Прежде чем приступить к описанию конструкции тяжёлого танка ИС-5 («Объект 730»), необходимо кратко разобрать предпосылки к разработке этой боевой машины.

Начиная с 1944 г. ход работ по новым советским тяжёлым танкам напоминает бесконечную гонку конкурирующих КБ. Существовавшие в то время конструкторские коллективы, вместо того чтобы заниматься модернизацией ИС-2, параллельно и независимо друг от друга разрабатывали проекты совершенно новых машин, требовавших при принятии на вооружение перестройки производства, с неизбежным снижением кол-ва выпускаемых танков. К концу 1944 г. дошло до прямого саботажа правительственных заданий. СКБ-2 ЧКЗ пыталось протолкнуть на вооружение Красной Армии свой инициативный танк «Объект 701» (будущий ИС-4) и всячески тормозило ход работ по танку «Объект 703». Группа конструкторов Опытного завода №100 под руководством Ж.Я. Котина в строжайшей тайне проектировала конкурента «Объекта 701» под индексом Объект 252/253 (ИС-6), не считаясь с законными требованиями военных предоставить доступ к закрытым служебным помещениям КБ. В каких условиях были вынуждены работать конструкторы, фактически находящиеся под замком у Котина, это отдельный вопрос.

Опытный образец "Объект 252" на испытаниях, 1944-й год

Результат этих напряжённых усилий лучших конструкторских коллективов получился, мягко говоря, неудачным: прототип «Объект 252» с механической трансмиссией показал неудовлетворительные результаты на испытаниях и не произвёл впечатления на ГБТУ КА, испытания «Объекта 253» закончились серьёзной аварией и непреодолимыми трудностями в доводке до работоспособного состояния электромеханической трансмиссии. «Объект 701», при всех стараниях руководства ЧКЗ протолкнуть свой танк в серию, был отвергнут наркомом танковой промышленности В.А. Малышевым ввиду сомнительных результатов испытаний и неизбежных трудностей при освоении в производстве.

Больше всего от этой гонки пострадали проекты глубокой модернизации ИС-2, после объединения лучших конструкторских решений приведшие к созданию концептуально нового танка «Объект 703» (ИС-3). Неоднократные задержки, вызванные нежеланием руководства ЧКЗ проводить работы по 703-му объекту, привели к огромной спешке при создании данной машины. ИС-3, как и средний танк Т-44, был принят на вооружение авансом, даже без проведения всесторонних испытаний перед запуском в серию. Многочисленные улучшения и исправления конструкции приходилось осуществлять на ходу, в результате получилась откровенно сырая, плохо спроектированная машина, от которой военные стремились поскорее избавиться. Уже в 1946 г. ИС-3 был снят с производства, а все выпущенные танки проходили длительную дорогостоящую программу модернизации УКН (устранение конструктивных недостатков).

Танки ИС-3 из состава 29-й гвардейского тяжёлого танкового полка 4-й гвардейской танковой дивизии на учениях; Московский военный округ; 1947-й год (источник: https://477768.livejournal.com/1400922.html)

За неимением лучшего военные вновь обратили внимание на «Объект 701» и в том же 1946 г. танк был принят на вооружение Советской Армии под маркой ИС-4, с организацией серийного производства на ЧКЗ. Но вместо ожидаемого перспективного тяжёлого танка ИС-4 оказался катастрофой как для танковой промышленности, так и для армии. ЧКЗ после войны находился не в лучшем состоянии: под руководством директора И.М. Зальцмана завод не только не справился с планом выпуска 200 новых танков в 1947 г., но и оказался не в силах довести ИС-4 до кондиции. За время серийного производства военные дважды прекращали приёмку новых тяжёлых танков из-за крайне низкого качества изготовления и огромного количества конструктивных дефектов, все мероприятия по устранению недостатков ИС-4 оказались безуспешными (отдельные попытки улучшения ИС-4 продолжались вплоть до начала 60-х гг!).

ИС-4 установочной партии; башня повёрнута назад; 1946-й год

Известный советский конструктор танков Н.Ф. Шашмурин красноречиво описал сложившуюся в то время ситуацию с тяжёлыми танками в интервью журналу «Советский воин»:

Проектируются и создаются внушительные, но не надежные ИС-4 и ИС-3, проектируется очередной “монстр” с двумя двигателями, строится своеобразный электровоз на гусеницах - танк с электромеханической трансмиссией ИС-6, который сгорел, проехав по заводскому двору всего пятьдесят метров. В общем, конструкторская мысль бьет ключом, а воину между тем завершают "грубоватые" трудяги ИС-2 , а не “красавцы” ИС-3, производство которых началось в начале 45-го и которые сразу стали ломаться с регулярностью печальной памяти КВ-1.

Провалом закончились и проводившиеся с 1945 г. работы по созданию неуязвимого танка. Дорогостоящий тяжёлый (68 т) ИС-7 в своей последней итерации под индексом «Объект 260» был неосуществим на базе имеющихся технологий и производственных мощностей, опытный танк обр. 1948 г. даже после всех переделок не выдержал государственных испытаний. ИС-7 требовался совершенно новый мощный дизель, который за несколько лет разработки так и не появился (испытания всех созданных в рамках проекта опытных образцов двигателей показали неудовлетворительные результаты), проект застрял на месте. В результате Советская Армия к 1949 г. осталась с парком устаревающих, проходящих капитальный ремонт ИС-2, ИС-3 и мизерным количеством ненадёжных ИС-4. Похожая ситуация наблюдалась и со средними танками Т-44 и Т-54: штурмовщина, многочисленные конструктивные недоработки, низкое качество изготовления, большие трудности с освоением в производстве. Налицо был глубокий кризис в послевоенном советском танкопроме, который нужно было срочно решать.

ИС-7 обр. 1947 года; испытания на Гороховецком полигоне, 1947-й год (источник: http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=1385.0)

Историк А.Н. Фёдоров в своей статье «Танковое дело» 1949 г.: механизм решения проблем оборонной промышленности в послевоенный период» отмечает, что Сталин после войны уделял сравнительно мало внимания танковой отрасли, плотно курируемой им в военное время. На посту министра вооружённых сил с февраля 1947 г. находился Н.А. Булганин, в танках ничего не смыслящий. Поток рекламаций из войсковых частей о низком качестве выпускаемых танков долгое время оставался без внимания высшего военно-политического руководства. Только в начале 1949 г. совершенно недопустимое положение дел в танковой промышленности стало предметом для рассмотрения в правительстве СССР: Булганин с весны 1949 г. осуществлял лишь общее наблюдение за Министерством вооружённых сил, Зальцман тем же летом был снят с поста директора ЧКЗ. Согласно итогам февральского заседания, производство многострадального ИС-4 прекращалось (фактически производство прекратилось ещё в начале января), отменялись и все проектно-конструкторские работы по ИС-7, к разработке которого было привлечено более 200 предприятий и НИИ.

В сложившихся условиях конструкторам пришлось создавать новый тяжёлый танк из того задела, что имелся после окончания производства ИС-4 и опытных образцов ИС-7. Чтобы разработки нескольких послевоенных лет не пропали зря, в проекте должны были максимально использоваться уже освоенные в производстве узлы и агрегаты ИС-4 вместе с удачными наработками по ИС-7. Как обычно, для выполнения этого задания правительство дало крайне сжатые сроки: опытные образцы новой машины ЧКЗ уже к августу (!) 1949 г. должен был предъявить на государственные испытания, войсковые испытания были намечены на сентябрь 1949 г.

ИС-5 ("Объект 730") первого варианта перед прохождением заводских испытаний на ЧКЗ; 1949-й год

Как и следовало ожидать, танк, который столь быстро проектировался, очень долго принимался на вооружение: в ходе многочисленных испытаний опытных образцов 1949–1953 гг. в проект было внесено большое количество изменений. В результате, предсерийные ИС-8 и серийные Т-10 существенно отличались от первоначального ИС-5. В следующей статье основное внимание будет уделено опытным танкам первого и второго варианта.

Литература:

http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm

http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/shashmurin/

http://modernhistory.ru/d/fedorov_1.pdf

http://modernhistory.ru/d/fedorov_0.pdf

#ис5 #ис8 #т10 #советские тяжелые танки #советские танки

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Опытный тяжёлый танк ис-5 - первоначальный т-10.


Закрыть ☒