Когда ажиотаж вокруг Сиракуз и Капуи утих, Сенат смог перейти к более важным вопросам. В этом году решено иметь 21 легион, но нужно учитывать флот. Здесь все сложнее.
Марк Клавдий Марцелл
Если бы все было более-менее о кораблях, то матросов не хватило бы. Не было ни гребцов, ни денег, потому что казна была пуста. Сенат постановил, что граждане должны обеспечить гребцов, обеспечив их месячным жалованьем и питанием. Естественно, гражданам это не понравилось. Общество устало от войны, почти все потеряли имущество, почти все потеряли близких. На форуме происходили постоянные посиделки, и сцена чуть не взорвалась.
Сенат на заседании не мог принять никаких решений. Затем выступил консул этого года Левин. Речь его была довольно длинной и ее цитировал Тит Ливий. Это начало:
Он сказал: «Если ты попросишь что-нибудь у тех, кто ниже тебя, спроси это прежде всего у себя и тех, кого ты любишь — все будут подчиняться тебе с большей готовностью: если они увидят, что какой-либо выдающийся человек желает, Тогда никакие расходы не будут бременем, и мы хотим, чтобы римлянин иметь вполне исправный флот и не отказываться от отправки гребцов. Деньги завтра будут в казне..."
Затем он составил список вещей, которые мог бы оставить себе и своей семье. Предложение было принято. После этого сначала сенаторы, затем кавалеристы и другие граждане несли деньги и ценности. Все хотят сидеть в первом ряду. Так проблема была решена, и консулы наконец смогли отправиться в армию.
После того как римляне захватили Капую, положение Ганнибала осложнилось. Он уже не мог рассчитывать на лояльность сдавшихся ему городов. У него не было возможности разместить войска в каждом городе или вывести их. Затем он сделал то, что только ухудшило ситуацию. Он решил разрушить города, которые не смог защитить. Вот как описывает это Ливий:
«Этот план был презренным по своей задумке и осуществлению не только среди тех, кто стал невинными жертвами, но и среди тех, кто боялся Ганнибала, большинство из которых считали, что произошедшее было всего лишь примером."
Ничего не происходит. В городе Сарапия находился карфагенский гарнизон численностью 500 нумидийцев. Им командовали Дарций и Блатий.
Один из них — Блатий — благосклонно относился к римлянам, другой был известен как друг Ганнибала, но, несмотря на противоположные взгляды, они согласились и связались с Марцеллом. Проблема была только с нумидийцами. Марцелл повел свои легионы в Сарапию в темноте, не желая, чтобы его местонахождение было случайно обнаружено. Городские ворота открылись, и в город вошел легион. Нумидийцы были лучшей кавалерией того времени и сражались изо всех сил. Но на узких городских улицах их искусство бесполезно.
Обратите внимание: Вторая Мировая: день за днём. 1 июля 1941 года. Десятый день Великой Отечественной войны..
Коннице некуда было развернуться. Команда была полностью уничтожена и никто не смог уйти. Тит Ливий написал всего о пятидесяти пленных.Ганнибал сожалел о потере города, а не своей кавалерии. Никто не сможет их заменить. После этого Марцелл, завершивший битву, захватил Маморею и Мелес, где получил склады с зерном.
Правитель Гней Фульвий, воодушевленный успехом Марцелла (ну, не ревнивый), решил повторить в Гелдонии то, чего он добился в Сарапии. Однако, хотя в городе были партии, поддерживавшие и Рим, и Карфаген, карфагенские партии оказались более эффективными, если не более влиятельными. Как только стало известно о передвижениях легионов Флакка, к Ганнибалу прилетел гонец.
Фульвий двигался медленно, так как считал, что Ганнибал далеко и уже отправился в Брутий. Как только Ганнибал получил сообщение из Гелдонии, он покинул свой конвой и ускорил свой марш обратно. Поэтому неудивительно, что, приближаясь к городу, Фульвий увидел карфагенскую армию, готовую к бою. А что насчет Фульвия? А что насчет Фульвия? Ливий дает ему интересную характеристику: «Римлянин, равный ему по храбрости, но не равный по разумению и силе», бросил свои войска в бой правитель. Казалось, он все сделал правильно: 5-я армия наступала, а 6-я армия оставалась позади, чтобы в случае необходимости отразить атаки кавалерии.
Но боги и судьба злы и ироничны. Помните знаменитое изречение Домициана: «Мы, боги, любим пошутить, но когда мы шутим, люди плачут»..полный провал. Масштабы потерь армии неизвестны, но одиннадцать трибунов были убиты, как и сам Фульвий.
Гедония была сожжена победителями, старейшины казнены, а жители переселены в другие города. Такова была благодарность Ганнибала за его преданность.
Когда новости о поражении достигли Рима, город впал в печаль и депрессию. Марцелл повел себя иначе. Узнав о смерти Гнея, он повел свои легионы в погоню за Ганнибалом. Старые соперники снова встречаются в Нумистроне. Марцелл возглавил сбор своих войск, и Ганнибал вышел его приветствовать. Бои продолжались до темноты. Но ни отвага воинов, ни слоны, представленные Ганнибалом, не решили проблему. Ночь разделяет врага. На следующий день Марцелл вновь повел армию на поле боя. На этот раз Ганнибал не принял вызова и следующей ночью тайно покинул лагерь. Очередная встреча старых знакомых завершилась вничью.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк и оставляйте комментарии к статье, это поможет мне лучше понять, что именно вас интересует, и сделать статью лучше. Еще раз спасибо за внимание и до новых встреч.
[Моя] История (Наука) Древний Рим Пунические войны Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: История древнего Рима. Вторая пуническая война. Год 210 до н.э.. Гердония.