Первая Англо-бурская война. Статья 8-ая

Ранее: Уимблдонский стрелок. Статья 7

После Гражданской войны между Севером и Югом и до Второй англо-бурской войны практически нет информации об отдельных снайперах или снайперских отрядах. Подавляющее большинство авторов книг о снайперах быстро пропускают этот период. Похоже, опыт зарубежной войны был настолько неинтересен, что разработка тактики применения снайперского оружия в войсках на этот период затормозилась.

Думаю, тому было несколько причин.

Во-первых, в США с обеих сторон воевали люди, привыкшие держать оружие в руках. Для них она служила и средством заработка, и средством выживания в тех краях, где «закон — тайга, а прокурор — гризли». Ковбои «быстры или мертвы».

«Если убийство дерзкого напарника каким-либо образом омрачило репутацию Малыша как надежного гражданина, то этот последний поступок накрыл его темным плащом позора. На границе вдоль Рио-Гранде, если вы лишаете человека жизни, иногда вы забираете ерунду, но когда вы забираете его лошадь, это потеря, которая действительно обедняет его и не обогащает вас, если вас взяли. Теперь для Малыша не было возврата."

Законы границы были просты и жестоки. Такого опыта у простого европейца просто не было. В большинстве случаев охота велась на мелкую дичь, а местами просто запрещалась. И вам не нужна снайперская винтовка, чтобы охотиться на утку или кролика. Дорогое и дальнобойное оружие широко использовалось спортсменами, аристократами или богатыми любителями.

Вторая причина заключается в том, что Соединенные Штаты были не той страной, к которой мы привыкли в 21 веке. Это было практически на краю света. Развитие, с его техническими прорывами, но для Европы это была вчерашняя колония, население которой было очень пестрым.

Англичанин стоит на паспортном контроле в Австралии. Таможенник: «Сэр! Есть ли у вас судимость?» «Это все еще обязательное условие для въезда в вашу страну?»

Поэтому, на мой взгляд, опыт войны между Севером и Югом был недостаточно воспринят в Европе, когда речь идет о снайперской стрельбе. Меткие стрелки больше связаны с партизанской войной, чем с регулярными армейскими ударами. Некоторые «туземцы», пусть и белые, стреляли друг в друга, нарушая викторианскую концепцию «справедливой войны». Это не относилось к неграм или азиатам; к ним никогда не применялись правила джентльменской войны.

Третья причина – дороговизна и точность этого вида оружия, обычному солдату такое оружие не доверишь, да и аристократ не всегда бросится на поле боя в далекую Азию или Африку.

Однако Пруссия использовала егерские батальоны (Jäger-Bataillon) в войне с Австрией в 1866 году. Они набирали детей лесников, охотников, всех тех, кто с детства умел стрелять, выживать в лесу и легко передвигаться по пересеченной местности. Для их вооружения использовался вариант игольчатой ​​винтовки Дрейзе (Zündnadelwallbüchse M/65). В целом винтовки этого типа сыграли решающую роль в победе немцев, обеспечив в шесть раз большую скорострельность австрийских дульнозарядных. Винтовка Дрейзе считалась лучшим боевым оружием в Европе. Но выделялись ли те единицы, я не смог найти.

Игольчатый пистолет Дрейзе

Но к франко-прусской войне 1870-1871 годов в 1870-1871 годах это оружие уже устарело, и немецкая армия понесла значительные потери от винтовок Шассо (фр. Fusil modèle 1866). Эта винтовка базировалась на системе Дрейзе, но имела ряд преимуществ: меньший калибр, больший заряд пороха и нижний капсюль. Все это давало эффективную дальность стрельбы в 1200 метров, что вдвое превышало показатели винтовки Дрейзе. Кроме того, из-за расположения капсюля потребовалась более короткая игла, что повысило надежность винтовки. Но более совершенное вооружение не спасло французскую армию от поражения.

Винтовка Шассо

Из описаний франко-прусской войны, которые я читал, неясно, использовали ли немцы и французы специальные снайперские винтовки или же снайперы использовали стандартное оружие более качественного изготовления.

Немцы усвоили урок, и армия Маузер модели 1871 (Gewehr 71 или Infanterie-Gewehr 71), разработанная Паулем Маузером и Вильгельмом Маузером, была принята на вооружение. Эта винтовка уже была рассчитана под унитарный патрон с металлической гильзой.

Винтовка Маузер, эффективная дальность стрельбы 1600 метров.

Но порох в мундирных патронах все равно дымился. Маузер не только использовался для оснащения собственной армии, но и активно продавался в другие страны.

Но не только французские и немецкие оружейники совершенствовали винтовки, не отставала от них и Британия.

Во второй половине XIX века Британия объективно была сильнейшим государством мира. Над империей никогда не заходило солнце, а для захвата и удержания колоний служил сильнейший флот и хорошо обученная армия. Эта мощь зависела в первую очередь от промышленной мощи страны и ресурсов колоний, питавших метрополию. Развитие британской армии вообще и стрелкового оружия в частности происходило на фоне технической революции и развития массового производства. Если вооружение британской армии в конце 50-х годов стало дульнозарядным, то через 30 лет армия получила скорострельные винтовки магазинного типа.

Такой прогресс стал возможен не только благодаря возросшим технологическим возможностям, но и благодаря системе организации отбора лучших образцов. Военное министерство Великобритании (Военное министерство с 1857 по 1964 год) и Артиллерийское управление создали специальный комитет для отбора и ввода в эксплуатацию новых казнозарядных, а затем и магазинных винтовок.

В этот комитет (Особые артиллерийские комитеты) входили отставные офицеры-энтузиасты стрелкового оружия, стремившиеся обеспечить армию современным, надежным, быстроходным, качественным оружием. Вместе с ними над этой проблемой работали волонтеры, добровольцы-резервисты. Добровольцы запасались оружием и стремились получить за деньги самые эффективные винтовки.

Идея казнозарядной магазинной винтовки не была новой, в 1960 году Бенджамин Генри создал казнозарядную винтовку с унитарным патроном в трубчатом магазине.

Винтовка Генри, справа показан магазин в заряженном состоянии.

Сама идея еще старше. Попытки создать единый патрон предпринимались неоднократно. Но технологии неизбежно мешали, и не позволяли массово и дешево производить этот тип патронов. Кроме того, единичный патрон предъявлял повышенные требования к качеству и точности при обработке всех деталей оружия. Здесь уже нельзя будет, как в дульнозарядном устройстве, изменять размер пули для компенсации погрешностей калибра ствола.

Патронный пистолет 16 века. (https://vikond65.livejournal.com/495804.html)

Военные, несомненно, видели все преимущества таких винтовок, но для массового вооружения армии они не подходили. Красивые технические решения и простота использования не могли компенсировать высокую стоимость и низкую надежность. Для рядового солдата требовалось более простое и надежное оружие, что и сделал комитет.

Многие технические решения в 19 веке были достигнуты в результате открытых конкурсов с объявленными наградами. Благодаря такой конкуренции, например, в Англии появился точный морской хронометр. Но проведение таких конкурсов возможно при наличии возможности наладить массовое и доступное производство техники. Богатая страна получила мультипликативный эффект - хорошее оружие, расширение колоний, растущий мегаполис, деньги на разработку и производство нового оружия. Факторов, конечно, несколько, одна из интересных книг на эту тему — «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, где автор пытается осветить как многофакторный характер развития, так и взаимное влияние факторов на ускоренное развитие отдельных стран и цивилизаций.

Британское военное министерство объявило конкурс:

http://eprints.hud.ac.uk/id/eprint/30321/

«Приглашаем всех, кто хочет создать вундеркинда, представить свои проекты с казнозарядными винтовками взамен существующих». Вес оружия не должен был превышать 9 фунтов 5 унций (4,2 кг) и не должен был превышать 51 дюйм (1,3 м) в длину. Скорострельность 12 выстрелов в минуту.

Участникам было предложено проверить свое оружие на 300 ярдов (274 м) с максимальным отклонением 6 дюймов (0,15 м) и на дистанции 500 ярдов (457 м) с максимальным отклонением 12 дюймов (0,3 м), пройдя квалификационные испытания за раунд было заплачено 300 фунтов стерлингов, и было заказано 6 винтовок, победитель получил 1000 фунтов стерлингов, когда его винтовка была введена в эксплуатацию, или 600, если она не понравилась военным.

на конкурс 21 марта 1867 года было представлено 104 винтовки. В финал вышли 9 винтовок, что соответствовало всем условиям конкурса. Победители соревновались между собой, но технические решения проигравших и не уложившихся в нормы веса и длины также внимательно рассматривались комиссией в поисках новых идей. В итоге на вооружение была принята винтовка Снайдера-Энфилда, показавшая не лучший результат, но признанная наиболее перспективной.

Соревнования показывают, что стандартная армейская дальность стрельбы того времени не превышала 500 ярдов, стрельба на 1000 ярдов (914 м) из стандартной солдатской винтовки была исключительной, с небольшой надеждой на попадание.

Наряду с комитетом на разработку винтовок повлияло движение добровольцев, добровольцев, составлявших резерв английской армии.

Обратите внимание: На эту реформу у Петра ушло 15 лет - или как проходила первая унификация СО и СББ в России..

Возникла в середине 19 века в ответ на агрессивную политику Наполеона III (1808-1873). Именно движение добровольцев организовало снайперские соревнования, что подстегнуло разработку как винтовок, так и оптических прицелов с призами. Самыми известными разработчиками винтовок для этих соревнований были Александр Генри (Alexander Henry), Уильям Метфорд (William Ellis Metford) и сэр Джозеф Уитворт (Sir Joseph Whitworth).

Работа комитета привела к принятию Снайдер-Энфилда 1866 года, Мартини-Генри 1874 года и Ли-Метфорда 1888 года.

Винтовка Саннидер-Энфилд

Британская однозарядная винтовка Snider-Enfield (1866 г.) под патрон .577 Snider (14,7 мм) с казнозарядом.

Винтовка Снайдера-Энфилда была принята на вооружение в 1866 году. Таким оружием снабжалась индийская армия. После восстания сипаев 1857 г. Англия ограничила количество артиллерии в туземных полках и сознательно вооружила индийскую армию старомодными ружьями. Подразделения метрополии были вооружены более совершенной винтовкой Мартини-Генри.

Британская однозарядная винтовка Мартини-Генри (1871 г.) под патроны .450 Turkish Peabody и .45 Peabody-Martini с качающимся затвором.

Таблицы из обзора английских винтовок 19 века (http://eprints.hud.ac.uk/id/eprint/30321/). Отклонение в футах при стрельбе на фиксированные дистанции.

Практически все современные винтовки того времени принимали участие в Первой англо-бурской войне. Если у англичан было унифицированное вооружение, то у буров оно было более разнообразным. Большинство буров были вооружены винтовками Вестли Ричардса, Мартини-Генри и Снайдера-Энфилда. Реже встречались Винчестер, швейцарский Веттерли и Маузер.

Эта война была фактически первой, в которой регулярная армия старого образца столкнулась с армией другого типа, с примерно равным стрелковым вооружением. В то же время большинство приемов победы в европейских матчах здесь не сработало. Это была война против хорошо вооруженных партизан.

Буры - потомки голландских, французских и немецких крестьян-переселенцев, эмигрировавших в голландскую Капскую колонию, основанную в 1652 году. Они разводили скот, были очень набожны (кальвинисты-протестанты) и консервативны, чем-то напоминали наших старообрядцев. После наполеоновских войн Капская колония стала английским владением, что вызвало напряженность в отношениях между бурами и новыми поселенцами. Когда в 1833 г было отменено рабство, недовольная политикой ассимиляции и размерами компенсации за рабов, часть буров ушла на Великую Тропу. Это был трудный путь, который навсегда останется в памяти людей. Караваны повозок отправлялись в новые земли, постоянно воюя с окрестными племенами. Буры основали две республики, Оранжевое Свободное Государство и Трансвааль, признанные Великобританией в 1850-х годах.

Буры жили тихо и спокойно, замкнуто. Люди были известны своей асоциальностью, угрюмостью и грубостью. Долгое время их страны были не нужны ни одной из ведущих мировых держав. Все буры умели стрелять с детства и вели непрерывную войну с окружающими племенами. Они были хорошими разведчиками, охотниками и хорошо знали свою местность. К несчастью для них, в 1866 году на Оранжевой реке были найдены алмазы, что послужило причиной аннексии Трансваальской республики Великобританией в конце 70-х годов. Многие буры не были против такого присоединения, так как вели ожесточенную войну с местными племенами баледи. Но тут англичане сделали ход конем, решив взимать "дань за 17 лет" налоги за время, прошедшее с "Великой тропы", так как буры, с их точки зрения, все это время находились на территории Британская империя. Звучит так: «Вы ступили на нашу землю, вы вдохнули наш воздух!». Чувствительные души буров не могли вынести такого.

"Снял залог со стены под рубашкой,
Хижину поджег, а обрез достал…»

Война началась 16 декабря 1880 года с восстания жителей Трансвааля в Почефструме после того, как правительство Трансвааля объявило о своей независимости от Великобритании. С 22 декабря 1880 г по 6 января 1881 г британские гарнизоны по всему Трансваалю находились в осаде.

На войне буры одевались в простую деревенскую одежду, которая сливалась с цветами африканского пейзажа, в то время как британская форма по-прежнему была ярко-красной. Это означало, что буры, будучи опытными стрелками, могли легко поразить британских солдат даже с большого расстояния. Буры отдавали предпочтение хитрости и скорости, а британцы делали упор на дисциплине и построении.

Русские газеты печатали репортажи из Трансвааля, все симпатии были на стороне буров (буров, как мы их тогда называли)

Бурская засада. "Всемирная иллюстрация" № 630 от 7 февраля 1881 г

Битва при перевале Лэнгс-Нек. "Всемирная иллюстрация" № 634 от 28 февраля 1881 г

Буры выиграли ряд сражений, последним из которых было сражение у горы Маджуба 27 февраля 1881 года. Это было решающее сражение Первой англо-бурской войны.

Подразделения под командованием генерал-майора сэра Джорджа Помроя Коли в составе 400 человек заняли вершину горы в ночь с 26 на 27 февраля 1881 года. Генерал Николаас Смит (Nicolaas Smit) направил к горе три бурских ударных эскадрона с всего около 400 человек. Силы были равны.

Бурские отделы возглавляли Стефанус Роос, Даниэль Малан и Хоахим Феррейра. Они взобрались на холм и прикрыли друг друга. Пока первая половина меткого огня не давала англичанам поднять головы, их товарищи бегали по открытым местам. Когда они достигли вершины, люди Феррейры открыли сильный огонь по холму и захватили его.

Битва при Маджуба-Хилл

Видя неуклонно растущие потери, генерал Коли попытался организовать организованное отступление, но был убит выстрелом бурского стрелка. Оставшиеся британцы бежали, но многие из них были сбиты бурами, которые, построившись на возвышенности, открыли огонь по убегающим. 92 британских солдата были убиты и около 200 ранены или взяты в плен. Буры потеряли 1 человека убитым и еще 5 ранеными. Пленные солдаты позже говорили, что большинство буров были молодыми фермерами.

Видеоклип о битве при Маджубе

Это поражение нанесло серьезный удар по престижу Великобритании. Ряд историков считают, что эта война в целом стала началом заката Британской империи, впервые развеяв миф о ее непобедимости. За всю войну Британия потеряла более 400 солдат, а буры менее 50.

Ключевые лица со стороны буров

Соглашение, подписанное Великобританией в 1881 году, восстановило фактическую независимость Трансвааля.

Бури победили. Но грамотное использование бурами винтовок, маскировочной одежды, рассыпных порядков и новой тактики боя не было принято ни британскими, ни другими армиями. Туземцы, даже белые, по-прежнему оставались в глазах профессиональных военных всего лишь небоевой бандой партизан.

Стоит отметить отсутствие оптических прицелов с обеих сторон. Я не смог найти никаких упоминаний об их использовании ни на одном из сайтов. Со стороны британцев их отсутствие объясняется консерватизмом Имперской Армии. С бурами сложнее, на мой взгляд тут сыграла роль общая консервативность общества и отсутствие необходимости. Многие авторы отмечают у бура высокую остроту зрения и исключительную меткость, выработанную с детства путем длительных тренировок. А оптический прицел штука хрупкая, деды им не пользовались, да и владельцу он наводит на мысль о плохом зрении и плохой точности.

В «Турецком гамбите» один из персонажей использует винтовку с оптическим прицелом. "Работу" оружейника-декоратора неоднократно разбирали на форумах, но исторически это могла быть подобная снайперская винтовка. Имеются неподтвержденные данные об использовании отдельных экземпляров снайперских винтовок в русско-турецкой войне 1878-1879 гг. Но я не нашел подтверждения в виде фотографий или воспоминаний, которым можно доверять.

PS В статье использованы материалы диссертации Томаса Хептустанова "От Снайдера-Энфилда, к Мартини-Генри, к журналу Ли-Метфорд: исторический и технический обзор развития британских военных винтовок с 1866 по 1895 год". Кому интересно все это прочитать - http://eprints.hud.ac.uk/id/eprint/30321/

PS некоторые моменты пересекают предыдущую статью, написанную вне цикла, но я их не убрал, теряется целостность повествования :)

Последняя статья цикла будет посвящена Второй англо-бурской войне. Тот самый, где англичанам противостоял бравый француз Рип-хед.

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Первая Англо-бурская война. Статья 8-ая.