И.Г. Желтова и А.Ю. Макарова с ресурса «Т-34 информ», предоставленное по рекомендации уважаемого коллеги E.tom.

В феврале 1940 года, ещё до старта войсковых испытаний двух прототипов танка А-34 (будущего Т-34), руководство завода № 183 в Харькове и Мариупольского завода имени Ильича выдвинуло смелую инициативу. Они предложили начать изготовление установочной (первой серийной) партии танков Т-34 значительно раньше срока, установленного официальным Постановлением Комитета обороны.

Амбициозный план и его поддержка

Согласно детальному графику, утверждённому 10 февраля 1940 года, конструкторскому бюро КБ-520 отводился всего месяц — с 10 февраля по 10 марта — на разработку и согласование полного комплекта чертёжной документации для установочной партии. Производство деталей должно было начаться уже во второй половине февраля. Параллельно шла активная работа по обеспечению поставок ключевых комплектующих: двигателей В-2, вооружения, средств связи и других узлов от смежных предприятий. Мариупольский завод обязался поставить десять комплектов бронекорпусов и башен пятью партиями к 10 апреля.

Сборку первых двух серийных «тридцатьчетвёрок» планировалось начать 25 марта, а на испытательный пробег они должны были выйти уже 4 апреля. Весь цикл сборки установочной партии из десяти машин намечалось завершить к празднику 1 мая. Эта инициатива нашла полную поддержку в Автобронетанковом управлении (АБТУ) РККА. Военные видели в ней возможность в сжатые сроки испытать новые танки в реальных боевых условиях на фронте советско-финляндской (Зимней) войны, что позволило бы получить бесценный опыт и выявить недостатки.

Для ускорения процесса в АБТУ даже подготовили проект постановления правительства «О специальном задании заводам», который предписывал заводу № 183 изготовить 10 танков Т-34 к 1 мая 1940 года, а Мариупольскому заводу — поставить для них корпуса к 10 апреля. Однако этот документ, направленный наркому обороны К.Е. Ворошилову, не был вынесен на рассмотрение. Причиной стало то, что инициатива заводов не была согласована с их непосредственными руководящими органами — наркоматами среднего машиностроения (НКСМ) и судостроительной промышленности (НКСП). Ворошилов вернул проект на доработку с указанием провести необходимые согласования.

Почему планы не осуществились

Процесс согласования начался в марте 1940 года, но вскоре потерял первоначальную актуальность. 12 марта 1940 года Зимняя война завершилась, и острая необходимость в срочных фронтовых испытаниях новых танков отпала. Более того, высшее руководство НКСМ в лице наркома И.А. Лихачёва вряд ли одобрило бы столь форсированные сроки. 19 февраля 1940 года им были подписаны приказы, утверждавшие график подготовки серийного производства Т-34, в котором срок выпуска установочной партии из 10 машин оставался прежним — 15 сентября 1940 года, как и было определено ранее.

Масштабная подготовка к серийному выпуску

Приказ НКСМ № 55с от 19 февраля 1940 года детально регламентировал огромный комплекс организационных и технических мероприятий, необходимых для развёртывания массового производства Т-34. Завод № 183 должен был собственными силами изготовить тысячи единиц оснастки — приспособлений и штампов. Для помощи в этом к работе привлекались ведущие предприятия страны: Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Горьковский автозавод, завод имени Сталина (ЗИС) и другие. Им поручалось изготовить сотни приспособлений, штампов и инструмента на многомиллионные суммы.

Параллельно велась масштабная реконструкция производственных мощностей самого завода № 183. Для работы с более тяжёлым, по сравнению с БТ-7, танком Т-34 требовалось усилить конструкции цехов, фундаменты, подкрановые пути и установить новые мощные краны. Планировалась глубокая перепланировка цехов, создание поточных линий для сборки узлов (коробок передач, фрикционов, катков), организация специализированных участков и вынос непрофильных производств. Для технологической поддержки на завод командировалась группа лучших конструкторов и технологов из 8-го Государственного проектного института.

Отдельное внимание уделялось организации производства траков. Изначально эту задачу хотели поручить заводу № 75, но из-за его загрузки выпуском дизелей В-2, серийное производство литых траков из стали Гадфильда было решено наладить на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Контроль за выполнением всего комплекса работ был возложен на начальника Главспецмаша НКСМ Г.С. Суреняна, который обязан был регулярно отчитываться перед наркомом.

Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #т-34 #танк т-34 #танки ссср #вторая мировая война

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 1.