Когда Христос был маленький с кудрявой головой

Мне нравится история о зарождении христианства и эволюции ранней церкви как таковая. Развитие взглядов на идеи, убеждения. Разнообразие, ставшее одним мейнстримом, снова привело к разделению и разделению, а затем к разделению среди тех, кто был разделен. Некоторые идеи сохранились, другие были изменены, третьи исчезли совсем.

Вот о таком документе, который в христианской общине в конце второго века был осужден как ересь, и который теперь представляет собой интересный для науки пример многообразия раннего христианства, хотелось бы написать.

Что известно о детстве и юности основателя христианства?

В канонической Библии не так много информации. Вопросы о том, чем Иисус занимался в детстве и юности, не так интересовали первых христиан, как притчи и наставления времен деятельной деятельности Христа.

Из библейских евангелистов Марк и Иоанн обычно избегают вопросов о рождении и детстве Христа и начинают сразу с Иоанна Крестителя и крещения Иисуса.

В Евангелии от Матфея подробно описаны Рождество и события, которые его сопровождают: послание ангелу Марии, путешествие с Иосифом в Вифлеем для переписи, царь Ирод, волхвы, пастухи, бегство в Египет, вернуться в Назарет. Младенец Иисус там определенно присутствует, но сам по себе не является актером.

Вся эта история занимает первые две главы Евангелия, а потом сразу, бац, и третья глава начинается с Иоанна Крестителя и крещения Иисуса, что почти через тридцать лет. В Евангелии от Матфея нет ограничения по времени пребывания Христа с его родителями в Египте, нет территориальной привязки.

Но больше всего подробностей о детстве Христа содержит Евангелие от Луки. Есть и рождение Христа, в котором отражено то, что описано у Матфея, и детали, не встречающиеся в других Евангелиях. На восьмой день после рождения Иисуса везут в Иерусалим, «чтобы представить пред Господом» (Луки 2:21). Там произошла встреча с Симеоном, который предсказал Марии особую миссию, которая будет у ее сына.

В той же главе в общих чертах приведены подробности детства Иисуса: «…возрастая и укрепляясь духом, исполняясь премудрости…» (Лк. 2:40), а также «эпизод в храме ." Эта история присутствует только здесь и больше нигде в Библии не повторяется.

Иисус и его родители каждый год приезжали в Иерусалим на Пасху. Но на 12-м году возникла ситуация, как в «Один дома»: Иисус остался в Иерусалиме, а его родители подумали, что он и другие родственники возвращаются домой, а сами отправились в Назарет. Вечером разобрались, не нашли, вернулись, начали искать. Через три дня нашли в храме, где Иисус сидел возле учителей и разговаривал с ними, и дивились мудрости отрока. Там же записана прямая речь Христа — первая прямая речь Иисуса в Библии. Когда Мария спросила: «Что ты сделал с нами? Мы искали тебя!» Христос ответил: «Почему ты должен был искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Луки 2:49). После этого они все-таки вернулись в Назарет, где «Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви к Богу и человекам» (Лк. 2:52), да, потом было то же крещение Иоанново и продолжение истории.

Постепенное обожествление и неканоническое детство

В начале второго века нашей эры стали появляться тексты, более подробно описывающие детство Христа. Впоследствии они не были включены в канон.

Это очень интересное развитие Иисуса и его отражение в писаниях первых христиан.

Простыми словами, Христос постепенно «обожествлялся», и момент «обожения» постоянно отодвигался назад по шкале времени.

Самыми ранними христианскими текстами являются письма апостола Павла (50-е годы нашей эры). В них нет описания рождения Иисуса и евангельских рассказов, но есть поучения и наставления, и среди них кое-где проскальзывает вера еще более ранних христиан, а именно в Иисуса как человека, получившего божественность только после воскресения (напр, письмо к Ефесянам 1:19-21). Более того, сам Павел не разделял этого убеждения.

Затем были первые Евангелия (около 70-х гг н.э.), где Иисус обожествляется с момента своего крещения. Примером тому служит Евангелие от Марка, поэтому оно начинается с крещения Христа.

В последующих текстах божественность Иисуса при рождении исходила от Святого Духа, а в последнем каноническом, Евангелии от Иоанна, уже закреплен догмат первоначального божества: «В начале было Слово, и Слово было с Бог, и Слово было Бог…”.

Первые христиане были крайне эсхатологичны, ожидая конца света «на днях, а может быть, и раньше», и для них было важно именно учение Христа о спасении в условиях надвигающегося Апокалипсиса (но о конце мир, как мы видим в Апокалипсисе, Иисус не учил, это пришло позже), и его «добожественный» жизненный путь был неинтересен. Когда через пару поколений христиан стало ясно, что конец отложен, а первоначальным является божество Христа, христианская богословская мысль обратилась к вычислению более или менее точной даты конца, а также к более детальному изучение подробностей жизни Христа, его семьи и предков.

Здесь это был, пожалуй, запрос от общества. К тому времени христианство вышло далеко за пределы иудейской секты, и возникли общества, которые не опирались на еврейские тексты и традиции, но перед глазами бывших язычников стояли примеры рассказов о детстве богов и полубогов (Зевс и Геракл, например). Если Иисус был Богом-Сыном до начала времен, то в детстве это должно было как-то проявляться.

До установления единого канона христианство было чрезвычайно разнообразно как по количеству общин, так и по духовным воззрениям.

Все это в совокупности породило большое количество устных преданий, которые позднее были записаны и оформлены в духовные тексты для внутреннего употребления отдельными общинами.

Именно в них Христос наделен богатым на различные события детством. Повторюсь, это не скрытые секретные подробности и не хитрая особая легенда. Это эпопея, десятилетиями рождавшаяся внутри конкретного общества, возникшая из коллективной памяти и откликавшаяся на актуальные проблемы конкретных людей.

Евангелие детства Томаса

Очень интересный источник. Не путайте его с текстом под названием «Евангелие от Фомы», это два разных документа. «Евангелие младенчества» было окончательным уже в 180 году, когда цитаты были найдены у Иринея Лионского, где он осуждал его как еретическое.

Чтобы избежать лишних подробностей об авторстве и версиях этого апокрифа, давайте сразу углубимся в текст.

Иисусу пять лет, он играет и по дороге чудесным образом вычистил воду из лужи, замесил глину, слепил из глины двенадцать воробьев.

Обратите внимание: Когда ждать обновление бонового магазина? Какие танки потенциально могут там появиться?.

Была суббота, и кто-то спросил Джозефа, что его сын нарушил закон и что необходимо принять меры. Земной отец прибежал на место и только решил упрекнуть Сына, как он хлопнул в ладоши, и птицы ожили и улетели. С этого момента евреи начали что-то подозревать. Между прочим, этот рассказ из апокрифов попал и в Коран (5:110).

Более того, сын некой Анны Писчицы играл, брал прутик и окроплял им воду из лужи (той самой, которую прежде очистил Иисус), на что Иисус сказал: «..теперь ты засохнешь, как дерево, и у тебя не будет ни листьев, ни корней, ни плодов…» Мальчик тут же засох (скорее всего, насмерть – не уточняется).

Следующий эпизод - Иисус идет по деревне, какой-то мальчик толкнул его, Иисус обиделся и сказал: "Дальше ты не пойдешь". Мальчик умер мгновенно. Реакция других очень интересна. Жители были крайне удивлены, что «каждое его слово превращается в дело» и пришли к Иосифу с конструктивным предложением: либо покинуть деревню с семьей, либо научить Иисуса не только проклинать, но и благословлять, потому что дети будут скоро оставить пустым.

Иосиф пытается упрекнуть Иисуса и говорит, что это невозможно, и Иисус отвечает, говоря, что он знает, кто попросил Папу сказать это, и ради него он будет хранить молчание, но «они должны быть наказаны». Любой, кто приходил к Йозефу с презентацией, тут же был ошеломлен. В то же время Иосиф пытается наказать Иисуса, а тот толкает его на непонятную духовную фразу. Это по-прежнему гностический текст, и очень часто это тайное знание. Более того, их будет больше.

Некий учитель Закхей услышал эту очень мудрую фразу и предложил научить Иисуса читать и писать, но был сурово отрезан юным Христом до такой степени, что учитель осознал свою никчемность, о которой сетовал на целый абзац. Евреи стараются утешить духовно просвещенного Закхея, а Иисус произносит очень духовную мысль, после которой «..те, которые угнетались его словами, исцелялись...» в едином списке.

После этого представления Иисус направил свои силы на добрые дела: мальчик играл с ним и упал с крыши насмерть. Они по привычке обвинили Иисуса, которому он поднял мальчика и спросил: «Я тебя бросил?», а он сказал: «Нет, Господи». Люди были тихими.

Юноша рубил дрова, раздробил себе ногу и истек кровью, а Иисус исцелил рану.

Более того, уже в шестилетнем возрасте Иисус по указанию Марии идет за водой с кувшином, но разбивает его. Потом он развернул свою одежду, набрал там воды и принес матери.

Иисусу 8 лет, они с Иосифом пошли сеять пшеницу, Иисус посеял одно зерно, а когда обмолотил его, то было сто мер (короче много).

Иосиф был столяром у богатого человека, и была проблема — одна перекладина была короче другой. Иисус вытащил короткий жезл, и они стали такими же.

Затем идут стихи, где Иисуса снова ведут к учителю, происходит аналогичная ситуация, когда сам Иисус задает вопрос, а учитель сердится и пытается ударить Иисуса, но заканчивается тем же роковым исходом. Затем другой учитель решил учить Иисуса, но вместо этого Иисус учил учителя и других в доме учителя.

Иисус воскрешает своего брата Иакова, когда его укусила змея, воскрешает ребенка, умершего от болезни, воскрешает человека, погибшего при обрушении дома.

А в последнем стихе полностью повторяется история «Иисуса в храме» из Евангелия от Луки.

О детстве Христа было, очевидно, две легенды, но они различались в деталях, поэтому сменявшие друг друга писатели просто слагали их одну за другой, и таков весь текст Евангелия Младенчества”.

Налицо явный «рисунок» обеих частей рассказа. В первой части”:

  • три чуда (оживил птиц, высушил мальчика, убил мальчика и ослепил родителей),

  • попробуйте отправить учителю,

  • три чуда (оживил всех мальчиков и вернул зрение их родителям, оживил упавшего с крыши, вылечил дровосека).

И эта структура повторяется во второй «части”:

  • три чуда (воду в одежде носил, с одного зерна собирал, палку деревянную вытягивал),

  • попытка отправить к учителю (один умер, другой понял, что он здесь не учитель),

  • три чуда (исцелил Иакова, вырастил ребенка, вырастил человека).

Во многих рассказах есть аллюзия на канонические евангелия (это значит, что автор текста был с ними знаком), только чудеса Иисуса и его споры с фарисеями перенесены в детство и добавлена ​​какая-то чепуха. Автор пытается, так сказать, показать, что как Бог еще до рождения Иисус занимался теми же делами с детства, что и в последние три года своей жизни. Это гностическое понимание детства Христа. Эти же гностики (не все, но некоторые группы) не признавали человеческой природы Иисуса и человеческого детства и считали, что Иисус в детстве поступал точно так же, как и во взрослой жизни.

Заключение

Это не единственный текст, описывающий детство Иисуса. Есть еще, например, Арабское Евангелие о детстве Спасителя, книга Иосифа-плотника, Псевдо-Матфей и некоторые другие, в которых так или иначе упоминается рождение и ранние годы Иисуса.

Евангелие младенчества от Фомы, на мой взгляд, наиболее интересно, когда дело доходит до описания детства Иисуса. Во-первых, интересно, как «маленький» Иисус воспринимался конкретным обществом, в котором родился этот текст. Языческое влияние очень заметно, «маленький» Иисус, как маленький языческий бог, не может контролировать свою силу, быстр и груб со старшими, но определенно уже обладает тайными знаниями, вызывающими благоговение у окружающих. Здесь соединились христианство, язычество и гностические воззрения. По мере того, как господствующее христианство кристаллизовалось в 4-м и 5-м веках, такие учения и тексты были осуждены как ересь и в конечном итоге исчезли. Хорошо, что сами тексты сохранились до наших дней и являются предметом научного изучения.

Я не ставил целью данной статьи всесторонний анализ «Евангелия детства», научных работ на эту тему достаточно. История ранней церкви лично для меня представляет большой интерес. Выяснить, как и во что они верили в самом начале христианства, как оно менялось и почему, и как оно смогло захватить мир и эволюционировать вместе с ним, на мой взгляд, очень любопытно. Если есть интерес к этим темам, могу написать еще.

На этом все, спасибо за внимание!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Когда Христос был маленький с кудрявой головой.