- Да не-е, - протянул один из посетителей выставки стендового моделизма: - Очевидно же, моделист совершенно не разбирается в особенностях танкового боя. Ну, смотри: куда он столько пробоин нашпынял? Да ещё в таких местах. Так не бывает. Это не реалистично!
И он с товарищем прилип к стеклу, которым была отгорожена обширная диорама танкового боя.

Очень часто на просторах интернета доводится читать такие вот заключения: "Мастер оторвался от жизни - танкового боя не знает. матчасть не выучил, и, вообще, у меня сосед делает круче в стотыщьпитсотмильондонеба раз круче! А как оно на самом деле?

Добрый день, читатели и подписчики сайта #fon-kraft . Рад приветствовать вас в своей мастерской, где мы разбираем особенности стендового моделирования. И сегодня речь пойдёт о следах износа.

Согласитесь, глупо было бы изображать потёки масла в том месте, где никакого масла нет и быть не может. Точно так же, как и ржавчину не там, где она чаще всего образуется. На таких мелочах и ставится мастерство моделиста. Думаю, точно такая же ситуация и с боевыми повреждениями танков:

в каких локациях чаще всего сосредотачивались повреждения? Как много повреждений мог получить танк во время боя? Ну, потому что после его окончания, техника следовала к местам ремонта, где пробоины и трещины ремонтировались. Если, конечно, был смысл ремонтировать. Опять же: какое повреждение было фатальным для танка?

Я попробовал разобраться со всеми этими вопросами и, по возможности, найти ответы.

Вариант для диорамы: подбитый танк на обочине

В общем, для начала попробовал ответить на вопрос: "Сколько времени живёт танк в бою"? И, признаться, был удивлён: разные источники указывали разный временной интервал - от нескольких секунд до двенадцати минут. Признаться, меня такой вариант не устроил. Это, что ж получается: повреждения, которые мы видим на кадрах хроники, танк получил уже после "гибели"? Ну, то есть, его подбили. И потом артиллеристы или другие танки давай над ним глумиться - расстреливать в решето? А то у них другой работы нет в пылу боя!

В общем, нашёл я любопытнейшую заметку о том, что советские танки времён второй Мировой войны ходили в атаку один - три раза, после чего погибали. Немецкие машины оказались более живучими, и ходили в атаку от пяти до 12 раз. Правда, как оказалось, дело было не в плохой технике, а в качестве подготовки танковых экипажей. Так что, взялся я листать интернет дальше. Только теперь с вопросом: какие повреждения были фатальными для машины?

Вы же согласны с тем фактом, что случайность на поле боя - ну, на один-два раза. Затем бойцы быстро смекают, что к чему, и начинают случайность использовать себе во благо. То есть, если удалось подбить танк, выстрелив ему в борт, то тут же разносится молва: "Бить танки в борт". Ну, образно.

Обратите внимание: Практическая польза от 3D стилей WoT! Узнай чтобы побеждать!.

Поэтому, уверен, пушкари всех армий хорошо знали слабые места техники противника, и старались выцелить именно туда. Так давайте узнаем про эти самые слабые места.

Например, начнём с танка КВ.

Броневая защита KB была достаточно надежной даже без значительного наклона ее листов, только за счет их толщины в 75 мм. Для немецких танковых пушек того времени она была непробиваемой. Они могли в лучшем случае повредить его ходовую часть и обездвижить. Для борьбы с KB немцам приходилось привлекать тяжелые пушки и зенитные орудия.

Какой из этого вывод? Если есть желание "зафаталить" эту машину, то наносим серьёзные повреждения в башню и/или корпус, имитирующие попадание крупнокалиберного снаряда. Правда, в этом случае могло наблюдаться раскалывание брони, или даже выкалывание части её. Звучит впечатляюще, но как вы это сделаете на свой модельке? Тут надо трижды подумать.

А вот если, по замыслу, противопоставить КВ нечего, то и огонь будет вестись из имеющихся калибров по ходовой части, или смотровым приборам. То есть, локация повреждений понятна, да? Надгусеничные полки, крылья, сами гусеницы и катки. Само собой, достанется и бортам корпуса, если огонь будет вестись по боковому профилю. В лоб же, полагаю, немецкие артиллеристы отрабатывали редко. Смысл колотить горохом в стену?

Броня Т-34 тоже оказалась крепким орешком для немецких снарядов, не только за счет своей толщины до 45 мм, но и из-за больших углов ее наклона к вертикали. У переднего листа он составлял 60 градусов, что увеличивало его эквивалентную толщину до 90 мм. К недостаткам бронирования «тридцатьчетверки» относилось размещение в лобовом листе корпуса люка механика-водителя, значительно ослаблявшего его прочность, а также наличие зон термического отпуска в районе сварных швов, где защитные качества брони заметно снижались. Особенно существенно падение защитных свойств брони проявляется в случае ее соединения силовыми швами, когда металл проваривается на всю толщину. Именно такими швами варились корпуса Т-34 и его сварные башни. При этом в зонах термического отпуска около сварных швов из-за перегрева брони в процессе сварки и выгорания содержащихся в ней углерода и легирующих элементов стойкость брони падала в 2-4 раза.

В результате этого вредного явления немецкие 37_мм танковые и противотанковые пушки могли пробить лоб его корпуса в районе носовой балки. Борт корпуса и сварная башня Т-34 тоже пробивались ими только в районе сварных швов. Еще одним уязвимым местом для 37-мм снарядов были триплексы механика-водителя. Но точно попасть именно в эти места, особенно в движущемся танке, было крайне маловероятно.

То есть, что? То есть сосредотачиваем повреждения в районе в районе люка механика-водителя и носовой балки корпуса. Ну и, зона сварных швов - наше всё. Понятно, что точно в шов попасть сложно - танк ждать не станет, но выдержать-то локализацию, думаю, можно. Кстати, в этом же случае можно сымитировать раскалывание башни и/или корпуса по сварочным швам. Только надо изучить фотографии реальных прототипов.

Ну, и, само собой, не забываем про шальные пули и рикошетирующие снаряды - они тоже оставляют свои отметины на корпусе танков.

Ну, а как сделать эти повреждения, мы с вами разобрали в одной из предыдущих статей. А в другой даже научились раскрашивать те самые повреждения.

А что вы думаете на тему повреждений танков? Как много их можно нанести на модель и в каких местах они должны локализовываться? Пишите ваш ответ в комментариях - всенепременно обсудим.

Ну, и, по традиции - подарок автору за хорошую статью:

Я ж денег не прошу, но от денег не отказываюсь, как сказал один уличный музыкант.

Всегда Ваш,
#fon-kraft

#стендовый моделизм #танки второй мировой #своими руками #моделизм #история

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Куда бить, чтобы подбить? | Разбираемся в особенностях поражения танковой техники.