Добро пожаловать в мир истории военной техники! ✌
В современной войне танки — это неотъемлемая часть любой серьезной армии. Эти бронированные гиганты прошли долгий путь от скептического отношения командования до признания их решающей роли на поле боя. Но за этот прорыв пришлось заплатить высокую цену: первые экипажи танков буквально выживали в нечеловеческих условиях внутри этих машин.
Истоки идеи: от Леонардо да Винчи до Первой мировой
Хотя танки в их современном понимании появились в XX веке, сама концепция защищенной боевой машины гораздо старше. Еще в эпоху Возрождения гений Леонардо да Винчи разработал проект устройства, которое можно считать далеким предком танка. Его чертежи показывали закрытую повозку с пушками, управляемую людьми изнутри. Однако воплотить эту идею в металле удалось лишь спустя столетия, когда в окопах Первой мировой войны возникла острая потребность в прорыве позиционного тупика.
Первый шаг: прототип «Маленький Вилли»
Первой практической попыткой создать танк стал британский прототип «Маленький Вилли» (Little Willie). Эта машина, больше похожая на бронированный трактор на гусеницах, стала испытательной платформой. Основной задачей новых машин видели поддержку пехоты: они должны были преодолевать колючую проволоку, рвы и под пулеметным огнем прокладывать путь солдатам через «ничью землю» между окопами.
Боевое крещение: британский Mark I и ад внутри
Успешные испытания «Маленького Вилли» привели к созданию первого серийного танка — Mark I. Любопытно, что его разработкой занимался не сухопутный штаб, а Комитет сухопутных кораблей Королевского флота во главе с Уинстоном Черчиллем. Сухопутные генералы поначалу скептически отнеслись к идее, и только поддержка флота дала проекту зеленый свет.
Mark I был гигантской ромбовидной машиной с экипажем из восьми человек. Его боевое крещение состоялось в сентябре 1916 года на Сомме и было неоднозначным: из 49 танков в атаку пошли только 25, многие сломались по пути. Однако даже эти немногочисленные машины навели ужас на немецких солдат и доказали принципиальную возможность прорыва фронта. Эта атака также показала, что служба внутри танка — это настоящее испытание на прочность.
Почему служба в Mark I была адом?
Британский танк Mark I — на борту была голубиная клетка
Конструкция первых танков создавала для экипажа невыносимые условия:
- Смертельная ловушка: Входить в танк приходилось через единственный узкий люк в корме, протискиваясь головой вперед. В случае пожара после попадания снаряда это превращало машину в стальную могилу — выбраться быстро было невозможно.
- Инфернальный микроклимат: Двигатель располагался внутри корпуса, раскаляя воздух до 50°C. К жаре добавлялись угарные газы от выстрелов, пары бензина и масла. Уже через пару часов экипаж страдал от теплового удара, тошноты, рвоты и отравления.
- Постоянная опасность: Солдаты рисковали получить серьезные ожоги от раскаленных металлических частей. Оглушительный рев двигателя и грохот выстрелов лишали слуха и возможности нормально общаться.
- Примитивная связь: Для передачи донесений в танках держали почтовых голубей, которые были единственным надежным средством связи в условиях глушения радио.
Несмотря на все это, танки доказали свою ценность. К 1918 году британцы произвели уже 2600 машин, постоянно улучшая конструкцию. Но настоящую революцию в танкостроении совершили французы.
Революция от Renault: рождение классической компоновки
Французский легкий танк Renault FT, появившийся в 1918 году, стал образцом для подражания на десятилетия вперед. Именно он впервые реализовал классическую схему: двигатель сзади, боевое отделение спереди и вращающаяся башня с вооружением сверху. Это значительно улучшило условия для экипажа (теперь их было двое) и эффективность ведения огня. Renault FT, прозванный «Танком Победы», по праву считается лучшим танком Первой мировой.
Ответ других держав: немецкий A7V и русские проекты
Немцы, столкнувшись с британскими танками, создали свой ответ — тяжелый танк A7V. Это была массивная бронированная коробка с экипажем аж из 17 человек! Однако выпустили их всего 20 штук. Более значительную часть немецких танковых сил составляли трофейные британские Mark IV.
Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..
Русский гигант, который не пошел в серию
Российская империя также экспериментировала с бронетехникой. Самым известным, но неудачным проектом стал колоссальный «Царь-танк» (или «Машина Лебеденко»). Эта футуристическая машина на двух огромных колесах больше напоминала арт-объект, чем оружие, и застряла на первых же испытаниях. Ни один из русских проектов так и не был запущен в массовое производство до конца войны.
Заключение: начало великой эпохи
Вклад танков в победу в Первой мировой войне был скромнее, чем ожидалось. Однако они безоговорочно доказали свой потенциал, который в полной мере раскрылся уже во Второй мировой. Первые танкисты, вынесшие адские условия службы, стали пионерами нового рода войск. Их мужество и страдания заложили фундамент для развития бронетехники, изменившей лицо войны навсегда.
А что вы знаете о первых танках или невероятных фактах службы в них? Делитесь своими знаниями в комментариях!
Кстати, а Вы знали, что подписка на мой сайт автоматически улучшает карму, способствует повышению качества сна, приводит к похудению и увеличивает размер кошелька?Не знали? Тогда настоятельно рекомендую проверить это и подписаться!✌
Читайте также:
- Отсутствие уроков математики губительно для мозговой деятельности подростков: интересные результаты исследований
- Какие устройства звуковоспроизведения купить? ТОП лучших на июнь 2021 год
- iOS 15 - список iPhone, на которые будет установлено обновление системы
Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, Вам понравилась статья. Если это так, поставьте «Лайк» и подпишитесь на канал!✌
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Первые танки в военной истории: почему первые танкисты испытывали настоящий ад на службе?.